Значение письменной речи для развития ребенка

Стр. 447
Развитие письменной речи у ребенка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т. е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима прежде всего выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение, т. е. понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Подлежащая разрешению задача заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, — правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
Очень важное значение имеет и овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстает от устной речи. Ребенок, который к тому времени, как он начинает овладевать письменной речью, уже обладает значительным опытом общения посредством устной речи, сначала, естественно, свободнее владеет этой последней. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение самой техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Помимо того, сказываются и психологические различия в природе письменной и устной речи. Овладение устной речью плюс техника письма еще не дают владения письменной речью. Она и предполагает, и дает больше. Это искусство, которому нужно учиться, и ребенок, конечно, не сразу им овладевает. Но когда ряд исследователей, и зарубежных и советских (например Р. Гаупп, Л. С. Выготский), односторонне подчеркивая различия между письменной и устной речью, утверждают, что письменная речь вообще у ребенка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстает от устной, то это положение нуждается в существенном ограничении. Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает наряду с несомненным отставанием в одних отношениях известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.
Источник
Довольно существенным достижением в речевом развитии ребёнка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребёнка, но овладение ею представляет некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, то есть пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима выработка соответствующих технических навыков. Но только лишь навыков недостаточно, т. к. чтение включает в себя понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Чтение как понимание письменной речи является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, целая гамма выразительных средств помогают понять её. При чтении же нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, дать ему самостоятельное истолкование. Разрешение задачи заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, – правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает умственное развитие и ведёт к дальнейшему умственному развитию. Читая, ребёнок учится по-новому связно строить свою речь.
Очень важное значение имеет овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстаёт от устной речи. К тому времени, когда ребёнок начинает овладевать письмен-
ной речью, он уже обладает значительным опытом свободного общения посредством устной речи. Прежде всего, некоторые трудности представляет для ребёнка овладение самой техникой письма. Ряд зарубежных и советских исследователей утверждают, что письменная речь вообще у ребёнка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстаёт от устной.
В развитии речи реально проявляются как различия между письменной и устной речью, так и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребёнка; ребёнок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяют на первых порах строение его письменной речи.
Но и в письменной речи неизбежно выпадает рад выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой её предметно-смыслового содержания, письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи – в той форме, которая нужна для ответа учителю, для связного изложения материала.
Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.
Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе. В подростковые годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится всё более богатой, многогранной, всё более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении ребёнка слова приобретают всё более обобщенное, отвлеченное значение. Так же в речь включается ряд новых специальных терминов. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребёнка, учащегося в начальной школе, выступают её эмоционально-выразительные моменты, более частым становится употребление метафорических выражений. Структура письменной речи значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций.
Источник
«Развитие письменной речи младших школьников».
Груздева Юлия Вячеславовна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга.
Чтение и письмо являются базовыми школьными навыками. Без них дальнейшее обучение невозможно. Поэтому нарушение письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных проблем школьного обучения.
Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи», подчеркивая сложность усвоения данного вида речевой деятельности, ее значение в истории развития человечества.
Многие исследователи рассматривают письменную речь в качестве транслятора культуры. Обучение письменной речи влияет на развитие личности ученика, потому что при создании текста обучающийся систематизирует обобщенные способы отражения действительности. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо. Письмо является особой формой речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких выше перечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом.
Если обучающийся с трудом усваивает членимость речевых единиц, то это отражается в отсутствии обозначения границ предложений — заглавных букв и точек. Это объясняется тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между основными задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. У него не сформированы умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации. И в результате, он не использует правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Значительное количество специфических ошибок на уровне предложения выражается в аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. В дальнейшем несформированность грамматического строя речи, бедность словарного запаса, нарушение понимания причинно-следственных связей у обучающихся приведут к сложностям при написании изложений и сочинений.
Особое внимание направлено на работу над предложением. Требуется начать обучение с простого нераспространенного предложения. Сначала необходимо сформировать у детей абстрактнозрительное представление, что слово является единицей предложения, ведется работа по определению синтаксической основы предложения. Для этого используются разнообразные упражнения, которые проводятся в устной форме с использованием системы сигналов обратной связи (карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков, графические схем предложений, идеограммы, символы, цифровой ряд, т.д. ). Также используются задания по самостоятельному составлению предложений в письменной форме. Параллельно проводится работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.
В дальнейшем внимание уделяется распространению и грамматическому оформлению предложения. Затем ведется работа над более сложными предложениями. У детей развивают умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, что важно для всей работы над связной речью.
Обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса. Овладение письменной речью подразумевает переход от наглядного к отвлеченному мышлению. Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей с самого начала школьного обучения.
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999
- Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. —
М.: Просвещение, 2002
Источник
Письменная речь как форма общения появилась около 4 тысяч лет назад до н.э. Первыми народами, использовавшими письменную речь, были шумеры. Их письмо называлось рисуночным или картинным.
Многие народы Европы и Азии, в том числе народы России, используют фонетический вид письма. Это наиболее прогрессивный вид, который при использовании небольшого количества знаков позволяет точно передать мысль. Самым большим преимуществом такого письма является правило «пишем так, как слышим».
Письмо – это формирующийся навык, который проходит в своем развитии ряд этапов.
Сначала ребенок учится анализировать речевой поток. Это происходит в добукварный период. Мы учим детей анализировать предложения на составляющие их слова, составлять слова из звуков и слогов. Затем отрабатываются навыки написания букв и слогов.
Следующий этап – обучение слитному написанию слогов в целые слова. Целью данного этапа является закрепление умения соединять буквы, используя правильные способы (верхнее и нижнее соединение букв). Скорость письма увеличивается.
На заключительном этапе развития навыка письма ребенок демонстрирует умение быстро писать отдельные слова. Пишет без отрыва руки, одним движением. Но это еще не скоропись, не письмо взрослого человека.
Совершая акт письма, ребенок решает две задачи: выражает мысль и перекодирует знаки устной речи (звуки) в знаки письменной речи (буквы).
В целом, необходимо понимать, что для успешного овладения письменной речью у ребенка должны быть сформированы:
Внимание, память и мышление;
Зрительно-пространственные функции. Это зрительный гнозис (узнавание букв), зрительный мнезис (память, зрительный анализ и синтез), пространственные представления;
Умение различать звуки на слух;
Правильное звукопроизношение.
Несформированность любого из этих компонентов приводит к нарушению процессов письма.
О развитии внимания, памяти и мышления говорится повсеместно, и все родители могут понять необходимость развития этих функций.
Поговорим о других компонентах этой системы.
Зрительно-пространственные функции: на ранних этапах развития эти функции тесно связаны с практической деятельностью ребенка. Уже в первые месяцы жизни формируются предпосылки развития зрительно-пространственного восприятия – способность к фиксированию стимула взглядом. Но к 3-4 годам пространство еще дискретно (дробно). Примерно в возрасте 5 лет ребенок начинает воспринимать отдельные предметы в их пространственных взаимосвязях. К 6-7 годам происходит приближение к адекватному отражению пространства. Это становится базой для развития пространственного мышления, необходимого для понимания логико-грамматических конструкций, счета, письма и чтения.
Умение различать звуки на слух – не менее важный навык, который необходим школьнику. У некоторых детей, даже при нормальной остроте слуха, наблюдается задержанное формирование слуховых восприятий, иначе говоря, фонематического слуха. Специалисты знают, что через развитие фонематического слуха достигается не только правильное понимание речи, но и правильное произношение. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. В первую очередь страдают акустически близкие звуки (ж-ш, з-с, с-сь, з-зь и др.)
Правильное звукопроизношение – залог успеха в освоении письма. Сегодня многие дети имеют те или иные нарушения артикуляции. Причины этих нарушений различны, и рассматривать их надо индивидуально.
В силу тесной взаимосвязи речи и слуха, коррекция звукопроизношения ведется в основном путем развития звукопроизношения: правильное произнесение вновь воспитываемого звука содействует развитию фонематического слуха и зрительных представлений письма. Ребенок, имеющий неверное звукопроизношение, сначала произносит, а затем уже слышит вновь произносимое, постепенно совершенствуя свои новые слуховые восприятия, тем самым улучшая само произношение.
Таким образом, становится ясно, что спонтанное овладение столь трудным навыком как письмо невозможно без предварительной работы родителей и педагогов. А профилактика нарушений письма должна начинаться намного раньше, чем ребенок переступит порог школы.
https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.
Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.
Источник
Развитие письменной речи у ребенка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т. е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима прежде всего выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение, т. е. понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Подлежащая разрешению задача заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, — правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
Очень важное значение имеет и овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстает от устной речи. Ребенок, который к тому времени, как он начинает овладевать письменной речью, уже обладает значительным опытом общения посредством устной речи, сначала, естественно, свободнее владеет этой последней. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение самой техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Помимо того, сказываются и психологические различия в природе письменной и устной речи. Овладение устной речью плюс техника письма еще не дают владения письменной речью. Она и предполагает, и дает больше. Это искусство, которому нужно учиться, и ребенок, конечно, не сразу им овладевает. Но когда ряд исследователей, и зарубежных и советских (например Р.Гаупп, Л.С.Выготский), односторонне подчеркивая различия между письменной и устной речью, утверждают, что письменная речь вообще у ребенка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстает от устной, то это положение нуждается в существенном ограничении. Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает наряду с несомненным отставанием в одних отношениях известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.
