Значение подросткового периода в развитии ребенка

Значение подросткового периода в развитии ребенка thumbnail

   Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального  взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношение.

        Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми т товарищами, наконец, на самого себя.

        Однако процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно по всему фактору. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1. Тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением при отсутствии у большинства из них других постоянных родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем; 2. Овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации: большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания.

        Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Почему этот возраст трудный.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость. Депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, ровно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку  испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связано с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

        В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса  формирования личности. «Переходный возраст, – писал Л.С. Выготский, – предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».

        В этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как о.дин сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию»

           Самопознание, самоопределение, самореализация.

    Для обозначения аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов, сфокусированных на «я» подростка как некоторой целостности, интенсивно развивающейся в данный возрастной период, многочисленные исследователи этого процесса используют самые различные термины: самосознание,  я –концепция, я- схема, образ Я, самоидентичность и т.п.

         Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанных с их отношением к себе, к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество  таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя все новых недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Есть все основания думать, что это не просто некоторая возрастная характеристика развития самосознания, а во многом результат интериоризации, усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие подростка взрослые, прежде всего учителя и родители. Суждения о недостатках были всегда предельно конкретными, разнообразными, менялись с возрастом подростка.

     Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. И эти переживания недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответственно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивационной сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется.

                                    Общение со сверстниками.

       Отношения с товарищами находятся  в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

     Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком – то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно недоумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.

    Содержание общения младших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, не воспринимая его проблем.

                             Дружба подростков.

       Важная роль в развитии личности и социально – моральной взрослости подростка принадлежит особому роду отношений – с близкими товарищами и другом. С каждым годом они становятся все более необходимыми ему. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением , авторитетом, выделяются продвинутостью в чем – то. Привлекать может разное: товарищеские качества, знания, многосторонняя умелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми. Часто подростка привлекают ребята очень разные, с противоположными интересами, круг общения бывает широким, но не устойчивым.

       Для сближения ребят большое значение имеет сходство в интересах и любимых занятиях, привлекательность разговоров. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника  сам старается приобщить его к собственным занятиям. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка.

      Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка.

    Расширение и углубление содержания, осознаваемого как важное и личное, рождает острую потребность в друге, с  которым можно поделиться и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь.

     Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям – взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания, умения хранить тайну.

    Идеал дружбы подростков – «всегда все вместе, все пополам!» Под этим разумеется не только абсолютное соблюдение кодекса товарищества

Источник

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11/12 до 14/15. Особое положение подросткового периода отражено в его названии «переходный», «трудный», «переломный», «критический». Основное содержание всех сторон развития – переход от детства к взрослости.

Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и сверстниками, на самого себя (проектирование своей личности, будущего).

Но процесс становления протекает неравномерно (гетерохронность). В подростке сочетается детство и взрослость, имеются существенные различия в степени развития разных сторон у сверстников.

Факторы, тормозящие развитие взрослости: сохранение социального статуса, зависимость от взрослых, резкая граница между детством и взрослостью, стремление родителей оберегать детей.

Факторы, взрослящие: поток разнообразной информации, занятость родителей, ранняя самостоятельность, акселерация.

Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст считается критическим. Это обусловлено, во первых, качественными сдвигами (иногда ломкой прежних особенностей, интересов, отношений ребенка. Во вторых, происходящие изменения сопровождаются появлением у самого ребенка субъективных трудностей разного порядка, а также трудностей в его воспитании.

На протяжении почти всего ХХ века шел спор о роли биологических и социальных факторов в возникновении критических периодов. Например, С. Холл и Фрейд считали, что кризис подросткового возраста неизбежен, т.к. обусловлен биологическими факторами: перестройка энодокринной системы, скачок роста, пропорции тела приближаются к взрослым, увеличивается мышечная сила. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии, сердце растет быстрее, чем кровеносный сосуды – возможны нарушения, сердцебиения, утомляемость, головные боли. Утрачивается баланс в деятельности эндокринной и нервной системы – общая неуравновешенность, раздражительность, периоды апатии. Изменения в анатомии и физиологии подростка столь значительны, что для их описания используются такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и т.д. Это влечет за собой: 1) ощущение собственной взрослости; 2) начало полового созревания – интерес к другому полу.

В ходе бурного роста у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за непропорциональности изменений. Рост, вес и внешность – источники тревоги подростков. Многие очень чувствительны к своему внешнему виду (у мальчиков: малый рост и физическая сила; у девочек: высокий рост, полнота).

