Значение развития речи в подготовке ребенка к школе

Значение развития речи в подготовке ребенка к школе thumbnail

Речевая готовность к школе в большой степени определяет, насколько быстро и эффективно ребенок адаптируется к многогранной школьной жизни. Речь является главным средством познания и общения. Вся учебная деятельность в условиях классного коллектива опирается не только на познавательный процесс, но и активно задействует коммуникации. Поэтому речевое развитие первоклассника является основным ресурсом в освоении новой для него роли ученика.

Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе

И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.

Речевое развитие

Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.

Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли. Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника.

К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.

Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.

Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.

Немецкие психологи практическим путем установили, что неуспеваемость первоклассников очень часто обусловлена их слабым речевым развитием.

Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи отображает и общее развитие дошкольника, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Компоненты речевой готовности детей к школе

Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:

  • Сенсорную речь – понимание, что говорят другие;
  • Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз;
  • Словарный запас;
  • Осведомленность.

Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.

Сенсорный и моторный речевой компонент

На первый взгляд может показаться, что говорить о сенсорной стороне речи перед поступлением в школу уже неактуально. Понимание родного языка формируется с первых лет жизни, и различение слов и фраз у старшего дошкольника полностью автоматизировано. Однако русский язык характеризуется такими тонкостями, что и 6-летнему ребенку есть работа в этом направлении.

Существует немало слов, где необходима четкая фонематическая дифференциация. Например, пары слов под-пот, луг-лук, зев-сев, плод-плот, род-рот и многие другие близки по звучанию, и по этой причине сложно различаются многими детьми. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии слухового восприятия и фонематического слуха – следовательно, сенсорной функции. Ее можно и нужно тренировать, так как от способности точно определять звук зависит понимание значения слова, а в дальнейшем и грамотность ученика.

Моторная речь требует другой дифференциации – речедвигательной. Имеется в виду четкая артикуляция при произнесении ребенком звуков и слов. В норме, если ребенок в 6 лет уже произносит все звуки. Но даже, если с особо сложными звуками (р, ш) еще наблюдаются проблемы, важно уделять внимание звучанию всего слова.

Если не уделять правильности произношения, то у ребенка наблюдается недостаточно сформированная звуковая культура, отчего его речь становится «неряшливой». В высказываниях дошкольников (особенно тех, кто еще не умеет читать) встречаются «пинал», «тиливизор», «заец», «посмореть», «эскаватор»  и другие искаженные слова.

Особая сложность заключается в том, что подобные ошибки уже закреплены в устной речи дошкольника, и ему придется переучиваться. Там, где взрослые вовремя обращают внимание, как проговаривает ребенок каждое слово, уровень фонематического развития соответствует возрастной норме, и дошкольник правильно слышит и произносит все звуки и слова.

Словарный запас и осведомленность

Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.

Кроме употребления слова, ребенок должен понимать его значение. О высокой осведомленности можно говорить только в тех случаях, если дошкольник усвоил понятие и верно его применяет.

Ошибочное понимание может сформироваться совершенно случайно, когда ребенок слышит новые для него слова в образных высказываниях и воспринимает по-своему.

Примеры бывают весьма неожиданными. Один дошкольник определил «смысл» как некую крупную утерянную вещь («потерялся смысл»),  другой усвоил слово «насмешки» как мелкие легкие предметы («осыпали насмешками»), третий был уверен, что «конфетти» — это конфеты. Подобные случаи еще раз подчеркивают ответственность взрослых за речевое развитие своих детей.

Диагностика речевой готовности к школе

В настоящее время существует множество диагностико-коррекционных программ, нацеленных на определение уровня речевого развития ребенка, на выявление слабых звеньев и своевременную корректировку речевых нарушений.

Внимательных родителей заботит, как в домашней обстановке вовремя заметить проблемные стороны в развитии речи и своими силами помочь ребенку.

Речевая готовность

Действительно, формирование речи — то познавательное развитие детей, которое происходит при непосредственном участии родителей. И здесь чрезвычайно важны профилактические меры. Все взрослые в семье должны разговаривать с детьми без каких-либо подстроек под детский лепет. Ребенку важно слышать четкую и правильную речь, чтобы ежедневно получать ориентиры в произношении.

