Значение правильной осанки в развитии ребенка
“Следите за осанкой вашего ребенка!”. Эти слова часто слышат все родители, но зачем это нужно делать, в чем важность такого контроля? Как вовремя заметить появление нарушений в развитии позвоночника в домашних условиях, предупредить нежелательные последствия?
Вопросов и сомнений много, а найти доступный и полный ответ на каждый из них достаточно сложно. Данная статья подготовлена в качестве ответа на основные вопросы родителей об осанке мальчиков и девочек, профилактике и лечении искривлений позвоночника.
Содержание:
- Что такое осанка у детей
- Позвоночник и его роль в формировании осанки детей
- Когда начинает формироваться осанка
- Какой должна быть правильная осанка у детей
- Какие бывают нарушения осанки у детей
- В чем риск и опасность неправильной осанки
- Причины формирования неправильной осанки у ребенка
- Профилактика нарушений осанки
- Как проверить правильность осанки у ребенка в домашних условиях
- Комплекс упражнений для правильной осанки
Что такое осанка у детей
Сам этот термин подразумевает под собой положение тела человека в расслабленном положении. От того, как себя ведут позвонки, мышцы и сухожилия, когда ребенок стоит, во многом зависит здоровье малыша, его физическое и психическое самочувствие.
Чтобы понять, как формируется и фиксируется осанка у человека, нужно заглянуть внутрь нашего тела и понять, как природа задумала удерживать человека в вертикальном положении.
Позвоночник и егороль в формировании осанки детей
Позвоночник — основа тела любого человека, позволяющая удерживать его в вертикальном положении, совершать множество разнообразных движений. Без этой гибкой, сложной системы, на которую крепятся все группы мышц и костей, невозможно представить жизнь ни одного человека.
Единый позвоночный столб состоит из 33-34 отдельных позвонков, между которым находятся хрящевые образования — межпозвонковые диски. Сами позвонки — косточки, которые обеспечивают устойчивость, а межпозвонковые диски позволяют смещаться позвонкам относительно друг друга, чтобы каждый человек мог принять определенную позу, совершить движение. Межпозвонковые диски — амортизаторы позвоночника, защищающие позвонки от ударов, излишнего давления.
Чтобы позвонки и межпозвонковые диски могли работать совместно, они объединены между собой большим количеством связок, контролирующих движение, препятствующих неправильному смещению и разрыву.
Условно позвоночник разделяют на 5 отделов:
- шейный, состоящий из 7 позвонков;
- грудной, состоит из 12 позвонков;
- поясничный — 5 позвонков;
- крестцовый — 5 позвонков;
- копчиковый — 4-5 позвонков.
Каждый из отделов выполняет свою функцию и позволяет выполнять движения разным частям тела. Например, на шейный отдел крепится череп, обеспечивается подвижность головы: появляется возможность наклонять ее, поворачивать, запрокидывать. К грудном отделу крепятся руки, а также ребра, которые защищают сердце и легкие. Изменения в любом из отделов позвоночника сильно влияют на здоровье и двигательные возможности человека.
Кроме этого в позвоночнике спрятан важный элемент нервной системы — спинной мозг, обеспечивающий контроль за движениями, работой внутренних органов, передачей информации от тела к головному мозгу.
Вся эта конструкция поддерживается большим количеством мышц, удерживающих позвоночный столб. На протяжении всего периода взросления именно мышечный корсет, обтягивающий позвоночный столб, обеспечивает формирование s-образной формы позвоночника, которая позволяет организму правильно функционировать.
Правильная осанка — соответствие положения всех элементов позвоночного столба физиологическим нормам.
При правильной осанке у человека должно быть 4 физиологических изгиба:
- шейный — небольшая выпуклость вперед;
- грудной — небольшая выпуклость назад;
- поясничный — небольшая выпуклость вперед;
- крестцовый — выпуклость назад.
Шейная и поясничная выпуклость называются лордоз, грудная и крестцовая выпуклость — кифоз.
При правильном положении всех элементов позвоночника организм может выдерживать большую нагрузку без ущерба для здоровья.
Правильная осанка — нахождение позвоночника, мышц, сухожилий в положении, обеспечивающем наибольшую стойкость, защищая все внутренние органы от смещения, сдавливания, перемещения.
Когда начинает формироваться осанка
Формирование осанки человека начинается с первого дня жизни и проходит через несколько этапов.
В первые месяцы жизни у ребенка позвоночник представляет из себя прямую линию, которая выгибается дугой при попытке подняться в вертикальное положение.
Выгибание спины дугой наблюдается у детей до 10 — 11 месяцев, пока мышцы, поддерживающие позвоночник, не обретают силу.