Но психологи считают, что анатомо-физиологические изменения сами по себе не являются прямой причиной психологического развития подростков. Это изменения имеют опосредованное значение, преломляясь через отношение окружающих, сравнение себя с ними, культурные традиции взросления.

Американский антрополог М. Мид, изучавшая детей-аборигенов с о. Самоа, чтобы выяснить, что в человеке определяется природой, а что культурой, доказала несостоятельность представлений о неизбежности кризиса подросткового возраста и показала его социальную обусловленность.

Они выделили 2 типа перехода к взрослости: 1) непрерывный (в условиях сходства основных важных норм и требований к детям и взрослым переход происходит плавно, ребенок постепенно учится формам взрослого поведения). 2) наличие разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и тем, что ему необходимо для осуществления роли взрослого, характерное для высокоразвитой цивилизации, определяет трудности перехода.

Антропологи рассматривали подростковый возраст как период, когда ребенок находится в пути к своему месту в мире взрослых. В обществе существует группа детей и группа взрослых. Ребенок стремится перейти в группу взрослых и пользоваться их привилегиями. Однако взрослыми он еще не принят и находится в положении между группами. Степень трудности и конфликтов зависит от степени разрыва между взрослыми и детьми.

Взаимоотношения с окружающими.

Центральное и специфическое новообразование в личности подростка – возникновение у него представления о себе как уже не о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им и считаться.

Чувство взрослости – основное новообразование, выражающее новую жизненную позицию подростка по отношению к самому себе, людям и окружающему миру. Это проявляется в наличии собственной линии поведения, взглядов, оценок и их отстаивании, несмотря на несогласие окружающих.

Т.В. Драгунова выделяет несколько направлений в развитии взрослости.

  • 1. Подражание внешним проявлениям взрослости: особенности поведения, качества, внешние характеристики, права и привилегии.
  • 2. Ориентация на качества взрослого: умения, черты характера (сила, смелость, настойчивость и т.д.).
  • 3. Взрослый как образец деятельности: становление социальной зрелости в сотрудничестве со взрослым, помощь взрослому в сочетании с его доверием – чувство ответственности, самостоятельности и т.д.
  • 4. Интеллектуальная взрослость: стремление что-то знать и уметь по-настоящему. Потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы – самообразование.

Претензии подростка на новые права распространяются, прежде всего, на всю сферу отношений со взрослыми. Существующий в детстве тип отношений (отражающий неравноправное положение ребенка) становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, т.е. на известное равноправие. Неудовлетворенность подростка отношением взрослых приводит к различным формам протеста, от грубости и непослушания до противопоставления себя взрослым.

Благополучная форма перехода к новым отношениям возможна, если взрослый сам проявляет инициативу и перестраивает отношение к ребенку. Однако сохранению прежнего типа отношений способствует ряд моментов: 1) неизменность общего положения подростка; 2) зависимость от родителей; 3) привычка взрослого к контролю; 4) сохранение детских черт.

В начале подросткового возраста складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку как к ребенку. Это отношение препятствует развитию социальной зрелости и вступает в противоречие с представлениями подростка о степени собственной взрослости. Именно это противоречие – источник основных проблем и трудностей в отношении взрослого и ребенка. Старые способы взаимоотношений ребенка со взрослыми постепенно вытесняются новыми, но какое-то время они сосуществуют. Это создает большие трудности и для подростка и для взрослых. Насколько безболезненно пройдет смена типа отношений зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует возможность избежать трудностей, если отношения строятся по типу дружеского сотрудничества, что позволяет подростку почувствовать себя в положении помощника, товарища взрослого. При инициативе подростка вероятность возникновения конфликтов выше и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому. Несовпадение в оценке степени взрослости у подростка и у взрослых способно породить конфликт. При этом, затягиваясь и превращаясь в хронический, он способен тормозить развитие личности, калечить ее (появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, приспособленчества и т.д.)

Источник

Подростковый возраст и его особенности.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются “критическими периодами детства”.

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом “бури и натиска”, описал 3 типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое “Я”.

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие “Я”, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие “серьезная игра”. Примером “серьезной игры” могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит “поворот” от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса “Кто я” может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

  1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.
  2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  3. Подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как “не о ребенке”. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными “взрослыми умениями” – социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Источник