Значение песка в развитии ребенка

Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.

Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.

Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи.

Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка.

1. Для развития фонематического слуха:

– Выбрать только те игрушки (они закопаны в песке), в названиях которых есть определённый звук.

– Поставить флажок или фишку в песок, если в слове слышится заданный звук.

– Определить первый (последний) звук в слове и написать (пальчиком или палочкой) соответствующую букву на поверхности песка.

Буквы можно вылепить из песка, сгребая его рёбрами ладоней.

2. Для совершенствования грамматической стороны речи:

– «Чего не хватает?».

На поверхности песка раскладываем 4-5 игрушек. Просим ребёнка закрыть глаза и закапываем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен определить и назвать, какой игрушки не хватает.

– Игра, способствующая правильному употреблению в речи предлогов. Взрослый расставляет любые мелкие игрушки по песочному полю, например, машинки. Нужно проговорить, где находится одна игрушка по отношению к другим. Например, «Красная машинка между жёлтой и белой, зелёная – перед красной» и т. д. Потом задаём малышу вопросы: «Где красная машинка?»

– «Подбери признак».

Предлагаем ребёнку найти спрятанные в песке игрушки, назвать их и подобрать к их названиям слова-признаки (шарик – синий, щенок – маленький и т. д.).

3. Для формирования слоговой структуры слова.

– «Чёрточки».

Предлагаем ребёнку начертить на песке такое количество линий, сколько слогов произнёс взрослый.

– «Камешки».

Малышу нужно положить на песок столько разноцветных камешков, сколько слогов в слове, которое назвал взрослый.

4. На развитие связной речи.

«Ищем клад».

Взрослый закапывает игрушку или фигурку в песок и описывает её. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и откопать игрушку.

Затем можно поменяться ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает.

5. На совершенствование мелкой моторики.

Практически любые игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Можно создавать на песке разнообразные узоры пальчиками, кулачками, рёбрами ладошек. Можно выкладывать рисунки камешками, пуговицами, фасолью и любыми другими мелкими предметами.

В статье описаны примеры развивающих игр с песком, которые можно использовать на занятиях. Уверена, что родители, немного пофантазировав, придумают ещё много интересных игр для своих малышей.

Упражнения и игры с песком очень увлекательны. В таких играх очень много возможностей для творческого выражения ребёнка. Поэтому малыши могут часами играть с песком.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

«В
природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель
Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего
времени, ведь именно он одним из первых высказывался против суровой
дисциплины средневековых школ, выступая за гуманное и внимательное
отношение к детям. Воспитание детей, по его мнению, должно
способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение
должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия.
Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах
отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего
развития ребенка с момента его рождения.

Примечательно,
что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали
большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так,
Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития
ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в
природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их
умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся
педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном,
эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является
основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе,
существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не
просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и
потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как
неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко используют
и большинство современных педагогов и детских психологов.

Однако
опыт работы в Центре игровой поддержки развития ребенка показал, что
природные материалы не так часто используются для игр и занятий с
детьми раннего возраста. Но вовсе не потому, что малышам они не
интересны. В педагогической практике использование природных
материалов в играх и в изобразительной деятельности начинается
преимущественно с четырех–пяти лет. До этого момента дети
зачастую бывают лишены такой возможности. Мы же глубоко убеждены в
необходимости включения самых разнообразных природных материалов в
развивающие игры с малышами.

Многие
специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал
не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего
воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают
перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью
органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов:
форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У
него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о
природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и
отношения природных явлений, усвоить новые понятия [3].