С развитием мышц, обеспечивающих поддержку позвоночного столба, ближе к году, у ребенка появляется возможность ходить. Обретя это умение, малыш вступает в активную фазу формирования осанки.
Физиологические изгибы появляются постепенно, очень медленно. В дошкольном возрасте лордоз (выгибание позвоночника вперед) и кифоз (выгибание позвоночника назад) только намечаются. Позвоночный столб преимущественно прямой, без изгибов.
В младший школьный период и подростковый возраст происходит активное формирование лордоза и кифоза, спина приобретает s-образный вид.
Каждый из этапов формирования осанки важен, контроль со стороны родителей необходим с самого раннего возраста, вплоть до совершеннолетия.
Какой должна быть правильная осанка у детей
Правильная осанка отличается у детей дошкольного и школьного возраста. Если посмотреть на ребенка до 7 лет внимательно, то в норме у него должны быть:
- симметричная грудь;
- выступающие плечи;
- немного выступающие назад лопатки;
- выпуклый живот;
- прямые, симметричные ноги;
- к 6 годам едва заметный поясничный и шейный лордоз;
- прямой позвоночник;
- намечающийся кифоз.
Правильная осанка школьника подразумевается под собой:
- симметричные плечи;
- прижатые к спине лопатки,
- выступы характерные для дошкольного возраста исчезают;
- небольшой лордоз поясницы и шеи,
- небольшой кифоз груди и крестцового отдела позвоночника;
- втянутый живот;
- едва заметный выступ брюшной стенки над грудью;
- полная симметричность сосков, локтей, колен.
Следует помнить, что появление лордоза и кифоза у детей происходит постепенно с 5-6 лет до подросткового возраста. Изгибы должны соответствовать толщине ладони ребенка или быть чуть меньше.
Какие бывают нарушения осанки у детей
При нарушении правил поддержания правильной осанки или под влиянием внешних факторов у детей дошкольного и школьного возраста могут наблюдаться различные отклонения. Среди наиболее часто встречаемых можно выделить:
- Круглая спина — позвонки грудного отдела смещаются дальше нормального положения, грудь становится впалой и плоской, плечи сутулятся, лопатки сильно выпирают назад. При круглой спине заметно ослабление мышц пресса и спины, ребенку очень сложно принять правильное положение, стать у стены и прикоснуться к ней 5 точками: затылком, лопатками, ягодицами, голенью и пятками.
- Сутулость — грудной отдел сильно изогнут, лопатки торчат, голова сильно наклонена вперед. Внешне малыш выглядит будто скукожившимся;
- Патологический лордоз — поясничный отдел выгнут больше нормы. Заметно изменение угла наклона таза, живот сильно выдается вперед. При развитии патологического лордоза происходит смещение внутренних органов, проявляются различные заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта;
- Патологический кифоз — сильное искривление грудного отдела, наступающее после прохождения 3 стадий круглой спины. Внешне патологический кифоз — появление в районе грудного отдела горба;
- Плоская спина — патологическое состояние, при котором не происходят физиологические изменения позвоночного столба (лордоз и кифоз). В вертикальном положении тела явно заметны выступающие ключицы, смещение угла наклона таза;
- Асимметрия — нахождение на различном уровне плеч, лопаток, сосков;
- Сколиоз — искривление позвоночного столба в сторону. Чаще всего встречается вместе с другими нарушениями осанки.
Каждое из этих нарушений, в зависимости от выраженности, может быть трех стадий. Для лечения чаще всего используются:
- лечебная физкультура;
- массаж и мануальная терапия;
- корректирующие корсеты;
- хирургическое вмешательство в сложных случаях.
Подбор необходимой лечебной терапии осуществляется и проводится под контролем хирурга-ортопеда. При малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.
В чем риск и опасность неправильной осанки
Если своевременно не заметить и не начать лечить искривление позвоночника, то в организме ребенка могут произойти различные нарушения.
Позвоночник связан со всеми основными системами, обеспечивающими жизнедеятельность человека, нарушение в одном отделе позвоночника может стать причиной сложных патологических изменений в органах и системах, находящихся вблизи.
Отдел позвоночника и возможные осложнения
Шейный отдел – головные боли; нарушение зрения; заболевания щитовидки; эмоциональные проблемы; нарушение нервной системы.
Грудной отдел – появление астмы и других заболеваний легких; болезни сердца; нарушения работы печени; эмоциональная нестабильность; желудочно-кишечные расстройства и болезни; нарушение работы почек, надпочечников, толстого и тонкого кишечника; заболевания лимфы и суставов; появление аллергий; нарушение сна; повышенная тревожность; слабость, вялость.
Поясничный отдел – нарушение пищеварения; боли в коленях; болезни почек и мочевыводящих путей; болезни ног и ступней; запоры; отсутствие уверенности в себе, чувство бессилия.
