Значение прогулки для физического развития ребенка

Лилия Васильевна Доронина
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

Прогулка с детьми – это всегда радость, ведь ждут ее и взрослые, и дети., а потом дружно вываливают на улицу и получают наслаждение не только от свежего воздуха, но и от общения друг с другом.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.

— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

— В зимний период прогулкина воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги, рекомендуется отправлять детей в помещение на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулкувоспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: посещение туалетной комнаты.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.

Требования к одежде детей:

— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Структура прогулки:

1. Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения – 7-10 минут, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений:

•Живая природа: растения и животные;

•Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых.

• Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения: Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения,воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее

Подвижные игры.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства!

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах —элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Читайте также:  Игры на развитие общения ребенка раннего возраста со сверстниками

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:в младших группах :6 -10 минут,в средних :10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Во время прогулоквоспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с невысоких предметов.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Особенности организации двигательной активности в зимний период: в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания, правил,

игровых ситуаций.

Виды дидактических игр:

• Игры с предметами (игрушками или природным материалом,

• Словесные игры. например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Продолжительность тр. деят. 5-15 минут в младшем возрасте, 15-20 минут в старшем.

Формами организации труда детей являются:

• Индивидуальные трудовые поручения;

• Работа в группах;

• Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Целевые прогулки.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

-Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

-Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Читайте также:  Развитие способов взаимодействия взрослого с ребенком

Инструкция:

1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности.

Источник

Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Организация подвижных игр на прогулке – это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.

Во время прогулкимы проводим подвижные игры:

-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.

-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»

-С бросанием и ловлей: «Подбрось – поймай»

-На ориентацию в пространстве,внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»

Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы.Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:

-сезонность: зимой – «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.

Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие

Весной: «Ручеек» и другие

Летом: «Пастух и стадо» и др.

-соответствие теме календарно-тематического планирования:

Если тема «23 февраля»,то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.

«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»

Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.

Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.

– Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.

-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.

Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организациисамостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.

Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.

Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке,родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,

качели, столик и две маленькие скамеечки.

Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.

Источник

1.Значение прогулки как средства воспитания

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития  дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среду, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными , смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается мышечный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте и т.д.. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стараются найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Читайте также:  Центр развития ребенка с проблемами

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания . Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение : все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие , любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок , форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Правильное организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличиваются. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

2. Участок детского сада и его оборудование.

Для осуществления задач всестороннего развития создается участок на территории детского сада для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок . Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке  должно быть оборудование для развития движений : заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид , быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования , на площадку выносят игрушки , пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах. Помимо игровых площадок необходимо иметь закрытые беседки от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку , ледяные дорожки и снежные сооружения.

3.Подготовка детей к прогулке.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у детей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься . Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило идут гулять с большой охотой.

Воспитатель должен научить детей раздеваться и одеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала они одевают рейтузы, обувь, затем шапку, куртку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

4. Как сделать прогулку интересной.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кегли, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, футбол. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезные игры,  при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, больницу. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огородах, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться делать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые занятия должны быть посильными детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит , чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д..

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки и оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги . Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчик. Надевают тапочки и идут в группу.

Источник