Значение ползания и лазания для развития ребенка
Контрольная работа
по дисциплине : “Методика
физического воспитания и развития детей”
Специальность 050704
“Дошкольное образование”
Студентки группы 64 (1)
Заочного отделения
Васильевой Екатерины Геннадьевны
вариант 4
Тема: “Методика обучения ползаннию и лазанью детей дошкольного возраста.”
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть.
Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.
Виды и способы ползания и лазанья. Техника выполнения.
Последовательность обучения.
Особенности выполнения упражнений в ползании и лазании детьми дошкольного возраста.
Методика обучения.
Игры на ползание и лазание.
Заключение.
Список литероатуры.
Введение:
Лазание — это циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).
Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.
Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.
Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.
Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.
Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.
Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.
Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.
Перелезание, ползание, лазанье относятся к любимым движениям маленького ребенка, Он часто повторяет их в игровых ситуациях и просто в виде упражнений, особенно в тот период, когда движение только осваивается.
Многократно влезает малыш в ящик и вылезает из него, лазает по ступенькам. Процесс выполнения активных действий ползания или влезания чередуется с моментами отдыха, когда ребенок стоит или сидит в ящике, на ступеньке, заборчике.
Основная часть.
Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.
Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения в лазаний и ползании полезны для ранних дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.
Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.
При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти (как медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).
Рис. 1
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.
Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.
Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.
Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.
Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.
Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.
На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…
Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.
В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру. Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.
Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.
Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.
Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.
Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.
Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….
Источник
Особенности обучения ползанию и лазанию в разных возрастных группах
Автор: Масьярова Людмила Викторовна
инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад № 56»
Г.Глазов, Удмуртская Республика
Ползание и лазание.
По исследованиям психологов дети, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков, неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений; имеющихдислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма),пропустили стадию ползания.
— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).
Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.
На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью),
Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно для понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.
Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть компенсированы в будущем.
Ползание даёт возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.
Ползание и лазание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.
Основы ползания закладываются с раннего возраста.
С Первой младшей группы ( дети 2-3 лет) ребёнка учат ползать на четвереньках по прямой ; по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке.
Во 2 младшей и средней добавляется ползание змейкой между предметами, ползание по скамейке на высоких четвереньках; на животе, подтягиваясь руками, по-пластунски. Высота скамейки увеличивается.
Следует обращать внимание на характер движения малыша: движение рук и ног должно быть переменным. (не одновременно руки или ноги). Желательно перекрёстное движение. При ползании по скамейке следить за хватом рук за края. Научить подниматься и спускать со скамейки.
Подниматься детей на скамейку можно научить разными способами (но лучше одним, а остальные разучивать со средней группы):
Спереди – подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено (ступню);
С боку – встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено;
Из положения сидя -сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.
Слезть со скамейки можно разными способами:
Опустить ноги сбоку на пол, отпустить руки, выпрямиться.
Подняться на скамейке, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее;
Сползти со скамейки, опираясь руками о пол.
В старших группах ползание совершенствуются и усложняются.
При ползании на животе, подтягивать тело можно и одной рукой.
Используется ползание на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.
Можно добавить ползание на полу из положения сидя, упор сзади. Рационально использовать одноимённый и разноимённый способ ползания.
С 1мл.группы используется подлезание под воротца, веревку на четвереньках(высота 40-30 см), со 2 мл. – 50см, прямо не касаясь пола. пролезание в обруч.
со средней группы – подлезание боком
Прямо,не касаясь руками пола – При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.
Боком– При подлезании правым (левым) боком – встать к препятствию боком – сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.
Пролезание в обруч выполняется разными способами:
ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;
обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.
Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое).
С 1 мл.группы учат перелезаниючерез бревно. гимнастическую скамейку
из положения лёжа – Для перелезания через бревно, нужно, держась руками лечь вдоль предмета на живот и, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем – руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.
Из положения стоя – обхватить края скамейки, перенести по очереди ноги на другую сторону, отпустить руками скамейку.
Во 1 и 2 мл. группах учат Лазанию по лесенке-стремянке вверх -вниз , гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Упражнения в лазании начинаются тогда, когда дети уверенно умеют ползать как по полу, так и по скамейке.
В средней добавляется перелезание с одного пролета на другой вправо и влево приставным шагом.
Со старшей группы лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног.
С подготовительной группы – перелезание с пролета на пролет по диагонали.
В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом.Задача: преодоление страха высоты, правильный хват за перекладину, поочерёдное передвижение рук и ног. В начале обучения лучше использовать поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.
Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).
Руки ставятся на уровне глаз ребёнка.(не выше головы, не ниже груди)
При влезании руки слегка согнуты, раздвинуты примерно на уровне плеч, туловище не прижимается к лестнице и не откланяется на уровень прямых рук.
Обратить внимание на лишние сгибания и разгибания рук,«хват»локтем. На последовательность движений рук и ног. Не правильно: руки поднялись несколько раз, а потом ноги поднимаются чуть ли не до рук. Нельзя пропускать рейки.
Самый простой способ лазания – приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: “Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки…” Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед… Вторую ногу поставьте рядышком… Теперь возьмитесь руками за реечку повыше… Переставьте ноги… «Поднимаем Ручки – поднимаем ножки».
Дети должны упражняться в лазании обязательно со страховкой воспитателя (стоит сзади) и с матами на полу.
Со средней группы дети начинают осваиватьпеременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: “Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй – за следующую повыше…” При спуске: “Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше…” На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки – две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.
По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям – одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче осваивается одноимённый.
Перед лазанием проводим имитационные движения, подводящие упражнения.
Одноимённый – Медведь. Разноимённый – Паук.В случае если освоение разноименного способа подходит ползание по-пластунски – движения похожие.
При лазании обращаем внимание на одновременную постановку руки и ноги. “Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки… Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу… Я буду подсказывать: “Левые… правые… Начали!”
Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу – для средних (младших); 3-4 для старших.
Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.
Таким образом, использование упражнения в равновесии, ползание, лазание с раннего возраста, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка в саду и дома, будет способствовать не только моторному развитию ребёнка, но и развитию когнитивной сферы, Ведь моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.
Источник