Значение песка в развитии ребенка
Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.
Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.
Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи.
Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка.
1. Для развития фонематического слуха:
– Выбрать только те игрушки (они закопаны в песке), в названиях которых есть определённый звук.
– Поставить флажок или фишку в песок, если в слове слышится заданный звук.
– Определить первый (последний) звук в слове и написать (пальчиком или палочкой) соответствующую букву на поверхности песка.
Буквы можно вылепить из песка, сгребая его рёбрами ладоней.
2. Для совершенствования грамматической стороны речи:
– «Чего не хватает?».
На поверхности песка раскладываем 4-5 игрушек. Просим ребёнка закрыть глаза и закапываем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен определить и назвать, какой игрушки не хватает.
– Игра, способствующая правильному употреблению в речи предлогов. Взрослый расставляет любые мелкие игрушки по песочному полю, например, машинки. Нужно проговорить, где находится одна игрушка по отношению к другим. Например, «Красная машинка между жёлтой и белой, зелёная – перед красной» и т. д. Потом задаём малышу вопросы: «Где красная машинка?»
– «Подбери признак».
Предлагаем ребёнку найти спрятанные в песке игрушки, назвать их и подобрать к их названиям слова-признаки (шарик – синий, щенок – маленький и т. д.).
3. Для формирования слоговой структуры слова.
– «Чёрточки».
Предлагаем ребёнку начертить на песке такое количество линий, сколько слогов произнёс взрослый.
– «Камешки».
Малышу нужно положить на песок столько разноцветных камешков, сколько слогов в слове, которое назвал взрослый.
4. На развитие связной речи.
«Ищем клад».
Взрослый закапывает игрушку или фигурку в песок и описывает её. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и откопать игрушку.
Затем можно поменяться ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает.
5. На совершенствование мелкой моторики.
Практически любые игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Можно создавать на песке разнообразные узоры пальчиками, кулачками, рёбрами ладошек. Можно выкладывать рисунки камешками, пуговицами, фасолью и любыми другими мелкими предметами.
В статье описаны примеры развивающих игр с песком, которые можно использовать на занятиях. Уверена, что родители, немного пофантазировав, придумают ещё много интересных игр для своих малышей.
Упражнения и игры с песком очень увлекательны. В таких играх очень много возможностей для творческого выражения ребёнка. Поэтому малыши могут часами играть с песком.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
«В
природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель
Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего
времени, ведь именно он одним из первых высказывался против суровой
дисциплины средневековых школ, выступая за гуманное и внимательное
отношение к детям. Воспитание детей, по его мнению, должно
способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение
должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия.
Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах
отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего
развития ребенка с момента его рождения.
Примечательно,
что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали
большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так,
Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития
ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в
природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их
умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся
педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном,
эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является
основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе,
существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не
просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и
потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как
неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко используют
и большинство современных педагогов и детских психологов.
Однако
опыт работы в Центре игровой поддержки развития ребенка показал, что
природные материалы не так часто используются для игр и занятий с
детьми раннего возраста. Но вовсе не потому, что малышам они не
интересны. В педагогической практике использование природных
материалов в играх и в изобразительной деятельности начинается
преимущественно с четырех–пяти лет. До этого момента дети
зачастую бывают лишены такой возможности. Мы же глубоко убеждены в
необходимости включения самых разнообразных природных материалов в
развивающие игры с малышами.
Многие
специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал
не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего
воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают
перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью
органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов:
форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У
него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о
природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и
отношения природных явлений, усвоить новые понятия [3].
Первые
контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных
прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все
происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на то, что из
влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что
деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; что
если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро
исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый
день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и
радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт
общения малыша с миром природы. Находящийся в естественном природном
окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной
деятельности [4, с. 114]. Малыш может наполнять песком формочки и
делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук
и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели,
а также капать мокрым песком, пытаясь строить замки. Создание более
сложных сооружений из песка способствует развитию художественных
способностей и приносит малышу глубокое удовлетворение, вызванное
реализацией им своих творческих потребностей и получением
положительной оценки со стороны родителей [1, с. 85]. Игра с песком и
водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет
необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной
терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного
развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок
дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его
можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные
предметы [4, с. 113]. Работа с песком и водой позволяет легко
создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы
детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка,
его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в
детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может
трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка
ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток
ладони на песке – он утвердил факт своего существования.
Изготовление фигур из песка – рождение нового мира,
свершающегося благодаря помощи со стороны [1, с. 86]. Именно поэтому
мы часто рекомендуем родителям наблюдать за тем, как их ребенок
играет с песком, отслеживать все новые и новые проявления,
способствующие творческому и личностному развитию. Самой естественной
сферой взаимодействия с песком и другими природными материалами,
конечно, является сам природный мир. Прогулки на площадке или в
парке, семейные выезды и отдых на природе. Но зачастую такая
возможность может просто отсутствовать и тогда необходимые условия
для ознакомления детей с природой создаются специалистами развивающих
центов и кружков.