Читайте также:  Развитие левого полушария у ребенка

Точно также важен познавательный аспект и наполнение активного словаря. Необходимо знакомить детей с новыми понятиями, объяснять, что означает незнакомое им слово. И главное, нужно тренировать речевые навыки дошкольника при помощи пересказов, придумывания историй, приемов театрализации.

Несложно провести самостоятельно и первичную диагностику речевой готовности к школе. Для этого хорошо подходит упражнение «Истории в картинках». Выполнение задания потребует двух серий последовательных картинок (по 3 картинки в каждой).

Инструкция к упражнению «Истории в картинках».

Предварительный этап. Взрослый раскладывает картинки по порядку и сопровождает рассказом историю, отраженную на них (достаточно использовать 4-6 предложений). После того как ребенок услышит всю историю и рассмотрит изображения, картинки следует убрать. Взрослый просит ребенка повторить рассказ, но уже без зрительной опоры. Допускается задавать наводящие вопросы, если дошкольник испытывает затруднения.

При оценивании рассказа ребенка обращают внимание на несколько параметров:

  • Полно ли передано содержание истории;
  • Отражены ли смысловые связи в рассказе или получилось отдельное описание картинок;
  • Не появились ли второстепенные детали, искажающие содержание рассказа.

Основной этап. Разложить перед дошкольником 3 картинки из другой серии и попросить его составить рассказ. Помощь исключить, ребенок должен справиться самостоятельно. После того как прозвучит история, картинки убираются из поля зрения, а испытуемого просят еще раз повторить свой рассказ. Выполнение оценивается по тем же критериям.

О высоком уровне речевого развития дошкольника можно говорить только в том случае, если он верно воспроизводит рассказ на предварительном этапе, точно передавая смысл и не придумывая лишнего. А при самостоятельном сочинении истории связно описывает картинки, объединяя их общим смыслом, легко оперирует словарным запасом, находит подходящие слова, чтобы передать содержание.

Данное упражнение полезно тем, что позволяет комплексно оценить устную речь ребенка: как он услышал рассказ (понимание речи), смог ли воспроизвести, умеет ли сочинить историю, используя подсказки в виде картинок. Также задание позволяет выявить слабые места в развитии речи ребенка и сконцентрировать усилия на их устранении.

При поступлении в школу ребенку предстоит всесторонне продемонстрировать свои речевые умения, произношение и богатство словарного запаса. Речевая подготовка детей к школе также включает понятливость и осведомленность об окружающем мире, поскольку это важные составляющие общей готовности к школьному обучению.

Источник

Развитие связной речи – необходимое условие

при подготовке ребенка к школе.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

            При подготовке ребенка к школе  особую роль занимает развитие связной речи, которая включает в себя: умение связно и последовательно излагать свои мысли при построении предложений, пересказе текстов, ответах на поставленные вопросы; умение самому задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником.

              Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционное и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

              Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

          Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

          Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

          Благодаря усиленной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, большинству дошкольников  удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его.

                В 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический синтаксический строй родного языка (А.Х. Гвоздев, Г.А.Фомичева, О.С. Ушакова и др).

              Однако, овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

               Глухов В.П. отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. К этому хотелось бы добавить, что не менее важным условием также является сформированность навыка построения связного высказывания.

       Старшие дошкольники овладевают следующими видами связного высказывания:

– составление полных грамматически правильно построенных предложений по сюжетной картинке;

– пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

– составление рассказа  по сюжетной картине или серии картин;

– составление рассказа – описания или сравнительного описательного рассказа;

– составление рассказа из собственного опыта.

– придумывания рассказа по данному началу;

– придумывание рассказа на заданную тему.

            В работе по развитию связной речи важное место занимает пересказ. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания.

        Каких же условий необходимо придерживаться  при обучении детей пересказу:

– целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным для понимания ребенком содержанием;

– подготовка к восприятию текста (отгадывание загадок о персонажах произведения,  уточнение значения отдельных слов, рассматривание иллюстраций к тексту);

Читайте также:  Характеристика процесс психического развития ребенка

– текст  прочитывается в медленном темпе;

– необходим разбор содержания  текста (даются вопросы по содержанию произведения, которые направлены на выделение основных моментов, определение действующих лиц и наиболее значимых деталей произведения);

– выделение основной мысли произведения (что узнали нового, чему учит сказка и т.д.);

– при повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, незаконченных взрослым предложений.

