Значение развития у ребенка действий с предметами

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

       «Особенности развития действий с предметами в первый год жизни».

    Первый год – ответственный период в жизни ребёнка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами. Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность.

    Возможность познания предметов, окружающих ребёнка, в большей степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. В новорождённый период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно – рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно. Целенаправленные действия формируются у ребёнка в процессе воспитания и обучения.

    Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве), а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка, и в частности на развитие речи.

    Первая двигательная функция руки – схватывание. Сначала выявляется как врождённый рефлекс «Робинзона», он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Он исчезает уже в первые месяцы, замещаясь хватательным рефлексом. Схватывание предметов как действие формируется у ребёнка в процессе общения со взрослым и является результатом обучения.

      С 3 месяцев начинается период сенсорной активности. От 2,5-3мес. До 4-4,5мес. у ребёнка возникает этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом. В этот период малыш впервые познаёт объективные свойства предметов. С 4 до 7 мес. для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств предмета, умение привести предмет в движение. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Похлопывает по предмету, стучит им, размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание. В 6 мес. ребёнок не только крепко удерживает вложенный в руку предмет, но и берёт его из любого положения. ОТ 7 до 10 мес. у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве. Он выполняет двух активные действия: вкладывает и выбрасывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, а затем пытается нанизать; захлопывает крышку коробочки и т.п. С 8-9 мес. малыш крепко сжимает игрушку, если её хотят отобрать. Он берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. От 10-11 мес. до 1г.2мес.-1г.3мес. появляются функциональные действия, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т.п.).

    Для успешного развития действий рук необходимы следующие занятия: в первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони вкладывать поочерёдно шарик диаметром 2-2,5 см, добиваясь схватывания, палочки диаметром 1см, валики, сделанные из клеёнки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки при схватывании, развивают тактильную чувствительность ладони. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребёнка, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Рефлекторные упражнения и упражнение на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, однако они полезны для развития осязания. Если в 2-3мес. игрушки-подвески используем для того, чтобы научить ребёнка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5-6мес. они необходимы для развития целенаправленных движений руки к предмету, умение захватывать и подтянуть его к себе. Подтягивание к себе один предмет, вызывает перемещение и других. С этой целью подвешиваем шарики, колокольчики, ленточки, погремушки и т.п., укреплённые на шнур, который связан концами. После 6 мес. учим выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один малыш изменяет положение другого. Например-привязать колечко к неваляшке, машинке и т.п. Выкладывание предметов из ёмкости путём переворачивания (высыпание шариков из ведёрка, опрокидывание тележки с кубиками); поочерёдное выкладывание предметов (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить последовательные действия); снятие предметов с опоры (колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты; нанизывание колец большого размера на стержень); открывание матрёшек, бочат ( с помощью ленты, приёмом подтягивания), вытаскивание грибков, ёлочек. Используем игрушки-вкладыши (цветные колпачки, матрёшки, ведёрки и т.д.) Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать при этих движениях пальцы руки. С 8-9 мес. с целью развития моторики пальцев проводим игру «Открой сам» (дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путём проталкивания). Он самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены. «Прокатывание колёсных игрушек» (цель научить ребёнка действовать с игрушкой в соответствии с её свойствами). В 10-12мес. с детьми проводим дидактические игры «Что мы спрятали в коробку?», «Чудесный мешочек», в который вложены игрушки (шарики, кубики, колечки и т.д.) Встряхивая мешочек, побуждаем ребёнка доставать из него предметы, рассматривать их. В этом возрасте ребёнок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень, игры с пирамидкой (разбирать и собирать 3-5 колец), ставить «кубик на кубик». Малыш успешно действует с «занимательной коробкой», в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разной величины. Предлагаются также столики с грибочками, ёлочками. Упражнения для руки заключаются в тренировке умения взять предмет кончиками пальцев, соотнести с плоскостью, приложить усилия для соединения деталей с основанием. Они полезны для развития не только действий руки, но и глазомера, чувств, эмоций, а в конечном счёте мышления и речи ребёнка.

     На протяжении всего первого года жизни воспитатель использует метод пассивных движений с разной степенью активности со стороны ребёнка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребёнка, затем вместе с ним, всё чаще внося элементы активности.

Источник

Евгения Кривошапкина
Консультация «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Однако по отношению к младенцу этот вопрос приобретает значение проблемы, ибо в первые месяцы жизни у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия. В новорожденный период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно.

Целенаправленные действия, в том числе и руки, формируются у ребенка в процессе воспитания и обучения постепенно на протяжении первого полугодия его жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, пальцы выполняют особые хватательные движения. Так рука начинает действовать как человеческий орган.

Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности, речи.

Однако проходит значительное время, прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека. Первая двигательная функция руки схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс Новорожденный, ухватившись за предмет, прикасающийся к его ладони, способен повиснуть на нем всем телом это т. н. рефлекс Робинзона, или ладонный рефлекс, так как он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев.

В 2 месяца дети начинают фиксировать взглядом неподвижные предметы и следить за передвигающимися, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

С 3 месяцев у ребенка начинается период сенсорной активности.