Приобщение
к миру природы является одним из приоритетных направлений работы
специалистов нашего структурного подразделения. Природные материалы
регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых
развивающих игровых сеансах. В играх-упражнениях с песком и другими
сыпучими материалами дети принимают самое непосредственное участие.
Здесь как специалистам, так и родителям необходимо соблюдать принцип
золотой середины, и очень важно сохранять баланс между
самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему
взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него
таким образом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее.
Скажем
несколько слов непосредственно об организации
условий
и игровой
зоны
для игр с песком и другими природными материалами. Сейчас существует
множество специальных столов для игры с водой и песком, они
выпускаются в самых разных исполнениях, но их общие преимущества
очевидны. Часто игровой пластмассовый столик представляет собой
контейнер обтекаемой формы на удобных регулирующихся ножках. Обычно
контейнер имеет два–три глубоких отделения для песка и воды и
крышку, благодаря которой его можно использовать в качестве
обыкновенного стола, для различных игр и рисования детей. Однако,
развивающие игры (не менее успешно!) можно проводить и без
специального стола. Мы активно используем большую красивую
пластиковую миску в качестве пальчикового бассейна и деревянный ящик,
который часто используется в песочной терапии. Такая песочница
делается на заказ и представляет собой ящик из светлого качественно
обработанного дерева 50х50х8 или 50х70х8. Внутреннее углубление
песочницы окрашивается в приятный синий цвет. Сам песок также
нуждается в обработке. Перед началом работы с песком, его необходимо
просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Другой
вариант, который упрощает весь процесс – это покупка
специального уже обработанного песка для шиншилл, который продается в
зоомагазинах. Песка должно быть достаточно много. После всех
предварительных процедур песок насыпается в подготовленный ящик, в
котором будет удобно играть крохе. Если же условия в игровой комнате
не позволяют разместить в ней песочницу, достойным вариантом будет
наличие простого небольшого пальчикового бассейна.
Игровая
зона может представлять собой небольшое хорошо освещенное помещение,
например кабинет педагога-психолога структурного подразделения.
Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых
тонах). Основной принцип оформления игрового помещения – ничего
лишнего. Желательно, чтобы вблизи игровой зоны размещалась раковина
или мойка. Пол должен быть покрыт ковролином, а непосредственно под
столиком с песочницей застелен клеенкой или защитной пленкой.
Итак,
игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных
игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из
них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком,
подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и
играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный
этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за
способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу,
предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые
отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к
игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно
обследовать песок (или другой сыпучий материал). Основная цель
проведения коррекционно-развивающих игр с песком – это
эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их
регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия
эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи
различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой. Кроме того,
развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса,
инициативности и творческое самовыражение.
Влияние
на сенсорное развитие малыша оказывает формирование у него
представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости
его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или
накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается, создавая
горку; песка может быть много или мало; его объем можно измерить с
помощью какого-либо сосуда (ложки, миски, черпачка, стакана, банки,
стакана и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой,
ладошками. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую
с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность
малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого
песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того
предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден
от этого предмета.
На
основе использования песка и природных материалов можно
организовывать невероятное количество игр-занятий, имеющих
воспитательную и образовательную направленность и призванных решать
задачи познавательного и эмоционального развития, формирования
пространственной ориентировки. Самые любимые детьми игры и игровые
упражнения с песком зачастую являются самыми простыми из них:
– дети
обожаю «печь куличики» и делать фигурки с помощью
пластмассовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов;
– рассматривать
и изучать песок, его свойства, например, сыпать песок, дуть на него
мешать подручными предметами;
– играть
в «прятки» сначала зарывая, а затем и откапывая маленькие
игрушки и фигурки;
– делать
домики и норки для фигурок животных;
– играть
«в море», представляя, что песок – это поверхность
воды;
– насыпать
совочком песок в самые разные емкости (баночки, коробки, колбы) и
слушать, какие звуки он будет издавать, если баночку потрясти;
– оставлять
следы пальцев, отпечатки ладошек и самых разных предметов. Такую игру
можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет
оставляет отпечатки;
– чертить
на ровной поверхности песка линии и основные геометрические формы;
– простые
строительно-сюжетные игры требуют некоторой доли сформированности
тонких моторных навыков. Даже при постройке самого простого домика
ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании
песка, уплотнении, делании двери, окон);
– можно
организовать небольшую театрализованную постановку просто используя
набор фигурок сказочных персонажей. И это будет способствовать не
только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков
ребенка, но навыкам совместной игры.
