Значение психического развития ребенка в игре

Марина Шевлякова
Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей

Воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 11 г. Шебекино»

Шевлякова Марина Владимировна

Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, именно она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности формируются не только психические качества и личностные особенности, но и складываются другие виды деятельности, приобретающие самостоятельное значение. Педагоги и психологи подчеркивают, что игра влияет на все стороны развития психики ребенка. Так, А. С.Макаренко пишет: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

В первую очередь игра оказывает влияние на развитие произвольных психических процессов: у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игровой деятельности дети сосредотачиваются лучше, т. к. сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на сюжете и разыгрываемых действиях.

Опыт ребенка в сюжетно-ролевой игре является основой для развития особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, восхищаться их будущим поведением. На основе этого ребенок может строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет особое значение на развитие воображения.

Влияние игры на развитие ребенка заключается в том, что именно через игру он знакомится с поведением взрослых людей, с их взаимоотношениями. Впоследствии они становятся образцом для собственного поведения ребенка. В игре приобретаются навыки общения, которые необходимы для установления контактов со своими ровесниками. Игра заставляет ребенка подчиняться правилам, а это способствует развитию волевой сферы.

Некоторые продуктивные виды деятельности, такие как рисование и конструирование, с ранних этапов тесно связаны с игрой. Сначала у ребенка возникает просто игровой интерес, который в дальнейшем перерастает в интерес к самому рисованию или конструированию.

Внутри игры складывается и учебная деятельность, которая потом перерастает в ведущую деятельность младшего школьника. Учение не возникает само по себе, его вводит взрослый. Но дошкольник относится к учебной деятельности как к своеобразной ролевой игре с новыми правилами. Но когда ребенок выполняет эти правила, он непосредственно овладевает учебными действиями.

Игра оказывает влияние на развитие речи. Необходимость объясняться во время игры требует определенного уровня владения речью. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, распределяя роли, договариваясь друг с другом. Если по какой-то причине распадается совместная игра, то она налаживается в процессе общения.

Особое значение на знаковую функцию оказывается игрой. Развитие этой функции в игре осуществляется через замещение одних предметов другими.

Как ведущая деятельность игра особое значение оказывает на развитие рефлексивного мышления. Рефлексия-это способность анализировать собственные действия, поступки и умение соотносить их с общественными ценностями. В игре развитие рефлексии возникает через возможность контроля за выполнением действия, которое входит в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки для развития рефлексии через осмысление своих собственных поступков.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. Теперь в игре ребенок все легче отказывается от своих мимолетных желаний. Поведение ребенка контролируется другими людьми, он должен следовать правилам, которые вытекают из его роли и не имеет права ни отвлечься от игры, ни изменить свою роль.

В игре с замысловатыми сюжетами и различными сложными ролями у ребенка активно развивается творческое воображение.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра для ребенка становится самостоятельным видом деятельности, с помощью игры он входит в разные социальные сферы, познавая их.

Источник

Роль игры в психическом развитии ребёнка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, шпомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного) возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета,—он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмету. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить, о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Пера может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.Влияние игры на развитие функции речи. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних’ предметов другими.

Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; икониче-ские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет — его знак — его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).Рефлексия. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой как хорошо исполняющий свою роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.

Источник

Значение игры для психического развития ребенка.

Автор Выготский Л.С. видит в игре основу развития, которая позволяет формировать знания, навыки и важные составляющие будущей личности ребенка. Благодаря игровой деятельности, дети учатся, формируются, меняются и воспитываются. Игра развивает, формируя наиболее благоприятную основу жизни ребенка. Анализируя игровую деятельность, диагностируют и понимают уровень развития ребенка. Автор Ушинский К.Д. считает, что «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь».

Суть игровой деятельности ребенка заключается также в полноценном воспитании и его развитии. Данный аспект был сформирован еще в далеком XIX веке Сикорским А.И., который считал, что «одним из главных пособий или орудий умственного развития в раннем детстве является неутомимая умственная деятельность, которую обычно называют играми и забавами».  Стоит отметить, что педагогика не имеет не единого направления в системе, которое хоть каким-нибудь образом не касалось бы игры.

В процессе игры дети получают от нее обратную связь, которая выражается определенными достижениями. Именно это их мотивирует и побуждает к действиям. Важно отметить, что она может выражаться из вне, в виде похвалы от родителей или ровесников, а также внутри них сами и детского коллектива посредством понимания ответственности от своих поступков.

