Значение развития речи для ребенка

Значение развития речи для ребенка thumbnail

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник

Медведева Ольга
Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»

А. М. Горький

Учёные – лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, даже в учреждениях мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с множеством неправильных ударений и речевых ошибок.

Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь радио – и телеведущих уже не является эталоном, как раньше. В ней наблюдаются и нечёткое произношение, и невыразительное интонирование, и орфоэпические ошибки. Неслучайно учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере устного.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка до года

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [Аристотель, 1963, с. 21].

Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности.Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [Цицерон, 1963, с. 45]. С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.

Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с именем М. В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка. Это и Д. И. Фонвизин и автор учебников по риторике А. Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.

Это небольшое историческое вступление мне понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы.

Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, B.C.Мухина и другие).

Учёные – лингвисты и методисты в последние годы разработали новую концепцию преподавания русского языка, одним из пунктов которой является необходимость более полного и глубокого изучения в школе вопросов фонетики и орфоэпии, усиления внимания к культуре устной звучащей речи. Эта концепция легла в основу федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В соответствии с новыми требованиями дети должны не только знать характеристики звуков и производить фонетический разбор слов, но и правильно ставить словесные и логические ударения, чётко артикулировать звуки, выразительно интонировать фразы, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения призносительных норм.

Эти же задачи перед работниками детского сада ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Воспитатели, должны проводить планомерную работу по развитию речи детей. Но чтобы сделать речь детей правильной, выразительной, эмоционально-богатой, не достаточно одних занятий. Взрослые, общаясь с детьми, должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Если ребёнок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Поэтому совершенно недопустимо в общении с детьми использовать сленг, бранные выражения.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти вперед развития и вести его за собой, т. е. обучение нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Таким периодом, по мнению многих лингвистов, психологов, педагогов, считается возраст 4-5 лет, который назвали периодом «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Ребёнок не начнёт читать, не будет грамотным, если не научится слышать звуки родного языка. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему языка не-обходимо уже в средней группе. Особо важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной речи. Если словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются и дальше, в процессе обучения детей в школе, то звукопроизношение формируется в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание чистого и правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду.

В средней группе детского сада осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова. В старших группах эта работа усложняется. Дети учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и т. д. Принимая все это во внимание, можно сказать, что в детском саду применяется метод опережающего обучения. Если дети овладеют всеми этими умениями в детском саду, в школе будут чувствовать себя комфортно, будут уверены в своих силах, полюбят свой родной язык, приобщатся к чтению русской классической литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. П. Я. Гальпери. Психология как объективная наука. Под ред. А. И. Подольского /вступ. Ст. А. И. Подольского – М., Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480с.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961 г.

3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1976 г.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 г.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Вентер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер., О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. -127с.

6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А. Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384с.

7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры, упражнения со звучащим словом. – М., 1983 г.

8. Максаков А. И.Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр, – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.

9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.-488с.

10.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М.: Педагогика, 1985. -208 с., ил.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка дошкольника в семье

11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина – M.,1984г.

12. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с.

13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981 г.

14. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.

15. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. – М. ,1973 г.

16. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. №3-4, стр. 4.

17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-240 с.

18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М., 1981г.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования-М.:Просвещение,2017г. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.:Просвещение,2017г.

Источник

Речь — инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей и восприятия информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память. Развитие речи с раннего возраста — неотъемлемая часть формирования полноценной психики.

Развитие

Развивать речь у ребенка очень важно.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

Своевременное речевое развитие помогает:

  • стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
  • до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
  • сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
  • расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
  • связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
  • познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
  • в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.

В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира.

Задачи речевого развития

На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.

Речь расширяет возможности для познания. Помимо манипуляций с предметами вокруг себя ребенок начинает фантазировать, узнает новое из рассказов окружающих или художественной литературы.

Какие задачи выполняются при речевом развитии:

  • овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
  • обогатить запас слов (знать и применять много слов);
  • научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
  • обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
  • познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
  • слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
  • запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.

Какие факторы влияют на развитие речи

Факторы

Факторы влияющие на развитие речи ребенка.

Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:

  1. Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
  2. Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
  3. Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
  4. Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
  5. Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.

Этапы

Этапы развития речи ребенка.

На чем основан начальный этап:

  • слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
  • подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
  • азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
  • состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).

Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.

Для общения в этом возрасте характерно следующее:

  • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
  • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
  • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
  • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
  • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
  • осваиваются интонации;
  • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.

Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:

  • обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
  • чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
  • наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
  • в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
  • улучшается восприятие на слух детской литературы;
  • речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
  • при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
  • улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
  • внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.
Читайте также:  Таблица развития ребенка с аутизмом

Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.

Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:

  • возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
  • расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
  • пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
  • сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
  • общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
  • улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
  • речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).

Становление

Становление речи ребенка 3-4 лет.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.

Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:

  • возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
  • внимание не рассеивается, становится устойчивым;
  • словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
  • речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
  • в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
  • развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.

Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:

  • развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
  • словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
  • ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
  • уменьшается количество грамматических ошибок;
  • завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
  • при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.

Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.

Активность

Творческие методы и приемы.

Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:

  • продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
  • применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
  • монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
  • грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
  • голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
  • в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родители первыми знакомят новорожденного с общением. Наблюдая этапы становления речи ежедневно, они могут вовремя заметить нарушения и исправить их.

Чтобы помочь речевому развитию дошкольника, в домашних условиях родителям необходимо:

  • с первых дней четко проговаривать слова, не искажать звуки при подражании детскому лепету;
  • использовать много слов, называть окружающие предметы, описывать бытовые действия, чтобы познакомить ребенка с разными понятиями;
  • в форме игры придумывать с дошкольником новые словоформы для понимания родного языка;
  • обогащать речь эмоциями, сопровождать произносимые слова выразительной мимикой, жестами (улыбаться = радость, хмуриться = печаль);
  • знакомить с детскими книгами, рассказывать короткие истории, подавая пример связного монолога, предлагать ребенку самому придумать продолжение или пересказать сюжет.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

  1. Осязание.
    Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
  2. Зрение.
    Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
  3. Слух.
    Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
  4. Вкус.
    Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
  5. Обоняние.
    Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
  6. Моторика.
    Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

Методы

Методы развития речи у дошкольников.

Методы развития речи у дошкольников

Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

  • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
  • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
  • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
  • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
  • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

Источник