Значение развития воли у ребенка
11Ошибочно думать, что положительными качествами человек наделяется при рождении. Их необходимо воспитывать и культивировать, а нежелательные – наоборот, пытаться искоренять. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей происходит постепенно. Это такая же область совершенствования, как и интеллектуальное, речевое, физическое, и требует проведения регулярных тренировок, внимательного отношения.
Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста – это воспитание эмоций и чувств, а также навыков:
- управления ими;
- понимания чужих ощущений, сопереживания;
- выстраивания поведения в зависимости от эмоций;
- определения целей, способов получения желаемого и организации работы по достижению результата.
Составляющие эмоционально-волевой сферы
В состав эмоционально-волевой сферы каждого человека входят:
- чувства – это внутренние ощущения, выражающие отношение к каким-либо объектам;
- эмоции – простейшие реакции на происходящее: радость, гнев, удивление, печаль;
- настроение – некое состояние, которое сопровождается чувствами и эмоциями, но зависит не только от них, но и от физического, нервного состояния, определяется темпераментом и характером, может быть хорошим, плохим, постоянным или изменчивым;
- воля – это способность человека ставить перед собой цели, разрабатывать пути их достижения и прилагать соответствующие усилия.
Вот почему так важно развивать эмоционально-волевую сферу у детей дошкольного возраста. Именно в этом периоде начинает формироваться характер. Малышу необходимо объяснять, какие бывают чувства, какие из них положительные и отрицательные. Нужно комментировать его состояние и давать определение эмоциям, которые он испытывает: «у тебя поломался песочный замок – ты зол и расстроен», «ты увидел любимую игрушку – это радостно», «тебе весело» и т.д.
Позвольте дошкольнику испытывать чувства, чтобы потом он научился их контролировать. Кроме того, человек, который приучен все время сдерживаться, часто испытывает внутренний стресс. Он не способен сопереживать, раздражается от эмоциональности других. Про таких людей говорят, что они холодные, бесчувственные.
Эмоционально-волевое развитие ребенка
Стоит отдельно остановиться на развитии волевой сферы детей дошкольного возраста. Всем нам знакомы такие качества, как целеустремленность, собранность, ответственность, дисциплинированность. Их относят к положительным. Они необходимы в процессе всей жизни: в школе, университете, на работе. Все эти качества – приобретенные.
В процессе становления сменяются основные этапы развития воли у ребенка:
- Новорожденный понимает, какие действия совершить, чтобы получить определенный результат, например, потрясти погремушкой – будет звук и будет весело. С каждым днем он прикладывает все больше усилий и все лучше и быстрее достигает пусть маленькой, но цели.
В период до года также происходит интенсивное развитие волевых качеств ребенка. Младенец настойчиво пытается сесть, и у него это получается. Далее собирается ползти – и ползет, потом учится ходить – и начинает передвигаться, например, чтобы достать любимую игрушку и т.д. - Период до школы – самый активный этап в развитии воли у детей. Melbet, Melbet365 являются полными клонами. Линии совпадают на 100%. https://rtra-series.ru/melbet/ более подробная информация о двух букмекерских конторах. На этом этапе они прикладывают максимум усилий к достижению цели. Малыши уже понимают, что нужно делать и как долго, какие это принесет плоды. У них формируется определенный уклад жизни, появляются задатки дисциплинированности, настойчивости. Дошкольники учатся самообладанию, могут сдерживать плач, желания.
- В младшем дошкольном периоде они только начинают понимать словесные требования и выражать свою волю вербально. Часто их действия импульсивны и не соотносятся с результатом.
- Малыши старшего возраста уже могут выразить свои требования словами, понимают, что такое хорошо или плохо, нельзя или можно. Они прикладывают больше усилий для достижения результата и работают над задачей продолжительное время. Перепады настроения у них случаются не так часто.
Развитие воли у детей дошкольного возраста подчиняется основному правилу всех развивающих систем: происходит вследствие регулярных занятий и в процессе игры.
Упражнения и рекомендации
Есть упражнения на развитие воли у детей, которые способствуют формированию целеустремленной личности. Вот несколько из них.
«Я, как мама»
Предложите дошкольнику поставить себя на место мамы и убедить зайчика съесть кашу, выучить стих и т.д.
«Заморозка»
Усадить малыша на стул и не разрешать двигаться в течение какого-то времени, например, 3 минут. За невыполнение – штраф, за выполнение – поощрение. Каждый день понемногу увеличивать время на минуту.
«Я не первый»
Игра для ребят от 4-х лет и старше в группе. Они выстраиваются друг за другом и идут медленно к какому-либо предмету. Задача – прийти последним. Эта игра тренирует слишком активных дошкольников, учит их сдерживать себя.