          Дети с недоразвитием речи испытывают определенные затруднения при составлении описательных рассказов. Описание – особый вид связной монологической речи. Обучение описанию оказывает разностороннее  воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

        Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа – описания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины по тематической серии: «Зима», «Весна», картины известных художников («Золотая осень» Левитана и др.).

             В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением (что расположено на переднем плане, позади, слева и т.д.), дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.).

              Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти можно проводить игровые упражнения типа:

– «Кто больше увидит?» – ребенок называет изображенные предметы указанного цвета, назначения и пр.);

–  «Кто лучше запомнил?» – ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины;

–  «Будь внимателен» –  дети заканчивают предложение, начатое взрослым (на переднем плане картины мы видим притаившегося под … кустом зайчика.)

         Описательный рассказ может быть составлен  по любимой игрушке, по различным предметам (овощ или фрукт, ваза с цветами и т.д.), по собственному рисунку. В помощь ребенку можно предложить план рассказа:

– название предмета;

– отличительные признаки: форма, цвет, свойства;

– предназначение предмета (приносимая польза).

            Дети шести лет проявляют большой интерес к творческим  рассказам  (придуманным самостоятельно). Обучение творческому рассказыванию играет большую роль в развитии словесно – логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.

          Дети учатся составлять творческие рассказы по сюжетной  картине, серии картин, по набору игрушек, по данному началу (продолжить начатый рассказ), на заданную тему (без наглядности).

           Творческое рассказывание является наиболее трудным видом рассказывания для ребенка дошкольника, поэтому необходима помощь взрослого, которая включает в себя следующие  приемы:

– беседу – обсуждение данной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей знаний и представлений по теме);

– составление плана будущего рассказа;

– «направляющие» указания к  составлению рассказов (ребенок должен определить место, время действия, основных персонажей и т.д.).

             Очень важно то, с каким настроением взрослый слушает рассказы ребенка. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому ребенку.

Источник

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

Подготовила:

Кривцова.Е.В.

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, и так далее.

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.
Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.

Звуковая культура речи

Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи.
Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки.
Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал.
Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.
Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Лось лосенку покупал
Лодку лыжи и пенал.
А лосиха – мама
Ласты и панаму.

Паша с Мишей не шалят.
Целый день они молчат.
Так как Паша с Мишей
Стать шпионами хотят.

К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Определять наличие звука в слове.
2. Устанавливать последовательность звуков в слове.
Полезны следующие упражнения:
Собери, разбери слово: М, А, К – МАК; Л, У, К — ЛУК.
3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
Помогут такие упражнения как:
– Назови посуду, которая начинается со звука С.
– В названии какой посуды звук С — в конце; звук С — посередине?
– Придумай слова, которые начинаются со звука О.
4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду).
– Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).
Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов.
– Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».
Аналогично разбираются слова, которые придумал ребенок или взрослый.
Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.
Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».
Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например:
Баран+ ка=?
Мо + розы= ?
Ми + галка =?
– Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му».
Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики…
Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел».
Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед:
бато…, бидо… , патро… и т.д.
5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой.
зАмок- замОк…
6. Определять количество слогов в слове.
– Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова).
В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница».
Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова.
– Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…)
К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки:
– Та-та-та — мы везем с собой кота…
Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки.
Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Читайте также:  Что должен знать ребенок в 8 лет для развития

Словарный запас

У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:
– правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван – мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)
– уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…
Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.
Предложите назвать ребенку слова признаки:
– Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….
Выделять четвертый лишний предмет:
– самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.
– синица, воробей, грач, снегирь.
Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…
К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.
Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).
Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный – смешной).
Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :
Снег — снегопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.
С этой целью полезно поводить игры и упражнения:
«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …
«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….
«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….
«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…
«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.
«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…
«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….
Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

Связная речь

Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать.
Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители.
Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку.
Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.
Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

  • Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.
  • Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.
  • Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.
И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.

Источник