Значение работы с тканью для развития личности ребенка

                ГБОУ   ЦПМСС  НОВО   ПЕРЕДЕЛКИНО

       Выступление на методическом обьединении

     Тема:  «Значение работы с разными материалами для развития      личности ребенка».

                                                   воспитатель Ваганова О.П.

                                       Москва 2015

        Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного материала и бросового материала, работать с тканью.

Использовать данный вид техники для развития ребенка предлагали многие педагоги прошлого и настоящего: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ф. Фребель, Е.Н. Водовозова, Л.К Шлягер и многие другие.

   В процессе работы с тканью, бумагой, природным материалом дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, « вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий.

  Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т д.

  Создание поделок доставляют детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

   Работа с разными материалами позволяет педагогам развивать трудовые умения и навыки: пользования клеем и кисточкой, приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. « Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

   Создание поделки помогает развитию воображения детей, то есть способность увидеть в шишке, листе бумаги, ракушке необыкновенный образ.

  Различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Способности развиваются именно в той деятельности, для которой они предназначены. Использование интегрированных занятий создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы, используя для этого средства выразительности, специфичные для того или иного вида художественной деятельности, и обеспечивая глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре и т д.

                       Основные задачи программы.

    Цель данных занятий – развитие творчества дошкольников, в процессе создания образов используя различные материалы и техники, развитие мелкой моторики.

   Задачи

 – развитие эстетического восприятия художественного вкуса;

– развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное     в обычных предметах;

–  развитие художественно- творческих способностей и творчества ребенка;

– обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного материала;

– создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр .

                                              Средняя группа

Задачи

1. Обучение детей основным приемам вырезывание из бумаги ( резать одним и несколькими движениями ножниц, разрезать четырехугольник по диагонали, делать косые срезы, вырезать округлые формы из квадрата и прямоугольника);

2. Ознакомление дошкольников с техникой «оригами»;

3. Оформление созданного изображения более мелкими характерными деталями, чтобы сделать образ более выразительным;

4. Обучение подбору цветов бумаги, сочетающихся между собой;

5. Ознакомление дошкольников с различными природными материалами и формирование них умения видеть в листьях, шишках, веточках сходства с формой некоторых предметов и их частей, учить их простейшим соединениям деталей между собой ( приклеивание более мелких деталей для украшения, соединение деталей с помощью пластилина)

                                     Старшая группа

Задачи

1.  Закрепление приемов вырезания, полученных в средней группе, и обучение приемам вырезывание предметов из листа, сложенного вдвое и гармошкой;

2. Продолжая знакомить детей с основными приемами техники « оригами» (базовые формы «треугольник», «квадрат-основа», « водяная бомбочка»;

3. способность развитию конструктивных умений;

4. обучение дошкольников различным приемам соединения деталей из природного материала, пользуясь сначала пластилином, а затем клеем, соединяя чешуйки за чешуйки или вклеивая бересту между половинками ореха и т д.

5. Ознакомление детей с различными тканями и обучение созданию аппликации из них, используя знакомые детям приемы вырезывания из бумаги;

6. Формирование художественного вкуса и умение  подбирать красивые сочетания бумаги, ткани, листьев;

7. Поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

                            Подготовительная группа

Задачи

1. Обучение дошкольников использованию различных приемов вырезывания для создания более выразительного образа, ознакомление детей с приемами силуэтного вырезывания и техникой мозаики;

2. Создание разнообразных поделок в технике « оригами» на основе известных детям приемов складывания;

3. Обучение созданию выразительных образов и формирование художественного вкуса;

4. Развитие художественно-творческих способностей и детского творчества.

                         Организация работы с детьми.

  Начиная работу по обучению дошкольников созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

 Целесообразно перед обучением детей работе с природным материалом, тканью или бумагой провести занятие по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить дошкольникам в одной из частей занятий составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.