Общие рекомендации
Волевое развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется ежедневно. Оно проявляется в системе запретов, которые он учится понимать: заменить конфету яблоком, потому что много сладкого нельзя, идти спать, потому что уже время, вместо просмотра мультиков до глубокой ночи и т.д. Также оно выражается в системе поощрений: выучу стих – получу аплодисменты и уважение мамы, построю самый высокий замок – буду лучшим строителем двора, буду много прыгать – прыгну выше всех и т.д.
Общие рекомендации по развитию силы воли у детей таковы:
- Позволить дошкольнику самому принимать решения, направив в нужное русло, подсказав оптимальный вариант.
- Показывать на своем примере, не позволять себе того, что не позволено ему.
- Формировать самостоятельность, помогать в чем-то, но не делать за сына или дочку.
- Поддерживать радость от полученного результата: малыш должен видеть, что вы рады вместе с ним.
Развитие силы воли у детей – важный этап формирования полноценной личности, которая способна достигать намеченного, прикладывать адекватные усилия и получать удовольствие от проделанной работы.
Источник
Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.
Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.
С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспитанию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга — важное условие воспитания воли.
Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в “большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Например, учительница II класса обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В течение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также организует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои порывы, контролировать друг друга.
Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младшего школьника воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школьников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иногда школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодоления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым, с крепкими нервами людям.
Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорнаяработа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).
Вопросы для повторения
1. Что такое воля?
2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.
3. Охарактеризуйте основные волевые качества.
4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?
5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.
6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?
Практические задания
1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из учеников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.
2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.
Источник
Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Поведение новорождённого носит непроизвольный характер, оно состоит из безусловных рефлексов (например, у ребёнка имеются сосательные рефлексы, рефлекс хватания, различные защитные рефлексы и т. д.).
В дальнейшем происходит овладение своими движениями, образование простейших двигательных навыков. Младенец в возрасте 2–3 месяцев, увидев какой-либо заинтересовавший его предмет (например, яркий шарик или погремушку), приходит в общее двигательное возбуждение и производит большое количество хаотических, неупорядоченных движений ручками и ножками, которые обычно не приводят к результату.
Когда же ребёнку удаётся иногда случайно захватить или задеть видимый предмет, у него начинает накапливаться известный опыт и в дальнейшем младенец всё более ловко и всё более успешно производит свои хватательные движения. Физиологической основой этих произвольных движений является образование временных связей между зрительными и двигательными анализаторами.
Вместе с развитием ручных произвольных движении ребенок овладевает движениями туловища и ног.
Последовательно ребёнок научается поднимать и удерживать головку. Потом сидеть, стоять, а затем (к концу первого года — началу второго) начинает самостоятельно передвигаться.
Большие успехи делает ребёнок на первом году жизни также и в овладении своим голосовым аппаратом. Уже в лепете полугодовалого ребёнка слышатся отдельные звуки и звукосочетания человеческой речи. К концу первого года он начинает произносить первые слова.
В развитии произвольных движений важнейшую роль играет собственная двигательная практика ребёнка.
Но уже со второго полугодия жизни, наряду с личным двигательным опытом, источником овладения новыми движениями становится подражание. Подражание, которое имеет очень большое значение в формировании воли, само меняет свой характер на протяжении жизни ребёнка. Если у младенца, и в значительной мере у преддошкольника, оно носит механический характер, то к началу дошкольного возраста оно становится более сознательным, более обобщённым.
На протяжении преддошкольного детства идёт интенсивное развитие произвольных движений. Ребёнок уверенно захватывает руками различные предметы и затем ловко манипулирует ими. Он самостоятельно передвигается шагом, бегом и вприпрыжку, преодолевая несложные препятствия на своём пути. Так с развитием движений у ребёнка возникают предпосылки для дальнейшего развития воли.
Новый важный шаг в развитии воли совершает ребёнок в дошкольном детстве. В этом возрасте происходит интенсивное формирование произвольных действий. При правильной организации жизни и воспитания у дошкольника постепенно вырабатывается умение выполнять какое-либо дело (построить, нарисовать, запомнить и т. д.) в соответствии с заданием, предложенным воспитателем, или с требованиями детского коллектива.
Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношении двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребёнка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий.
По мере того как дошкольник усваивает словесно сформулированные требования окружающих людей и общепринятые правила поведения, они начинают оказывать влияние на его поступки даже в тех случаях, когда он действует самостоятельно, без непосредственного руководства со стороны взрослых. Это и придаёт его действиям преднамеренный, произвольный характер.
Волевые качества появляются не сразу, они проходят сложный путь развития на протяжении дошкольного детства. Младшие дошкольники ещё испытывают большие трудности в овладении своими действиями. Участвуя в коллективных играх, они часто нарушают правила, делая не то, что требуется коллективным замыслом игры, а то, что им в данную минуту хочется.
