Значение ранней диагностики в развитии ребенка

Значение ранней диагностики в развитии ребенка thumbnail

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.

В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.

В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.

Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.

В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.

Читайте также:  Развитие ребенка 2го года жизни

Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Программа состоит из трех блоков:

Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;

Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;

Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.

Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»

На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии).   Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются  на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Работая  учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.

       В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Литература

1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ

2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф.  «Психология и педагогика:  методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.

3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992

4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.

5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995

6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.

7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.

8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.

Источник

Ранний период детства является наиболее важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в этот возрастной период происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, сензитивность психики, высокая пластичность мозга, от которых в наибольшей степени зависит формирование эмоций, интеллекта, речи, необходимых личностных качеств.

В настоящее время является бесспорным, что ранняя диагностика ребенка, определяющая уровень и актуальную зону его развития в раннем детстве, необходима для своевременного выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Значение и актуальность проблемы ранней диагностики обусловливаются и рядом социально-педагогических факторов:

Читайте также:  Характеристика речи ребенка со 2 уровнем развития речи

а) педагогической неграмотностью родителей;

б) участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) [2], что зачастую вызывает затруднения в своевременности оказания коррекционно-развивающей помощи;

в) отсутствием координированной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей на ранних этапах развития;

г) недостаточной разработанностью психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции в раннем возрасте;

д) недостаточным числом специалистов для работы с детьми этого возраста.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, в настоящее время 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации, 40 % имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а свыше 60 % детей относятся к «группе риска».

Если те или иные интеллектуальные или эмоциональные качества не получили должного развития в раннем возрасте, то позже наверстать упущенное трудно, а подчас и невозможно, констатирует А.В.  Запорожец.

Л.С. Выготский рассматривал принцип раннего диагностического изучения ребенка как один из непременных при организации раннего выявления отклонений в психическом развитии ребенка.

Результаты отечественных научных исследований доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорригировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации детей раннего возраста зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей познавательного и личностного развития. Именно система своевременной и ранней психодиагностики развития детей раннего возраста позволяет:

– выявить детей с недостатками развития в группах раннего развития ДОУ;

– устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции;

– способствовать полноценной интеграции данного контингента на дошкольном этапе в группы компенсирующей направленности;

– определить оптимальный коррекционно-развивающий маршрут;

– обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, соответствующее его психофизическим особенностям.

Данная задача является ведущим и очень важным этапом в системе психолого-педагогической работы нашего дошкольного образовательного учреждения по выявлению и предупреждению отклонений в развитии детей раннего возраста.

Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста проводится с первых дней поступления детей в группу образовательного учреждения и включает активное и пассивное наблюдение в период адаптации, которое проводится совместно с педагогами группы и медицинской сестрой. Педагог-психолог и педагоги группы ежедневно фиксируют в индивидуальных листах адаптации результаты наблюдений за эмоционально-поведенческими реакциями детей, социальными контактами с взрослыми и сверстниками, сном, аппетитом, медицинская сестра отслеживает соматическое состояние детей и посещение детьми группы детского сада.

Показатели наблюдения выбраны неслучайно, именно они раскрывают на первоначальных этапах трудности в социальной адаптации и развитии детей раннего возраста.

После завершения адаптационного периода педагогом-психологом проводится психолого-педагогический мониторинг с целью определения уровня развития ребенка, его соответствия нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития и максимально раннего выявления и психолого-педагогической квалификации отклонений в развитии ребенка.

В процессе проведения психолого-педагогического мониторинга используется методика Василка Манова-Томова, которая предназначена для изучения психического развития детей от 1-3 лет и состоит из 6 показателей: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), сенсорное и познавательное развитие, культурно-гигиенические навыки, игровая деятельность, моторное развитие.

Необходимо отметить, что диагностическая работа с детьми с трудностями в развитии проводится совместно с учителем-логопедом, который проводит речевое обследования детей с 2,6 лет с целью углубленного изучения речевого развития и его отставания.

Анализ индивидуальных показателей развития детей раннего возраста показал следующее: в 2013-2014 уч.г. у 7 % детей, в 2014-2015 уч.г. у 12 % детей выявлены трудности, связанные с задержкой психоречевого развития, проблемы с длительным привыканием к условиям группы детского сада более 6-8 месяцев, с формированием навыков самообслуживания, эмоциональной неуравновешенностью, поведенческими неадекватными реакциями, которые невозможно скорректировать внешне, отсутствием интереса к игрушкам и игровой деятельности и недостаточное усвоение программного материала.

По результатам психолого-педагогического мониторинга и логопедического обследования педагогом-психологом и учителем-логопедом индивидуально проводятся беседы и консультации с родителями по вопросам индивидуальных особенностей и актуального развития ребенка, нуждающегося в оказании коррекционной помощи в группах компенсирующей направленности.

Таким образом, комплексная работа в выбранном направлении позволила достичь позитивно устойчивых результатов: в 2013-2014 уч.г. 14 детей; в 2014-2015 уч.г. 22 ребенка специалистами ДОУ направлены в ТГПМПКомиссию, по решению которой дети посещают группы компенсирующей направленности, в условиях которых им оказывается своевременная и эффективная коррекционно-развивающая помощь.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка консультации для родителей подготовительной группы

Литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 100 с.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.

Автор: 

Селищева Татьяна Викторовна – педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 38 «Лесовичок», Иркутская обл., г. Усть-Илимск.

Источник

Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.

В настоящее время есть тенденция роста детей с трудностями обучения. По данным различных исследований затруднения в обучении по разным причинам испытывают от 15 до 40 процентов обучающихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.

Специалисты считают, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Поэтому специалисты нашей школы в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога проводят собеседование, раннюю диагностику за год до школы. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК.

Но вот пришёл ребёнок, у которого есть статус ребёнка с ОВЗ в школу. К примеру, у ребёнка трудности в обучении в связи с нарушением интеллекта. Какую мы должны оказать помощь? Во-первых, помощь должна быть комплексной, что мы и стараемся делать. В нашей школе осуществляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются:

– сенсорное развитие

– физическое развитие

– эмоциональное развитие

– речевое развитие

-социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).

При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта.

Внимание детей с ОВЗ:

  •  недостаточная или низкая концентрация; 

  • неустойчивость; 

  • узкий объем; 

  • трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости; 

  • нарушение переключаемости; 

  • возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах. 

Память детей с ОВЗ: 

  • механическое, непроизвольное запоминание; 

  • нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание; 

  • снижение скорости запоминания; 

  • преобладание наглядной памяти над словесной; 

  • снижение произвольной памяти; 

  • нарушение механической памяти. 

Мышление детей с ОВЗ: 

  • несформированность познавательной, поисковой мотивации; 

  • низкая мыслительная активность; 

  • стереотипность мышления, его шаблонность; 

  • нарушения операций анализа. 

Развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ:

  • низкий уровень социальной зрелости; 

  • не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты; 

  • снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;

  • общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ: 

  • недоразвитие сложных эмоций; 

  • некритичность к себе и окружающим; 

  • неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению; 

  • слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций; 

  • может наблюдаться неадекватность эмоций; 

  • позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.). 

Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Источник