Значение подвижных игр во всестороннем развитии ребенка

ирина павловна анистратенко
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка.

Из опыта работы.

И. П. Анистратенко воспитатель

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны.Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н. К. Крупская) В игре ребёнокупражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании, увёртывании, ловли и т. д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е. А.Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни. В подвижных играх ребёнку самому приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. д. Через подвижную игру ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развития. Мы, воспитатели ежедневно проводим подвижные игры, включая элементы национальных игр во время прогулок, между занятиями, и на занятиях. При проведении занятий не надо придерживаться одной схемы, нужно больше экспериментировать, смело включать новые варианты и элементы. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Игровая деятельность – не только элемент культуры, она является полезным средством воспитания детей. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

У каждого воспитателя есть задача создавать все необходимое условия для того, что бы дети росли физически здоровыми и крепкими. Нам каждому педагогу понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игры благотворно сказываются на результат обучения. Незаметно усваивается языковой материал. Дети в процессе игры непроизвольно запоминают стишки, чистоговорки, скороговорки, тем самым постепенно увеличивается объем запоминаний. Вместе с этим возникает психологические особенности детей и диадические возможности игры, использование игрушек на занятиях, как средство навыков восприятия и воспроизведение речи. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей я широко использую образные задания,имитации: «бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем как медведи» и т. д. Во время игры ребенок узнает новое, наблюдает за окружающим миром, проявляет интерес. Через игру развиваются способности детей. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (двигательная деятельность на детских площадках, различные игры «Скачки», «Прыжки по кочкам», «Игра в камешки» и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников

Источник

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны. Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т.д.  Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н.К. Крупская)

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Хухлаева Д.В.)

Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми и самими играющими.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подвижные игры действенное средство разностороннего развития ребёнка.

В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании,  увёртывании, ловли и т.д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Подвижные игры в большей степени способствую воспитанию физических качеств: быстрота, ловкость, силы, выносливость, гибкость, и, что немало важно, эти качества развиваются в комплексе. Например, для того, чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети выполняют много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

П.Ф.Лесгафт считает подвижную игру ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Он указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинирует их, т.е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большей ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Правила обязательны для всех участников, они регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями, т.е. подвижная игра является и средством нравственного воспитания детей.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни.

В подвижных играх ребёнку самому  приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е.А.Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие.

Велика роль подвижной игры в умственном развитии ребёнка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представление, развивается мышление, воображение. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребёнка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, эстетических ценностей общества. Подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя,  ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Источник

1.Теоретические вопросы: Определение, специфика, классификация подвижных игр дошкольников. Влияние подвижных игр на физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание, эстетическое развитие дошкольников. Развитие теории подвижных игр. Вариативность подвижных игр. Методика проведения, роль педагога в руководстве ходом игры.

2.Практическое задание: предложить варианты подвижной игры «Ловишки».

3.Основные понятия: подвижная игра, вариативность, методика проведения подвижных игр.

4.Основные исследователи: П.Ф.Лесгафт, Е.Н.Водовозов, А.И.Быкова, Е.А.Тимофеева, М.А.Рунова, Э.Я.Степаненкова.

Теоретические вопросы.

Определение, специфика, классификация подвижных игр дошкольников.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Специфика подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал « Лови!», « Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

-по возрасту,

-по степени физической нагрузки (игры с малой подвижностью – Н-р «Пузырь», игры средней подвижности –Н-р «Гуси-лебеди», игры большой подвижности – например, «Ловишки»),

-по двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, лазанием и др.),

-по сложности (элементарные: сюжетные, бессюжетные, игровые задания, забавы и аттракционы, эстафеты; спортивные: игры по упрощенным правилам или элементы игр в хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис).

Подвижные игры широко используются в режиме первой и второй половины дня: во время утреннего приема, на утренней гимнастике, физкультурном занятии, в качестве физкультминуток, являются обязательным компонентом дневной и вечерней прогулок. Многообразие подвижных игр является необходимым условием содержания физкультурных праздников и развлечений.

Влияние подвижных игр на физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание, эстетическое развитие дошкольников.

Подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, ценных морально-волевых качеств, мышления, ловкости. При проведении подвижных игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Гармоничное развитие ребенка возможно при целостной, комплексной, сбалансированной реализации его потенциальных возможностей.

Подвижные игры – средство физического воспитания.

В игре ребенок упражняется в разнообразных движениях: беге, прыжках, бросании и ловле, лазании и др. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Игры являются незаменимым средством формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развивается мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Выполнение правил формирует у дошкольников волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В итоге формируется честность, справедливость, дисциплинированность. Подвижные игры учат искренности, товариществу, дружбе, сопереживанию, взаимопомощи.

Подвижные игры готовят дошкольников к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается фантазия, воображение. Дети овладевают поэтической образной речью.

Развитие теории подвижных игр. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. В ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью, поэтому возникла необходимость создания уменьшенных орудий труда (для охоты, ловли рыбы, птиц). Появляется целостная система игровых упражнений. Известны исследования по вопросу происхождения игры, в которых отмечается, что игра – это отдых от серьезной работы, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. По утверждению П.Ф.Каптерева, силы и энергия детей требует выхода, побуждает к деятельности, вызывает разнообразные упражнения. Эта деятельность носит характер игры.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине Х1Х века появляются работы Н.И.Пирогова, Е.Н.Водовозова, классиков дошкольной педагогики о первостепенном значении игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка. Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками.

В создание теории игры значительный вклад внести Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др. В разработке организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Т.И.Осокиной, Э.Я.Степаненковой, М.А.Руновой и др.

Вариативность подвижных игр.

Значительное внимание педагог должен уделять вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их выполнению. Он может изменить расположение детей, выбрать нескольких водящих, дополнить ход игры новым движением и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.

Методика проведения подвижных игр; роль педагога в руководстве ходом игры.

Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. В играх малышей можно заметить признаки подражания взрослым. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа « ловишек». Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам. Успех проведения игры в младших группах зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать им образцы движений. Для малышей рекомендуются игры с текстом («Заяц», «Пузырь», «Колпачок» и др.).

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Педагог усложняет условия проведения игры, распределяет роли среди детей. Увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

В подвижных играх старших дошкольников решаются задачи на мгновенную реакцию, сообразительность, выдержку. Широко используются игры с элементами соревнования.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, принятие детьми самостоятельных решений, творческое самовыражение.

Условия работы каждой группы влияют на подбор, планирование и методику проведения подвижных игр. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу ( организует наблюдения, Читает художественные произведения, подготавливает атрибуты, подбирает считалки, продумывает варианты игры).

Важно правильно организовать игру: познакомить детей с сюжетом и правилами, распределить роли, осуществлять руководство ходом игры, подвести ее итог. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, учит преодолевать трудности.

Таким образом, продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, активным, жизнерадостным, самостоятельным, творческим человеком.

Практическое задание. Предложить варианты подвижной игры «Ловишки»:

«Ловишки с ленточками».

Ввести в игру второго водящего.

«Ловишки в домики»

Сократить площадь для бега.

Увеличить площадь для бега.

Один «ловишка» заколдовывает, второй – расколдовывает и др.



Источник