С 2,5—3 до 4—4,5 месяцев этап,который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако действия все еще носят безусловно-рефлекторный, т. е. случайный характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребенок удерживает в руке игрушку, если взрослый

вкладывает ее в ладонь: в 2 месяца 2—3 секунды, в 3 месяца — до 10 секунд, в 4 месяца до 20 секунд. В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания.

С 4 до 7 месяцев ребенок начинает активно обнаруживать скрытые свойства объекта, приводить предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может бросить его в определенное место, например на пол, похлопывать по предмету, стучать им, размахивать, чтобы вызвать звучание.

В 5 месяцев при схватывании более активными становятся пальцы. Так, например,заметно доминирует большой палец: ребенок отводит его при схватывании объекта. Для этого особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмично взмахивать ими, извлекая звуки, перекладывать в другую руку.

В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать руку предмет, но и брать его из любого положения. Какие же представления о предметах появляются у ребенка на этом этапе? Он познает движение предметов как следствие их притягивания или отталкивания, а главное, выделяет форму предметов в соответствии с возможностями их схватывания и перемещения. У него появляется способность выделять постоянные свойства предмета, независимые от его положения. Так, у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать и любимой.

В 7—10 месяцев появляется способность соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Ребенок выполняет двухактные действия: вкладывает и выкладывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробки; воспроизводит вращение предмета, ударяя по нему,стремится вызвать звук: использует один из предметов в качестве орудия и т. п.

В 8—9 месяцев малыш крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать. Он берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Появляется превалирование функции одной руки, чаще правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. Малыш познает новые свойства предметов. Он различает части в предмете, определяет его место в пространстве, осваивает такие действия, как разъединение и соединение, осуществляет направленное движение предмета, усваивает различные пространственные отношения предметов (в, на, под, за, над) и т. п.

От 10—11 месяцев до 1года 2 месяцев—1 года 3 месяцев у детей появляются т. н. функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают использовать предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). Совершенствуются действия, выработанные ранее, а также отмечаются обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжении этого периода совершенствуются действия руки: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Какие же занятия необходимы ребенку на протяжении первого года его жизни для успешного развития действий рук?

В первыемесяцы с детьми на основе ладонного рефлекса целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони поочередно вкладывают шарик диаметром 2—2,5 см, добиваясь схватывания. Используют шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовые, деревянные, а также самодельные матерчатые гладкие, махровые, покрытые мехом, кожей и т. д., твердые и мягкие. К шарикам следует прикрепить ленточки, которые позволят взрослому опускать их сверху в ладонь ребенка, а ребенку действовать относительно самостоятельно под контролем взрослого. Шарики можно поочередно опускать в каждую руку; одновременно в две руки вкладывать шарики одинаковые и разные и т. п. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Полезны вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки (схватывание, сжимание, дифференцировку положения большого пальца руки при схватывании развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения и упражнения на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, так как выполняются с помощью взрослого, однако они полезны для развития осязаниями 3—4 месяца реакция возникает уже не только при вкладывании, но и при случайном захватывании предметов.

Все пособиядля самых маленьких должны быть изготовлены добротно: пуговицы пришиты крепко, палочки не иметь заусенцев, валики без острых выступов. Ребенку не следует давать мелкие предметы, поскольку он может взять их в рот и проглотить. Все действия с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно подтягивая за один’ конец, побуждает малыша не только крепче схватывать шнурок, но и перехватывать его.

В 5 месяцев ребенок может взять предмет, если он находится в поле его зрения и расположен удобно, в 6 месяцев он хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

С этого времени можно учить ребенка захватывать предмет не только из разных положений, но и разными способами: петлеобразное движение сверху; плавное приближение с постепенным опусканием; движение, скользящее по поверхности. Вначале взрослый рукой ребенка описывает траекторию по направлению к предмету, малыш как бы разучивает движение, затем начинает выполнять его самостоятельно. Совершенствование движений идет на протяжении всех последующих месяцев.

Если в 2—3 месяца игрушки – подвески использовались для

того, чтобы научить ребенка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5—6 месяцев они необходимы для развития целенаправленных движении руки к предмету, формирования умения захватить и подтянуть его к себе.

С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки и т. п., укрепленные на шнуре, который связан концами. Подтягивая к себе один предмет, малыш вызывает перемещение других, на которые затем переориентируется и начинает захватывать. После 6 месяцев начинается второй период развития действий с предметами. На протяжении второго полугодия первого года жизни воспитатель обучает малыша следующему. Выполнение действий с 2 — 3 предметами — воздействуя на один, малыш изменяет положение в пространстве другого. Выкладывание предметов из емкости путем ее переворачивания (высыпание всех шариков из ведерка или опрокидывание тележки с кубиками и т. п., поочередное выкладывание предметов с опорой на автодидактические свойства материала (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить цепь последовательных действий и т. п.

Вкладывание предметов в полое пространство (например, в коробку, ведерко): поочередно с опорой на автодидактические свойства материала и без опоры на эти свойства (т. е. вкладывание игрушек по одной, по две вне какой-либо системы). Проталкивание предметов (занятия с шаробросом, дидактической коробкой и т. п.).

