Значение развития моторики ребенка раннего возраста

Людмила Кошарная
Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Пальчиковые игры

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика развивается с момента рождения ребенка и играет огромную роль для общего развития малыша. Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и проходит он своими темпами.

У мелкой моторики есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук. Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками. С развитием самостоятельной речи ребенка все окружающие становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Очень важно обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, лепка и рисование, массаж пальцев. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Сорока – белобока.

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой игры:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

При этом большой палец не загибается.

Пальчик.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот все глядел.

(дети проговаривают текст потешки и выполняют соответствующие движения пальцами, загибают пальцы один за другим)

Русская песенка – потешка.

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашку варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать

Родных братьев потешать!

(Можно спеть такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка)

Упражнения для пальцев и кистей рук.

Кошка.

А у кошки ушки

На макушки,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Мышка.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, или шевелить в стороны и вперед)

Коза.

У козы торчат рога,

Забодать может она.

(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим).

Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник

Елена Анатольевна
Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте

Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Читайте также:  Эндогенные факторы роста и развития ребенка

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика развивается с момента рождения ребенка и играет огромную роль для общего развития малыша. Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и проходит он своими темпами.

У мелкой моторики есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук. Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками. С развитием самостоятельной речи ребенка все окружающие становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Очень важно обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, лепка и рисование, массаж пальцев. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Сорока – белобока.

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой игры:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

При этом большой палец не загибается.

Пальчик.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот все глядел.

(дети проговаривают текст потешки и выполняют соответствующие движения пальцами, загибают пальцы один за другим)

Русская песенка – потешка.

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашку варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать

Родных братьев потешать!

(Можно спеть такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка)

Упражнения для пальцев и кистей рук.

Кошка.

А у кошки ушки

На макушки,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Мышка.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, или шевелить в стороны и вперед)

Коза.

У козы торчат рога,

Забодать может она.

(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим).

Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник

Надежда Сорокина
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкиеи точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторикивключает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Читайте также:  Развитие ребенка в асоциальной семье

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка.

По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.

Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

«Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребёнок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

«Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребёнок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребёнок, а мама или папа повторяют за ребёнком.

«Золушка». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребёнку можно предложить посоревноваться в этой игре.

«Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребёнку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребёнку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.

«Улыбка колобка». Для начала маме на двух альбомных листах нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребёнку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять,например: делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.

«Застёгивание, расстёгивание и шнуровка». Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Ещё дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.

«Лепка». Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

«Рисование и раскрашивание». Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

«Собирание мозаик». Для детей до 3 лет выбирают мозаики с крупными частями. Мозаики также тренируют воображение.

«Вырезание». Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.

• Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, чёткими и скоординированными.

Читайте также:  Проблема психического развития ребенка в психоанализе курсовая работа

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колосок».

Консультация для родителей

Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель: Рябкова И. В. 

п. Тоншаево

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным)пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторныхнавыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка.

По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.

Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

• «Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребёнок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

• «Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребёнок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребёнок, а мама или папа повторяют за ребёнком.

• «Золушка». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребёнку можно предложить посоревноваться в этой игре.

•«Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребёнку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребёнку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.

•«Улыбка колобка». Для начала маме на двух альбомных листах нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребёнку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять, например: делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.

• «Застёгивание, расстёгивание и шнуровка». Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Ещё дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.

• «Лепка». Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

• «Рисование и раскрашивание». Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

•«Собирание мозаик». Для детей до 3 лет выбирают мозаики с крупными частями. Мозаики также тренируют воображение.

• «Вырезание». Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.

• Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, чёткими и скоординированными.

Источник