Крестцовый отдел -болезни почек; нарушение кровообращения; лишний вес; повышенная тревожность
Причины формирования неправильной осанки у ребенка
Причин нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста много. Достаточно часто встречаются случаи, когда к неправильной осанке приводит целый комплекс разнообразных факторов.
Наиболее часто патологические изменения у детей появляются из-за:
- низкой физической активности. Для формирования сильных мышц спины, ребенку необходимо достаточно двигаться, тренировать тело. Мальчики и девочки в дошкольном и школьном возрасте должны активно двигаться, как минимум, в течение 1,5 часов в день.
- неправильного или неполноценного питания. На протяжении всего периода взросления позвоночный столб проходит несколько стадий развития, на каждой из которых ему необходимо полноценное снабжение питательными веществами. При недостаточном обеспечении клеток витаминами, минералами крепость и здоровье костной, мышечной и сухожильной массы может снижаться, приводя к нежелательным искривлениям.
- несоответствия роста мышц и костей. Кости детей растут быстрее, чем мышцы. Чтобы поддерживать позвоночный столб, организму ребенку нужно постоянно подстраиваться под новые условия. При недостаточной развитости мышечной массы перестроение может происходить медленнее, приводя к патологическим изменениям.
- неправильной организации рабочего и спального пространства. Стол и стул для ребенка должны быть подобраны под его рост, чтобы обеспечить телу положение с наименьшим давлением на позвоночник. Также внимательно нужно относиться к спальному месту ребенка: следить, чтобы его спина ночью отдыхала в ортопедически правильной позе.
- генетических особенностей организма. Некоторые искривления позвоночника наследуются ребенком от родителей. Таким малышам нужен грамотный медицинский подход с самого рождения, постоянный контроль на протяжении всего срока формирования осанки.
- неправильно подобранной обуви. Положение стоп и голеностопа во время ходьбы отображается на позвоночном столбе. Чтобы избежать искривлений по этой причине необходимо подбирать ребенку удобную обувь из невредных материалов, а также по размеру.
- нарушений правил ухода в раннем возрасте. С первых дней жизни ребенка следите, чтобы он попеременно спал на разных боках, берите его на руки с разных сторон по очереди, а когда водите за ручку, то меняйте стороны.
Профилактика нарушений осанки
Чтобы избежать нарушений осанки у вашего малыша, нужно стараться придерживаться правил:
В первые 12 месяцев жизни:
- следите, чтобы движения совершаемые ребенком производились попеременно в разные стороны;
- кормите попеременно с разных сторон;
- чаще меняйте положение ребенка в кроватке, перекладывайте с бочка на бочок;
- старайтесь не заставлять ребенка садиться, ползать, вставать. Эти навыки должны осваиваться сыном или дочкой самостоятельно, после укрепления необходимых мышц.
В дошкольном и школьном возрасте:
- следите, чтобы рабочее место ребенку подходило ему по росту. Во время сидения за столом между коленями и бедрами, бедрами и спиной, плечом и предплечьем должен образовываться угол в 90 градусов;
- обеспечьте рабочее место сына или дочки достаточным светом, чтобы не приходилось сильно наклоняться или прищуриваться во время занятий;
- купите в кровать ребенку ортопедический матрас, обеспечивающий телу нормальный отдых ночью;
- подушка для сына или дочки должны быть небольшой, обеспечивающей правильное положение головы во время сна;
- приучайте с ранних лет выполнять комплекс утренней зарядки для активизации работы мышц в начале дня;
- обеспечьте сына или дочку достаточной двигательной активностью в течение дня для тренировки всех мышц тела;
- в рационе ребенка обязательно ежедневно должны присутствовать продукты, содержащие белок и кальций: молочные продукты, мясо, рыба, яйца;
- приучайте сына или дочку к соблюдению режима дня. Перегрузка организма при неправильном сочетании сна и бодрствования негативно сказывается на мышцах, суставах, костях;
- научите ребенка выполнять комплексы упражнений для профилактики искривления осанки (см. ниже), напоминайте выполнять их как можно чаще;
- будьте примером для своего ребенка, старайтесь правильно сидеть, питаться, следить за своей осанкой.
Как проверить правильность осанки у ребенка в домашних условиях
Нарушения осанки проще предупредить, чем лечить. Рекомендуется периодически проверять осанку сына или дочки и при малейших отклонения обращаться к врачу.
Есть несколько признаков, которые должны вас насторожить:
- у ребенка периодически после занятий появляются боли в груди или спине;
- малыш стал быстрее утомляться;
- во время занятий заметна невнимательность, рассеянность.