  При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. На первых занятиях воспитатель организует полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными техниками можно использовать и поэлементный показ.

   Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях  художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников, что отмечается целым рядом ученых, занимающихся проблемой формирования детского изобразительного творчества.

  Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

  Предлагаемые тематические циклы дают возможность создавать с детьми в разных материалах общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединять дошкольников  в группы для проведения коллективных работ.

  Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на  нравственно- эстетическое развитие ребенка. Они позволяют воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, добиваться красочной композиции. Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.

  Формы объединения дошкольников использовались различные – парами (двое детей создают вместе одно изображение, договариваясь о его содержании и средствах исполнения, выполнение каждым ребенком своей поделки, с последующим объединением работ в единую композицию).

  В некоторых случаях ребенок последовательно от задания к заданию дополнял  работу, в конце концов создавая целое панно.

  Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается ли панно дошкольниками всех групп или же композиция выполняется одной возрастной группой. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно- творческих способностей и мелкой моторики детей во время работы с разными материалами.

  Часто при проведении анализа работ мы использовали разнообразные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Источник

Людмила Кизнякова
Работа с тканью с детьми дошкольного возраста

Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» предусматривает формирование умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперёд иголку».

Многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью. Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают программными требованиями, особенно мальчики.

Прежде чем приступить к обучению детей в работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей к моменту поступления в подготовительную группу имелся определённый запас знаний о труде портных, они неоднократно наблюдали, как шьют взрослые. Но навыков шитья не было. Ни один ребёнок из группы практически не был знаком с приёмами шитья.

Я решила организовать работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объёме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группе.

Для шитья использовали иглы средней длины (примерно 35-40 мм, не очень тонкие. Детям удобно шить штопальными или вышивальными иглами с широкими ушками, особенно на начальном этапе обучения, когда они с трудом вдевают нитку в иглу. Нитки желательно иметь № 30-40, а для изготовления игрушек, где требуется затягивание нити с усилием, нужны нитки № 10-20. Для укрепления швов надо иметь наборы мулине, бумаги для вышивания (6-8 цветов). Наборы ниток желательно иметь для каждого ребёнка или один набор для двоих детей.

Ткани должны быть мягкие, довольно рыхлого переплетения, так как с жёсткими и плотными тканями детям работать трудно. Наиболее пригодны ситец, сатин, штапельные ткани, бязь, фланель.

Уже с первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой, т. е. ножницы передавать кольцами, не откусывать нитку зубами, не брать в рот конец нитки перед вдеванием в иглу, игла всегда должна быть с нитью, передавать иглу друг другу надо тупым концом и обязательно с нитью, в игольнице игла должна быть вколота в ткань и обвита одним-двумя витками нити.

Прежде чем приступить к обучению шитью, на одном из занятий были изготовлены индивидуальные игольницы-книжки. Игольница состоит из обложки и фланелевого вкладыша. Для изготовления необходимо лист картона согнуть пополам. Левую половину обложки изнутри намазать клеем до сгиба, аккуратно наложить фланель, чтобы она не выступала за края картона. В свободную часть вкладыша вкалываются иголки. Фланель желательно брать однотонную, тогда на ней лучше видна игла. Лицевая сторона обложки украшается аппликацией по замыслу детей.

Таким образом дети узнают свою игольницу. Игольницы-книжки удобно хранить, что немаловажно при том обилии оборудования, которое имеется в группах.

На следующем занятии дети знакомятся с иглой. К этому занятию я изготовила большой макет иглы. На макете показала, как надо вдевать нить в иглу и завязывать узелок. Дети брались за работу нерешительно. Пальцы были непослушны, неловки. Многим пришлось показывать дополнительно, как завязывать узелок.

После этого детей познакомила со швами «вперёд иголка» и «через край». Для этого нужны специальные пособия – пластинки из картона, фанеры или пластика (можно использовать пластмассовую линейку) длиной 25-30 см, шириной 5-7 см, в которых просверлены отверстия на одной линии. Расстояние между отверстиями 1-1,5 см. На таких пластинках удобно показывать приёмы выполнения швов.