Прокатывание предметов: толкание игрушки от себя, следование за отталкиваемым предметом, прокатывание с лотка и т. п.

Снятие предметов с опоры: колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты в горизонтальной плоскости.

Нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости).

Рассоединение двух предметов или одного предмета,состоящего из двух взаимосвязанных частей: вытаскивание грибков, втулок из отверстий панели; открывание матрешки, бочат и т. п.

Открывание коробок: снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами.

Выполнение двухактных, взаимоисключающих действий:

выкладывание — вкладывание; снятие — нанизывание, рассоединение — соединение.

Одним из методов обучения детей первого года жизни (после 3 месяцев) действиям с предметами является метод пассивных движений (взрослый выполняет действие рукой малыша). На. протяжении всего первого года он использует этот метод с разной степенью активности со стороны ребенка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребенка, затем вместе с ним.

Начиная с 3 месяцев после каждого применения вышеописанного метода взрослый дает ребенку возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью, не опережая его инициативу. После пассивного упражнения надо стимулировать активность ребенка, проявляющуюся в самой элементарной форме.

При действиях с предметами взрослый должен давать ребенку время на их рассматривание, не торопить переходить к непосредственному выполнению.

Другой метод обучения действиям с предметами — «случайного действия». Взрослый заранее планирует ситуацию, в которой ребенок встает перед необходимостью выполнить задание. Метод «случайного действия» позволяет исподволь, незаметно подвести ребенка к самостоятельному выполнению задания. Это особенно важно до 3 месяцев, когда у ребенка не сложилось еще целенаправленного воздействия на предметы.

Вначале следует подбирать объекты, наиболее удобные для

схватывания, сжатия, а затем и захватывания их из удобного положения.

Как уже было сказано, с 6 месяцев с младенцами проводят занятия с игрушками, формируя навык захватывания из любого положения. При этом подбирают такие упражнения, которые позволяют активизировать движения большого пальца Детям предлагают игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном погремушки. Ассортимент их невелик, поэтому взрослый прибегает к самоделкам, используя «мордочки» кукольного театра бибабо. Так, например, можно изобразить петрушку, матрешку, зайчика, поросенка, мишутку, пришив к «мордочкам» чехольчики, которые имеют «ручки», «лапки». Чехольчик натягивают на кеглю или продолговатую погремушку, а внизу, там, где начинается ручка, стягивают шнурком. Игрушку можно дополнить звуковым оформлением, пришив маленький колокольчик к колпачку петрушки или вложив в кеглю мелкие предметы так, чтобы они гремели, но не высыпались (для этого плотно заклеивают ее основание). Малыши очень любят самодельные сюжетные погремушки. Они вглядываются в их «мордочки», встряхивают их, забавляются с ними.

С момента возникновения целенаправленного захватывания, умения крепко удерживать предметы в руках все упражнения активно выполняются самим ребенком. Его действияможно рассматривать в двух аспектах: техническом (как он совершает действие) и смысловом (для чего это делает).

Смысловая сторона действий с предметами развивается интенсивно. Дети начинают выполнять не только движения схватывания, но и проталкивания, вкладывания, подтягивания, выкладывания, перекладывания и т. п. Задача взрослого состоит в том, чтобы активизировать пальцы руки. Для этого используются игрушки-вкладыши: цветные колпачки, бочата, матрешки и т. д.

С 8—10 месяцев интенсивно «работает» не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять более тонкие движения. С целью развития моторики пальцев им дают коробочки, которые | открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглой, квадратной, продолговатой, треугольной. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы.

В 10—12 месяцев с детьми можно проводить дидактическую игру «Чудесный мешочек», который шьют из яркой ткани. Можно сделать его в виде занимательной хлопушки с петелькой для подвешивания. Основанием хлопушки служит круглая коробка, которую обтягивают тканью с красочным рисунком; сбоку хлопушка имеет широкую прорезь, в которую вкладываются игрушки, шарики, кубики, колечки и т. п. Встряхивая хлопушку, взрослый побуждает ребенка доставать из нее предметы, учит их рассматривать. Иногда это пособиеимеет вид китайского фонарика: игрушки вкладывают и вынимают сверху.

В этом возрасте ребенок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Ему предлагают 3—5 колец одинакового размера, которые он последовательно нанизывает на стержень. При этом ребенок совершает петлеобразное движение рукой, делает попытки захватывания кольца кончиками большого и указательного пальцев, т. е. выполняет относительно сложное с точки зрения координации упражнение.

Малыш успешно действует с «занимательной коробкой», в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разной величины. Предлагают малышу также и столики с грибочками, втулочками, елочками упражнения для руки состоят в тренировке умения взять предмет кончиками пальцев, направить его в определенную сторону, соотнести с плоскостью другого предмета, приложить усилие для соединения деталей с основанием. Все эти задачи представляют известную трудность для малыша. Они полезны для развития не только действий руки, но и глазомера, чувств, эмоций, а в конечном счете мышления и речи ребенка.

Источник