Значение портфолио в развитии ребенка

Ольга Ротару
Консультация для родителей «Для чего нужно портфолио дошкольника»

Для чего нужно портфолио дошкольника

Отношение к портфолио у родителей двоякое. Само слово «портфолио» вызывает у родителей некий страх. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей.

С другой стороны, родители поддерживает наличие портфолио у детей. Они понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко оказывает помощь взрослому, работающему с вашим ребенком. Узнав из портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио ребенка, вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты,связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В дошкольном учреждении портфолио дополнят наиболее удачными рисунками, поделками и на выпускной утренник вы получите папку с достижениями ребенка.

Для чего же и кому нужно это Портфолио, если оно не имеет официальной силы и не требуется для поступления в ВУЗ или другое учебное заведение?

Прежде всего, оно необходимо самому ребёнку, для прослеживания динамики своих достижений. Так же сбор материала для портфолио приобщает ребёнка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своём ребёнке, позволяющий судить о его развитии.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. При поступлении в начальную школу вы предоставите портфолио своему первому учителю. Исходя из данных, содержащихся в папке, учитель составит свое представление о ребенке и решит, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание — то есть к приходу дошкольника будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Как составить портфолио дошкольника?

Во-первых, требование представить портфолио дошкольника – вовсе не блажь, а новое веяние в системе образования, не лишенное здравого смысла. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог, учитель) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Структура портфолио дошкольника.

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга.

Перед тем как начать формировать портфолио, определитесь – для чего оно нужно:

для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому- то направлению (например, в рисовании или спорте).

на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определённый период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д.).

тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д. Но какое бы вы портфолионе выбрали существуют:

Обязательные страницы :

• Общие данные ребенка. (ФИО, дата рождения, город)

• Содержание портфолио. (на этом листе перечисляются разделы портфолио)

«Познакомьтесь со мной» (фото, можно составить небольшую автобиографию)

«Я расту» (таблица роста и веса)

«Я в детском саду» (фото с праздников и развлечений в д/саду)

«Моя семья» (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо)

«Вот что я люблю» (хобби ребенка)

«Чем могу помочь» (список поручений, которые можно доверить ребенку)

«Мои любимые книги» (перечисление любимых авторов и произведений)

«Мои путешествия» (фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов)

«Я мечтаю» (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе)

«Золотые ручки» (в этом разделе содержаться работы детей или фотографии поделок; прописывается дата, тема работы)

«Мои друзья» (фото или рисунки друзей)

• «Мои спортивные достижения «(спортивные награды, фото со спортивных мероприятий, в которых участвовал ребенок)

«Мои награды» (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы)

«Скоро в школу!» (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)

«Отзывы и пожелания» (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.).

Читайте также:  Качества развитие в ребенке понимания общественно допустимого поведения

«Анкеты» (родителям можно продумать небольшой опросник– анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно).

Хотелось бы сказать о том, что оптимальной обложкой для портфолио дошкольника является папка с кольцами, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах, а само портфолио дошкольникаобязательно должно быть красочным: с иллюстрациями и рисунками.

Разумеется, представленная структура портфолио является примерной, поскольку каждый родитель старается уделить особое внимание своему ребёнку. С учётом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио, «книжка обо мне» – так его называют дети.

Источник

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педагогов подготовительных к школе групп к активному консультированию и, пока еще экспериментальному, использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».

  1. Консультирование

«Портфолио ученика»

Во многих семьях российских школьников уже в сентябре 2012 года, как гром среди ясного неба прозвучит фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не проводит серьезной разъяснительной работы не учащимся, не  их родителям. В результате, многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К.Селевко, В.К.Загвоздкин и др.). Всеисследователи сходятся во мнении, что портфолио,в первую очередь,— это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «показать все, на что  способенученик»[6].

Главнымицелями и задачамиведения портфолио в начальных классахявляются:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

— формирование положительных нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию[1].

«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 «Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий [5]. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях» [5].

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта [5].

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося, который достаточно широко представлен в методической литературе.

Читайте также:  Культурно историческая теория развития ребенка

Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.  

1.        Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

2.        При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию — «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.

 3.       Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

  1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании  [2].
  2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
  3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
  4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
  5. В 1 классе, когда  школьник только начинает работать над составлением  портфолио, без помощи   родителей  ему не обойтись. По мере взросления  помощь  родителей  сводится к минимуму.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже  3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят  Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у школьника  уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел [4].

Портфолио может иметь  несколько видов, на выбор родителей:

– Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

– Портфолио-раскраска;.

– Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании Портфолио

1.        Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании [3]. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.        Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

– для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

– накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

– тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3.        Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4.        Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5.        Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6.        Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

  1.  Использование Портфолио в ДОУ

Возможно ли  использование Портфолио в дошкольном учреждении?

Читайте также:  Семья как институт развития ребенка

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чаще всего в ДОУ используются:

  1. Портфолио-раскраска это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней  он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
  2. Печатное портфолио– одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации [7].

  1. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

– портфолио-собственностъ (собирается для себя), а в школе;

– портфолио-отчет (для преподавателя).

  1. Так как строгих ГОСТов к  портфолио  пока не существует, в

нем можно использовать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  • «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

– «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

«Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

  • «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  • «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
  • «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  • «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
  • «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и  друга.
  • «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  • «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей  накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами [6].

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна,  и  является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Что же  касается  портфолио  для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности [3].

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

  1. Взаимодействие с родителями

Большинство  родителей, будучи уверенными, что  портфолио  обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для  создания портфолио  их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Список литературы:

  1. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С.32 – 36.
  2. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: 1976.
  3. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. – 2004. – № 5. – С.56 – 59.
  4. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. – № 2. – С.48-56.
  5. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина – М.: 2012.
  6. Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева.-М.: Верната-Граф, 2011.
  7. Юдина И.Г. Портфолио. – Волгоград: Учитель, 2007.

Источник