Использовала пособия из картона при ознакомлении с различными швами. Размер полосок картона для детей примерно 4 х 10 см. На этих полосках по линии будущего шва пробиваются отверстия (в швейной машине из иголки удаляется нить, устанавливается максимальная длина стежка и выполняется строчка на картоне). Шитьё по картону или бумаге позволяет детям выполнить шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. Дети легко и быстро справляются с шитьём на картоне, особенно мальчики.

На этом же занятии, после выполнения работы на картоне, давала возможность шить на ткани по нанесённой разметке. (Разметка – это точки, расставленные по линии выполнения шва. Расстояние между точками 5-7 мм. Линия шва на первом занятии прямая.) При шитье швом «вперёд иголка» на ткани уже с первого занятия надо учить шить, делать два прокола.

Предлагаем примерное занятие: Показ шва «вперёд иголка»:

Программное содержание. Познакомить детей со швом «вперёд иголка». Закреплять умение завязывать узелок. Воспитывать интерес к шитью, желание научиться шить.Обогащать словарь детей словами: шов, шитьё, стежок, игольница, ушко.

Индивидуальная работа: Жене дать иголку с широким ушком и яркую нитку. Для Лены и Саши приготовить дополнительное задание.

Оборудование: Всё необходимое для шитья (для воспитателя и для каждого ребёнка). Образец шва «вперёд иголка». Образец одного стежка. Пластинка с отверстиями для показа приёмов выполнения шва. Полоска ткани для воспитателя (10 х 25 см) для показа приёмов шитья. Картонки по числу детей с пробитыми отверстиями по линии будущего шва. Кусочки ткани (4 х 10 см) по числу детей с нанесённой по линии шва разметкой.

Методические приёмы: рассмотреть готовое детское платье, обратить внимание на аккуратность всех швов. Рассмотреть шов с изнаночной стороны.

Ход занятия:

– Сегодня мы будем учиться выполнять шов «вперёд иголка». Этот шов применяется как для соединения отдельных деталей изделия, так и для украшения. На полоске картона изображён шов «вперёд иголка». Он состоит из отдельных стежков. Стежок – это след нити на ткани. (Показ отдельного стежка.) Много стежков составляют шов.

Воспитатель показывает приём шитья: «Иголку с изнаночной стороны прокалывают в первое отверстие на картоне и протягивают нить на лицевую сторону. В следующее отверстие делают прокол с лицевой стороны на изнаночную и вытягивают нить».

После того как дети выполнят шов на картоне, воспитатель предлагает сделать то же самое на ткани. «Это гораздо сложнее, так как надо одновременно делать два прокола. Посмотрите, как надо шить». Прокалывает иголку с изнанки на лицевую сторону в том месте, где будет начинаться шов. Вытягивает нить на лицевую сторону. После этого полоску ткани накладывает на указательный палец левой руки и прижимает конец её средним пальцем.

Необходимо предупредить детей о том, что не надо сильно натягивать ткань, тогда будет удобнее шить.

Затем воспитатель предлагает следующую точку по линии шва, прокалывает иголкой ткань с лицевой стороны на изнаночную и, не вытягивая нити, с изнанки находит следующую точку, прокалывая ткань с изнаночной стороны на лицевую. Только после этого надо вытянуть иголку с нитью на лицевую сторону.

Предупредить, что что иголку всё время вытягивать только на лицевую сторону. Ткань лучше давать одноцветную, так как на пёстрой ткани плохо виден шов.

В процессе обучения шитью дети усваивают такие понятия, как стежок, шов, шов «вперёд иголка», шов «через край» и др.

Они начинают свободно пользоваться ими в своей речи, одновременно с шитьём дети учатся закреплять нить в конце шва или при окончании нити. На одном из первых занятий показываем, что нить можно закреплять, делая в одном месте 2-3 маленьких стежка. Позднее показала, как закреплять нить петельным стежком.