В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяют на первых порах строение его письменной речи.
Но и в письменной речи неизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой ее предметно-смыслового содержания, письменная речь в силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи — в той ее форме, которая нужна для ответа учителю, для связного изложения учебного, научного материала.
Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи — умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной — контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи. Исследование письменной речи школьника, проведенное А.С. Звоницкой, показывает, как лишь постепенно учащийся средней школы начинает справляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного, понятного для читателя контекста. В ходе изложения соотношение между мыслью автора и мыслью читателя от этапа к этапу изменяется. Вначале расстояние между мыслью пишущего и читающего наиболее велико. Когда пишущий приступает к письменному изложению материала, ему весь материал уже известен. Читателя нужно в него ввести. Это тем более необходимо, что изложение всегда в какой-то мере включает не только некоторое объективное содержание, но и отношение к нему пишущего. В связи с этим встают специфические задачи, которые должны быть разрешены во введении, затем другие — в изложении и, наконец, в заключении, когда нужно подытожить все изложение в свете тех установок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятного для читателя, требует особых приемов и средств. Требуется специальная работа, чтобы этими средствами овладеть. <…>
Со связностью речи в вышеуказанном смысле слова связана ее точность. Всякая научная речь должна быть точной. Развитие точной речи является одной из существенных задач культуры речи, особенно важной для развития научного мышления. Точной может быть названа такая речь, в которой слова являются терминами, а их значения — понятиями. Термином слово становится, поскольку, освобождаясь от привходящего, случайного, наносного содержания, оно целиком определяется из контекста определенной системы знания. Исторический термин определяется лишь в историческом контексте, математический термин — в математическом; термин — это контекстное слово. Умение пользоваться словами научной речи как терминами и способность осознать их точное терминологическое значение являются существенной стороной в развитии речи. <…>
Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе.
В подростковые и юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится все более богатой, многогранной, все более литературной: в связи с овладением в процессе обучения научным знанием и развитием мышления в понятиях речь становится более приспособленной к выражению отвлеченной мысли. Уже имевшиеся в распоряжении ребенка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Помимо смыслового развития наличного словесного запаса, в речь включается ряд новых специальных терминов — развивается техническая научная речь. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребенка, учащегося в начальной школе, выступают ее эмоционально-выразительные — лирические и риторические — моменты. Растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного; более частым становится употребление метафорических выражений. Структура речи — особенно письменной — более или менее значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций; чужая речь, которая до того приводилась по преимуществу в форме прямой речи, передается чаще в форме косвенной речи; в связи с расширяющимся кругом чтения и формирующимися навыками работы с книгой начинают вводиться цитаты; иногда наблюдается, главным образом в письменной речи подростка и юноши, некоторая цветистость; она появляется в результате известной диспропорции между интенсивностью переживания и речевыми средствами для его адекватного объективизированного и все же достаточно яркого выражения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Развитие речи
Развитие речи
У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения
Развитие понимания речи
Развитие понимания речи
Эта работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и отличается от тех приемов, которые используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталостью.Дело в том, что у аутичного ребенка восприятие речи, соотнесение звука,
Как социум влияет на развитие речи ребенка
Как социум влияет на развитие речи ребенка
Так значит, мир ценностей — того, что хорошо и что плохо, — у мальчиков и девочек различен. Но задан ли оу от рождения, или его определяет семья, детский сад и даже то время, в котором живет ребенок, тот социальный уклад жизни, в
Развитие связной речи
Развитие связной речи
Словарь, грамматические формы речи — все это только средства, только абстрактно выделенные стороны или моменты речи. Основным в речевом развитии ребенка является все перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством
Развитие выразительной речи
Развитие выразительной речи
Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями —
Развитие речи
Развитие речи
Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи
Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной
Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие. Развитие речи у ребенка
Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие.
Развитие речи
Развитие речи
Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда
О значении родной речи в развитии ребенка
О значении родной речи в развитии ребенка
Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке. Но подумайте, сколько нужно знаний, чувств, мыслей, логики и даже
Источник