В итоге, дети играют с каким-нибудь гимнастическим снарядом, испытывая приятные эмоции, напрягая мускулы, или залезают на высоту, что позволяет им видеть то, чего не увидишь с земли. Теряя устойчивость, он выбирает наиболее комфортное положение своего тела. Родители и воспитатели могут оказать серьезную поддержку детям, тем самым проявляя обратную связь, столь важную для ребенка. Множество замечаний, среди которых, например, может быть такая: «Вот теперь крепко держишься за перекладину”, могут принести гораздо более значимую пользу, нежели простая похвала.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать выводы о том, что игра развивает эмоциональную и познавательную сферы жизни ребенка, способствуя зарождению социально значимых качеств.

Среди задач в области психического развития детей стоит обучение контролю собственного поведения, внимания, эмоционального состояния. Это позволяет формировать произвольность его психической деятельности, что лежит в основе подготовки к школе. Иными словами, психологическое обучение ребенка исключает доминирующее слово «хочу», приучая к таким словам, как «надо», «нужно», «можно», «нельзя». Именно они составляют основу произвольного поведения, заставляя ребенка делать серьезный вклад в развитие произвольности собственной деятельности. Речь идет о личностных особенностях и качествах ребенка.

 Крайне важно, чтобы дети научились контролировать собственную импульсивность, а также проявляли инициативность, выбирая цели, и упорно достигали их собственными силами.

Основу психического развития ребенка составляет линия личностного развития, которое взаимосвязано с работой над улучшением Я-концепции. В течении своего развития дети познают мир и себя в нем, выбирая свое собственное место. Опыт взаимодействия с вещами и людьми, накапливается в ходе его взросления. Итогом должна стать внутренняя гармония ребенка и его мира.

Со временем поведение ребенка становится более устойчивым, приобретая независимость от изменчивости внешних обстоятельств. Таким образом, конфликтность между возможностями и потребностями ребенка определяет развитость произвольности его психической деятельности. Умение регулировать поведение определяет детское понимание мира и его места в нем.

Сюжет игры позволяет увлечь его деятельностью и вызвать определенный уровень положительной мотивации, освободить его от страхов, например, связанных с учебой, сменой обстановки и людьми. Это позволяет облегчить восприятие учебной деятельности, создавая комфортные условия для ее реализации. «Ребенок, желая, выполняет, думая, действует». Моделируя различные ситуации, ребенок чувствует себя «источником» обучения.

 Стоит обратить внимание на то, что если младшего ребенка поместить в игру со старшим, то первый, в свою очередь, будет стремиться на уровень развития второго. Подростковый возраст уникален тем, что игра стимулирует осмысление собственного отношение к миру и эмоциям, идеализируя образ «Я».

Игра толкает на желание исследовать, т.е. поиск и приобретение новых сведений. Познавательность, наблюдательность, сообразительность и любознательность в моделируемой ситуации, позволяет ребенку учиться адаптироваться в пространстве и времени, развивая пространственно-временные функции в нем. Игры также помогают формировать навыки чтения в начальной школе.

Игровая деятельность может формировать сложную организацию движений, которая стимулирует отработку имеющихся и улучшать новые. Игра оказывает влияние снятие заторможенности у детей с невротичными расстройствами. Кроме того, можно развить и речевую деятельность. «Если в полтора года дошкольник открывает для себя тот факт, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре ребенок узнает, что у каждой вещи есть свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь». Ребенок опирается назначения предметов. Однако, важно обратить внимание, что ему важно понимать вещи, как материальных заместителей слово. Таким образом, его действия приобретают обобщенность и могут сопровождаться речью.

Игра позволяет переименовывать предметы, создавая такое понятие, как «ролевая речь». Оно формирует роль говорящего и выявляет его направленность. Например, экспериментальное формирование сюжетно-ролевых игр у детей, имеющих умственные отклонения, при формировании ролевого поведения обогащает детскую речь, придавая ей большую функциональность. Игра формирует планирующую речь, делая ее инструментом для эмоционального отношения к предмету. Ролевые игры кукольного театра позволяют преодолеть заикание и речевые дефекты у детей, обладающих ими.

Активная игра с оторванными от предметов значениями, способствует развитию воображения и творческому потенциалу у ребенка, благодаря преобразованию окружающего мира. Именно это приводит порой к весьма нестандартным результатам.

Игровая деятельность позволяет перевести мышление ребенка на более продвинутый уровень «децентрированного» мышления и преодолеть познавательный эгоцентризм. При этом можно сформировать нестандартное мышление, обобщение и категоризацию, так как ребенка в игре не акцентирует свое внимание на предметной ситуации, получая ее обобщенный характер. От развернутых действий к умственным действиям, их оречевлению и умозаключениям можно побудить развитие абстрактного мышления в ходе игры.