Швом «вперёд иголка» дети много вышивали разнообразных салфеток, платочков для кукол. Сначала вышивали по разметке, а затем по контуру. По контуру детям вышивать труднее, так как надо самостоятельно регулировать длину стежков.

После того как дети научатся выполнять швы на ткани в один слой,можно научить их сшивать детали: пошив мешочков, пришивание петель к полотенцам и т. д.

В «Программе» также стоит задача по формированию умения пришивать пуговицы.

Для показа приёмов пришивания пуговиц были изготовлены таблицы: изображения пуговиц с двумя отверстиями и с четырьмя, пришитых разными способами (параллельными стежками, крестом). Сначала я показала один приём пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями в макете. (Макет – это круг диаметром 10 х12 см с соответствующим количеством отверстий в центре.) С этой работой дети справились быстро, что свидетельствует о появлении у них навыков пользования иглой.

В процессе обучения ручному труду необходим индивидуальный подход к детям. Детям, работающим быстро, ловко, я давала задания сложнее и большего объёма. Детям медлительным, нерешительным объём работы давала меньше, чтобы они могли справиться с заданием и почувствовать уверенность в своих силах.

На всех этапах работы с тканью воспитывала эстетический вкус – приучала выполнять соединительные швы нитью в тон ткани, пришивать пуговицы нитью в тон ткани или пуговицы. Для украшения швов цвет нитей учила подбирать тональный и контрастный. Подчёркивала, что цвет вышиваемого предмета может быть характерным для данного предмета (клубничка – красная. ёлочка – зелёная) и может быть условным (машинка, мячик могут быть любого цвета).

Трудовое воспитание нельзя решать в отрыве от нравственного. Так, на всех занятиях я подчёркивала значимость результатов труда, качества работы каждого ребёнка.

Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя швы, дети придерживаются определённого направления, соблюдают необходимую длину стежка, что готовит их к работе в тетради. Сама рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче владеет ручкой при письме. И, наконец, аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы.

Анализируя проведённую работу, я сделала следующие выводы.

Для того, чтобы все дети овладели навыками шитья, необходима систематическая работы со всей группой.

Сшивание деталей изделия представляет для детей большие трудности, чем шитьё на ткани в один слой (вышивание простейшими швами.) Причём вышивание надо сначала давать по разметке, а затем по контуру.

К концу года все дети овладели навыками шитья. Работа с тканью оказала большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук. Движения рук детей стали ловкими и точными. Дети уверенно работают иглой.

В процессе работы с детьмия составила цикл занятий по обучению детей шитью:

1. Изготовление игольницы.

2. Знакомство с иглой. Завязывание узелков.

3. Знакомство со швом «вперёд иголка».

4. Знакомство со швом «через край».

5. Вышивка по разметке швом «вперёд иголка».

6. Пришивание петель к полотенцам.

7. Пришивание пуговиц.

8. Вышивка по контуру.

9. Пошив мешочков (можно на двух занятиях).

11. Изготовление закладок из картона (шов «через край»).

12. Изготовление футляров для ножниц в подарок маме (шов «через край»).

Кроме занятий, надо давать детям возможность шить, вышивать в свободное время и в те часы, которые предусмотрены режимом дня.Некоторым детям можно показать более сложные швы: двойной шов «вперёд иголка», который выполняется в два приёма и выглядит, как машинная строчка, или шов «вперёд иголка с перевивом». Этот шов выполняется в два приёма: сначала прошивается простой шов «вперёд иголка», а затем стежки перевиваются способом, напоминающим шов «через край».

В зависимости от выполняемого узора оба элемента могут выполняться одной и той же нитью или нитками разного цвета.

Однако не следует увлекаться сложными вышивками, так как усложнение работы требует большого напряжения умственных и физических сил ребёнка.

Источник