Как
уже было отмечено, игры с природными материалами имеют широчайший
диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они
обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы,
сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические
функции и творческие способности. При этом развивается
наблюдательность и подлинный интерес к явлениям окружающей среды,
дети приобретают знания путем самостоятельного поиска и
исследовательской деятельности.
Таким
образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже
в раннем возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь
важным условием и средством психического развития ребенка, а также
благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем
уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и
где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны
друг с другом. Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек
неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут
изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та,
которую он может заставить измениться самым разнообразным образом …
для детей лучшая игрушка – куча песка».
Литература:
Кожохина С.К. Растем и
развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.Нечаева
В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М.:
Просвещение, 1966.Саморукова П.Г. Методика
ознакомления с природой в детском саду. – М.: Просвещение,
1991.Штейнхардт
Л. Юнгианская
песочная психотерапия. –
СПб.: Питер,
2001.
Источник
Автор Клинова М.Ю. На чтение 13 мин. Просмотров 5k. Опубликовано 19.05.2019 Обновлено 12.01.2020
Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.
Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.
Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.
История создания песочной терапии
Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.
Песок и его воздействие на ребенка
Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.
Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.
Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.
Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».
В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:
- разрушает фигуры, которые построил – тем самым выплескивает гнев и раздражение;
- закапывает игрушку – таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.
При помощи песочной терапии специалист может:
- Выявлять психологические отклонения у детей.
- Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
- Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
- Развивать различные навыки.
Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.
Как работает песочная терапия?
Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.
Песочная терапия в развитии детей
Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:
- Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
- Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
- Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
- Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
- Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
- Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.
Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.
Польза песочной терапии для детей
Достоинства занятий с песком неоспоримы:
- Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
- Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
- Регулируется мыслительный механизм.
На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:
- логично выражать свои мысли;
- формированию диалогической речи дошкольников;
- нести ответственность за свои действия в игре;
- полагаться только на свои силы;
- стирать из головы психологические травмы и проблемы.
Действия педагога при организации песочной терапии
Педагог при организации песочной терапии должен:
- подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
- приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
- возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;
Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.
- создать комфортные условия для игровой деятельности;
- поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
- оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.
Для занятий песочной анимацией нужно:
- Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
- На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.
На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.
Для малышей игры в песке помогает:
- выучить цифры и буквы;
- различать левую и правую сторону;
- правильно ориентироваться во временах года;
- тренировать память, зрение и слух;
- развивать фантазию.
Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.
Особенности проведения песочной терапии для детей
Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:
- С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
- С детьми важно устанавливать границы общения.
- Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
- С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
- Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
- Полное отсутствие абстрактных картин.
- Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.
Показания к терапии
Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.
Противопоказания
Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.
Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.
Оборудование для занятий
Для терапии песком необходимо:
- Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
- Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
- Цветной песок подходит для дошкольников.
- Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
- Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.
Методики игр
Основные методики игр:
- «Догадайся» – закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
- «Забава» – придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
- «Затерянный город» – пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.
Что необходимо для песочной терапии дома?
Для занятий дома понадобятся:
- чистый песок;
- ящик прямоугольной формы;
- миниатюрные фигурки.
Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.
Игры на развитие слухового внимания и памяти
В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:
- «Крестики-нолики» – так малыш тренирует память и развивает интеллект.
- «Животные» – поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
- «География» – надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.
Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии
Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:
- «Оттиски рук» – так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
- «Дождик» – в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
- «Узоры» – ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
- «Прятки» – избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.
Роль песочной терапии для детей с отклонениями
Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.
Игры в песочнице эффектны малышам с:
- ЗПР;
- ОВЗ;
- ОНР.
Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.
Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.
Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.
Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.
Этапы песочной терапии
Есть три основные этапы игры с песком:
- «Хаос» – нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
- «Борьба» – ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
- «Исход» – та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.
Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.
Виды песочных игр
Существует 2 основных вида песочных игр:
- Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
- Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.
Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.
Методы песочной терапии в развитии речи
У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.
Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:
- «Звуки на песке»
Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.
- «Убери лишнее»
Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.
- «Преврати букву»
Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.
- «Нарисуй букву, слово»
Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.
Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.
Песочные игры для коррекции дыхания
В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох – медленные и плавные.
Для коррекции дыхания применяются следующие игры:
- «Ровная дорога»
Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.
- «Картинка под песком»
На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.
- «Дорога к животному»
На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.
- «Клад»
В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.
- «Кипяток»
Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.
Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.
Для развития моторики педагог проводит следующие игры:
- «Нарисуй картину»
Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.
- «Чувствительные ладошки»
Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.
Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.
- «Морской мир»
Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.
Этапы организации песочной терапии в детском саду
Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.
К основным этапам организации терапии можно отнести:
- Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
- Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
- Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
- Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
- Проведение игры.
Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.
Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий мож