Если вы заметили эти признаки у ребенка, проверьте его осанку.
Проверка осанки ребенка дома
Попросите ребенка снять майку, стать перед вами ровно на ноги, выпрямить колени и немного наклониться вперед.
- Посмотрите на позвоночник от головы до крестца. В норме линия позвоночника должны быть прямой. При малейших отклонениях или выступах необходимо обратиться к хирургу-ортопеду.
Ребенок стоит ровно, расслаблено. Оцениваем визуально пропорции его спины и груди. В норме у ребенок должны быть:
- одинаковые по высоте плечи, лопатки, соски;
- симметричная поясница;
- одинаковый уровень талии (между опущенными руками и уровнем талии одинаковое расстояние);
- у детей старше 7 лет физиологические изгибы должны быть по ширине равны ладошке ребенка.
Если вы нашли асимметрию, сильные изгибы или выступающие части — обратитесь к хирургу-ортопеду. Не стоит прибегать к исправлению осанки самостоятельно, без предварительной консультации со специалистом.
Комплекс упражнений для правильной осанки
Все упражнения проводятся босиком, в шортах и легкой маечке.
1. Закрепляем правильную осанку
Ребенок становится около стены вплотную: он должен прикасаться к стене затылком, лопатками, ягодицами, голенью и пятками. В таком положении стоит около 10 минут. Через 1 час повторить. В течение дня сделать 3-5 раз.
2. Упражнение с гимнастической палкой
Гимнастическая палка или другой продолговатый предмет ребенок держит на локтях за спиной. В таком положении нужно походить по комнате в течение 3-5 минут. После этого сделать 5 наклонов вперед, 5 приседаний.
3. Упражнение для грудного отдела позвоночника
Ребенок сгибает руки в локтях перед собой, кладет ладони на плечи. В этом положении пытается свести лопатки вместе, разводя локти в стороны. Повторить 3-5 раз.
4. Упражнение для закрепления осанки
Стоя у стены, ребенок прикасается к ней головой и спиной. В этом положении приседает 5-7 раз, не отрывая голову и спину от стены.
5. Упражнение для поясничного и крестцового отдела
Лежа на спине, поочередно максимально поднимать ногу вверх. Повторить 3-5 раз. После этого, сгибая ногу в колене, тянуть ее к груди. То же повторить со второй ногой. Повторить 3-5 раз.
6. Упражнение для поясничного и грудного отдела
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Поочередно вращаем тазом в разные стороны, стараясь достигнуть максимальной амплитуды.
7. Упражнение для шейного и грудного отделов
Ребенок лежит на спине. Руки вытянуты вдоль тела. Поднимаем голову и плечи, стараясь не двигать телом. Повторить 5-7 раз.
8. Упражнение для позвоночного столба
Стоя на четвереньках на счет “Раз” ребенок поднимает и вытягивает правую руку и левую ногу. На счет “Два”, возвращается в исходное положение. Повторить на вторую сторону.
9. Упражнение на вправление позвонков
Перед ребенком ставится небольшая скамеечка или стелется узкая ткань. Малыш должен пройти ровно по скамейке или ткани на носочках.
10. Упражнение для вытягивания позвоночника
Ребенок повисает на перекладине шведской стенки выше своего роста. На счет “Раз” максимально поднимает левую ногу. На счет “Два” возвращается в исходное положение. На счет “Три” поднимает правую ногу. На счет “Четыре” возвращается в исходное положение. Повторить 3-5 раз.
Правильная осанка — залог здоровья ребенка. Ровная красивая спина — не только украшение, но и защита от множества нежелательных осложнений. Старайтесь как можно чаще напоминать своему ребенку о важности сохранения правильной осанки, соблюдении принципов здорового образа жизни, физической активности и быстро увидите, как ваш сын или дочка станут сильнее, здоровее, увереннее в себе.
Если Вам понравилась статья, отметьте ее как понравившуюся – мы будем знать, что Вам интересна эта тематика.
Основная статья здесь Kukuriku – Все о детях и для детей. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
Источник
Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.
О позвоночнике и его изменениях
Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.
В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.
Об осанке и её нарушениях
Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.
Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.
При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.
Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.
Профилактика нарушений осанки
Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.
- Правильное питание.
Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.
- Двигательная активность.
Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.
- Правильный режим дня.
Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.
- Удобная детская комната.
4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.
4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.
4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.
4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.
4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.
- Грамотная коррекция обуви.
Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).
- Равномерное распределение нагрузок.
Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.
Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.
Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.
Формирование правильной осанки
Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).
Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.
После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.
Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).
Полезные упражнения
Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.
- Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
- Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
- Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
- Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
- Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
- Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
- Ребёнок ползает на четвереньках.
- Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
- Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
- Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
- Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
- Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
- Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
- Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
- Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.
Заключение
Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!
Источник