Ролевая игра развивает произвольное внимание и память посредством желания, отражая внутреннее содержание роли и правила ее исполнения, улучшая обучение в школе. Кроме того, она также формирует самосознание ребенка, позволяя проводить идентификацию посредством отождествления себя с образом или ролью образа в сюжетно-ролевой игре. Идентификация формирует межличностную децентрацию и произвольность. По мнению Выготского Л.С. «ребенок учится в игре своему «Я».

В процессе отождествления себя с другими ребятами, дети в ходе игры отеляются друг от друга. Таким образом, происходит формирование собственных позиций, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, и желание занять место другого ребенка. Кроме того, это мотивирует к победе или достижению успеха в занимаемой роли.

Межличностная децентрация обладает в онтогенезе 4-мя уровнями:

– уровень 0 представляет собой недифференцированное и эгоцентрическое восприятие окружающего мира;

– уровень 1 является дифференцированным эгоцентрическим восприятием окружающих, позволяющим ребенку видеть отличия своей точки зрения от чужой, однако, не разделяя ее;

– уровень 2 позволяет формировать рефлексы и навыки принятия чужой точки зрения, анализируя ситуацию и понимая способности других людей. В данном случае еще не сформирована способность к интеграции, из-за чего ребенок меняет точку зрения одну на другую;

– уровень 3 формирует восприятие и интерпретацию реальных ситуаций в различном трактовании людьми, в частности от третьих лиц.

Формирование 2-х последних уровней межличностной децентрации осуществляется при складывании сюжетно-ролевой игры и игры с правилами. Объясняется это тем, что «созвучна социальной природе ребенка, довольно рано появляющейся у него необходимости в общении со взрослыми, которая превращается в тенденцию жить одной жизнью со взрослыми». Стоит отметить, что децентрация осуществляется исключительно в коллективной ролевой игре, побуждающей ребенка принимать и учитывать в игре свою условную, партнерскую и предметную позиции. Игра формирует также механизм вероятной смены позиции.

Игровая деятельность позволяет зародится способности к децентрации, что, в свою очередь, представляет собой важное условие социализации ребенка и некий костяк для когнитивных способностей ребенка. Именно игра способна гармонично объединить, обучить и развить множество уникальных способностей у ребенка.

«Когда тот или иной вид игры перестает быть основной деятельностью, то он начинает превращаться в форму организации жизни и деятельности ребенка. В таком качестве у игры уже иное значение, отдельное место в жизни детей, она вносит очередной вклад в их психическое развитие. В этом и только в этом качестве игра может быть средством обучения, средством, которое используется для организации и обеспечения воспитательно-образовательного процесса, средством, применяемым в психокоррекционной педагогике и т.д.». Все этапы формирования и виды игр позволяют ребенку развиваться интеллектуально, эмоционально и нравственно.

Многие преподаватели и психологи, изучающие игровую деятельность, выявили значимость игры в психическом развитии ребенка. Отечественный преподаватель Ушинский К.Д. считает, что «для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересней она для ребенка потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игра также налаживает важную коммуникацию среди детей и налаживает их взаимоотношение. Усанова А.П. со своими учениками провела исследование, в результате которого выявила уровни развития взаимоотношений в детском коллективе:

– неорганизованное поведение разрушает игру других детей в результате, например, отобранной или сломанной игрушки и пр. Чаще всего такое поведение определяется у детей дошкольного возраста. Они относятся к игре с некоторой агрессией, побуждающей к разрушению;

– одиночные игры исключают взаимоотношения между детьми, препятствуя совместной игровой деятельности. Однако умение организовать игру для себя самого позволяет стимулировать коллективные игры;

– рядные игры собирают детей за одним столом, где каждый преследует собственную игровую цель и реализует свой персональный замысел. Ребенок осознает на данном уровне свое отношение к игре другого, что формирует естественное объединение участников игры;

– кратковременное общения и взаимодействие вовлекает ребенка в общий замысел игры. Благодаря общему желанию, дети начинают подбирать в ходе игры соответствующие предметы и игрушки. На данном уровне существует вероятность того, что дети могут изменить замысел игры, что говорит об отсутствии организационных способностей и умения планировать игровую деятельность. На данном уровне у детей также еще не сформирована способность налаживать связь и зависимость от общей деятельности;

– длительное общение-взаимодействие исходя из интересного содержания игровой деятельности формирует ответственное отношение к своей роли у каждого ребенка в ходе игры. Ребенок может самостоятельно дать качественную характеристику своим и чужим действиям исходя из поставленных задач совместной игры. На длительность игровой деятельности оказывает влияние заинтересованность участников. Здесь дети проявляют самостоятельность и могут придумывать необычные сюжеты в ходе организации игры, долгое время играя в нее;

– постоянное взаимодействие, преследуя общие интересы и избирательность симпатий. В ходе завязываемой дружбы дети могут уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, при этом согласовывая собственные действия.