Один трёхлетний малыш, которого старшие дети посадили в «пароход», сделанный из стульев, во время рейса вдруг встал со своего места и отправился «по бурным волнам океана» доставать заинтересовавшую его игрушку, лежавшую поблизости. Этот поступок вызвал справедливые нарекания всех участников игры, так как малыш не сумел подавить возникшее у него желание, хотя оно и противоречило правилам данной игры.
Значительные трудности испытывают также младшие дошкольники при необходимости выполнить какое-либо учебное задание, предлагаемое воспитателем в словесной форме.
Однажды четырёхлетним детям предложили разложить кучку картинок, на которых был изображён ряд животных, растений и неодушевлённых предметов, на три группы так, чтобы в каждую попадали «похожие друг на друга». Таким образом, воспитатель хотел посмотреть, как дети будут производить сравнение и обобщение предметов.
Однако через несколько минут после начала занятий малыши совершенно видоизменили данное задание и, вместо того чтобы производить мало интересовавшую их группировку, затеяли игру, в которой лошадки и коровки, изображённые на одних картинках» «ели» травку и цветы, нарисованные на других картинках. Наглядно воспринимаемое содержание картинок отвлекло их от выполнения словесно сформулированного задания.
Однако наряду с такого рода явлениями уже у младших дошкольников постепенно складывается умение действовать произвольно. Это обычно бывает тогда, когда на поведение ребёнка непосредственное влияние оказывает взрослый, предъявляя ему определённые требования и так или иначе оценивая его поступки.
Слова «нельзя» или «нехорошо» действуют уже на преддошкольника. Ещё более глубоко влияют указания взрослого на поведение маленького дошкольника. Даже в тех случаях, когда ребёнок пытается как-либо обойти эти указания, они всё же оказывают определённое влияние на его поведение.
Мать Олега Кошевого рассказывает, что, когда он был маленьким, она наблюдала такую комическую картину. Олег стоял перед кустом смородины и, запрятав руки за спину, пытался зубами срывать ягоды. Держался он на ногах ещё плохо, часто терял равновесие и шлёпался на траву. Но подымался вновь, производил все действия только ртом, не дотрагиваясь до ягод руками.
Оказалось, что дедушка, который пользовался у Олега большим авторитетом, строго приказал ему ничего в саду «не трогать руками». Мучимый соблазном попробовать ягоды, мальчик решил воспользоваться таким странным приёмом, чтобы не нарушить запрещения деда.
Годам к пяти, т. е. в среднем дошкольном возрасте, происходят существенные сдвиги в развитии детской воли. Участвуя в сложных коллективных играх и занятиях, выполняя различные указания и требования воспитателя, ребёнок постепенно научается руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями. Ребёнок овладевает не только внешними действиями, но и внутренними психическими процессами. В главах, посвящённых восприятию, памяти, вниманию, мы уже указывали, что в это время у детей впервые начинают формироваться произвольное запоминание, произвольное внимание, произвольное восприятие и т. д.
На этом этапе развития детская воля оказывается, однако, ещё очень неустойчивой и ребёнок способен действовать произвольно лишь при наличии соответствующих благоприятных условий. Только в том случае, если цель, поставленная перед ребёнком, ему совершенно ясна и может быть достигнута в условиях привычной для него деятельности, он может руководствоваться ею в своём поведении. Такие условия создаются, например, в игре.
Так, если ребёнку предлагают стоять неподвижно, сохраняя определённую позу для того, чтобы научиться это делать, то он не в состоянии овладеть собой и очень скоро начинает двигаться, нарушая таким образом предъявленное к нему требование. Но если ему необходимо сохранить эту позу, выполняя, например, роль стоящего на посту милиционера, то необходимость оставаться неподвижным настолько для него очевидна, что он успешно справляется со своей задачей, обнаруживая произвольность в своём поведении.
К концу дошкольного возраста, у старших дошкольников произвольность может достигнуть той ступени развития, когда ребёнок в выполнении своих действий меньше зависит от тех обстоятельств, в которых они производятся.
Ребёнок уже произвольно обращает внимание, произвольна запоминает, произвольно совершает какие-либо практические действия в самых разнообразных условиях — в игре, в трудовой деятельности, в учебных занятиях. Он постепенно научается ставить перед собой всё более отдалённые цели и подчинять им свои действия.
Это развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему указывает их воспитатель.
Давая ребёнку указание, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях, организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, воспитатель постепенно приучает ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.
Выполнение задания приучает ребёнка подчиняться в своих действиях сознательным целям и преодолевать на пути их достижения известные препятствия.
Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его нравственное воспитание. Воспитание советского патриотизма, любви к родине, уважения к советским людям и к их труду формирует у ребёнка благородные стремления, высокие общественные мотивы деятельности являются необходимыми для развития волевых качеств будущего гражданина нашего общества.
Источник