Игровая ситуация и действия с ней влияют на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Игра позволяет ребенку учится совершать действия с заместителем предмета. Иными словами, ребенок может дать заместителю новое игровое название и действовать с ним в соответствии с названием. Предмет представляет собой заместителя, который служит опорой в мышлении ребенка. Действия с предметами позволяют ребенку мыслить о реальном предмете. Через какой-то промежуток времени действий с предметами становится значительно меньше. Ребенок начинает думать о предметах и совершать действия с ними, исходя из собственных соображений. Таким образом, ребенок в результате игры начинает мыслить и представлять различные образы.

Ролевая игра развивает воображение. Для детей старшего дошкольного возраста не обязательно уже иметь предметы-заместители и многие игровые действия. Дети учатся тому, чтобы уметь отождествлять предметы и действия, которые связаны с ними, создавая новые ситуации собственного воображения. Стоит отметить, что рисование и конструирование можно также связать с игрой, разыгрывая соответствующий сюжет. Например, это могут быть нарисованные животные, которые сражаются и догоняют друг друга или ветер, срывающий висящие яблоки и т.д.

Игра может быть направлена и на учебную деятельность. Выполняя определенные правила, дети изучают особые учебные действия. Дошкольники в ходе игры приобретают базовые знания обучающей программы.

Игра позволяет развить рефлексивное мышление. Рефлексия – это анализ своих поступков и их причин, сравнение их с общепринятыми нормами поведения и действиями других людей. Ролевая игра дает предпосылки к рефлексии, которая представляет собой переосмысление собственных действий и предугадывание реакции других людей. При правильно поставленной игре она позволяет развивать и улучшать движения ребенка-дошкольника. Сложные двигательные способности познаются ребенком в обучении, однако, игра формирует комфортные условия, совершенствующие их в дальнейшем.

Игра заставляет осознанно воспринимать и улучшать новые движения. Развитая ролевая игра, обладая запутанностью в сюжетах и сложностью ролей, можно создать масштабную импровизацию, что позволяет формировать у детей творческое воображение.

Игра развивает произвольную память. В качестве механизма, который управляет детским поведением, выступают правила. Они возникают по ходу игры и появляются в разных видах деятельности. Произвольность предопределяет существование примеров поведения и контроля для ребенка. В данном случае в качестве примера выступает образ иного человека, которому подражает ребенок.

         Самоконтроль у дошкольников появляется в конце его развития, в связи с чем для ребенка важен внешний контроль, который исходит от его товарищей по игре. Контролируя друг друга, они постепенно переходят к самоконтролю, отводя в сторону внешний контроль.

Игра влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Сначала происходит развитие словами, мыслями о предмете, несмотря на то что мыслительная деятельность опирается пока еще на реальные предметы. Развитие игры с предметами осуществляется путем их уменьшения и обобщения, представляя собой некий переход к умственным действиям, которые представляются в виде обобщения предметов, их сравнения, отвлечения понятий от предмета и воображения.

Игра помогает ребенку подготовиться к школьному обучению, формируя особые умственные действия. Ролевая игра развивает множество форм психической деятельности ребенка-дошкольника и формирует его личность. Ребенком с удовольствием выполняет возложенные на него взрослые роли, это мотивирует его к действиям, воспитывая ответственность.

Игра рождает множество мимолетных желаний, которые вызваны привлекательностью разных предметов, находящихся в распоряжении ребенка. Кроме того, в данном вопросе участвуют также и роли, к которым прибегают дети. Однако им стоит исключать их для того, чтобы развивать побудительные мотивы.

Эльконин Д.Б. считает, что «в ходе разрешения этого конфликта, который имеет место практически в любой ролевой игре, формируется две особо важные особенности мотивационной сферы ребенка: во-первых, здесь происходит формирование соподчинения мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, здесь начинают формироваться сами мотивы более высокого типа, которые связаны с исполнением принятых на себя обязанностей».

Игра позволяет развить мотивационно-потребностный сегмент детей. Выполняя в игровой форме разные задачи, которые отражают определенное социальное значение, детьми начинают осваивать общественные функции, отношения и принятые нормы поведения в обществе. Исходя из этого, можно судить о том, что игра формирует важные стороны личностного развития ребенка в обществе. Благодаря этому игра носит порой название «королевы детства», как определили Эльконин Д.Б.

Источник