Первые
контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных
прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все
происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на то, что из
влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что
деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; что
если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро
исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый
день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и
радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт
общения малыша с миром природы. Находящийся в естественном природном
окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной
деятельности [4, с. 114]. Малыш может наполнять песком формочки и
делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук
и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели,
а также капать мокрым песком, пытаясь строить замки. Создание более
сложных сооружений из песка способствует развитию художественных
способностей и приносит малышу глубокое удовлетворение, вызванное
реализацией им своих творческих потребностей и получением
положительной оценки со стороны родителей [1, с. 85]. Игра с песком и
водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет
необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной
терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного
развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок
дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его
можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные
предметы [4, с. 113]. Работа с песком и водой позволяет легко
создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы
детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка,
его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в
детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может
трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка
ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток
ладони на песке – он утвердил факт своего существования.
Изготовление фигур из песка – рождение нового мира,
свершающегося благодаря помощи со стороны [1, с. 86]. Именно поэтому
мы часто рекомендуем родителям наблюдать за тем, как их ребенок
играет с песком, отслеживать все новые и новые проявления,
способствующие творческому и личностному развитию. Самой естественной
сферой взаимодействия с песком и другими природными материалами,
конечно, является сам природный мир. Прогулки на площадке или в
парке, семейные выезды и отдых на природе. Но зачастую такая
возможность может просто отсутствовать и тогда необходимые условия
для ознакомления детей с природой создаются специалистами развивающих
центов и кружков.

Читайте также:  В чем изменяется социальная ситуация развития ребенка в период его поступления в школ

Приобщение
к миру природы является одним из приоритетных направлений работы
специалистов нашего структурного подразделения. Природные материалы
регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых
развивающих игровых сеансах. В играх-упражнениях с песком и другими
сыпучими материалами дети принимают самое непосредственное участие.
Здесь как специалистам, так и родителям необходимо соблюдать принцип
золотой середины, и очень важно сохранять баланс между
самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему
взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него
таким образом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее.

Скажем
несколько слов непосредственно об организации
условий

и игровой
зоны

для игр с песком и другими природными материалами. Сейчас существует
множество специальных столов для игры с водой и песком, они
выпускаются в самых разных исполнениях, но их общие преимущества
очевидны. Часто игровой пластмассовый столик представляет собой
контейнер обтекаемой формы на удобных регулирующихся ножках. Обычно
контейнер имеет два–три глубоких отделения для песка и воды и
крышку, благодаря которой его можно использовать в качестве
обыкновенного стола, для различных игр и рисования детей. Однако,
развивающие игры (не менее успешно!) можно проводить и без
специального стола. Мы активно используем большую красивую
пластиковую миску в качестве пальчикового бассейна и деревянный ящик,
который часто используется в песочной терапии. Такая песочница
делается на заказ и представляет собой ящик из светлого качественно
обработанного дерева 50х50х8 или 50х70х8. Внутреннее углубление
песочницы окрашивается в приятный синий цвет. Сам песок также
нуждается в обработке. Перед началом работы с песком, его необходимо
просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Другой
вариант, который упрощает весь процесс – это покупка
специального уже обработанного песка для шиншилл, который продается в
зоомагазинах. Песка должно быть достаточно много. После всех
предварительных процедур песок насыпается в подготовленный ящик, в
котором будет удобно играть крохе. Если же условия в игровой комнате
не позволяют разместить в ней песочницу, достойным вариантом будет
наличие простого небольшого пальчикового бассейна.

Игровая
зона может представлять собой небольшое хорошо освещенное помещение,
например кабинет педагога-психолога структурного подразделения.
Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых
тонах). Основной принцип оформления игрового помещения – ничего
лишнего. Желательно, чтобы вблизи игровой зоны размещалась раковина
или мойка. Пол должен быть покрыт ковролином, а непосредственно под
столиком с песочницей застелен клеенкой или защитной пленкой.

Итак,
игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных
игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из
них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком,
подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и
играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный
этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за
способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу,
предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые
отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к
игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно
обследовать песок (или другой сыпучий материал). Основная цель
проведения коррекционно-развивающих игр с песком – это
эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их
регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия
эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи
различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой. Кроме того,
развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса,
инициативности и творческое самовыражение.

Влияние
на сенсорное развитие малыша оказывает формирование у него
представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости
его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или
накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается, создавая
горку; песка может быть много или мало; его объем можно измерить с
помощью какого-либо сосуда (ложки, миски, черпачка, стакана, банки,
стакана и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой,
ладошками. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую
с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность
малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого
песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того
предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден
от этого предмета.

На
основе использования песка и природных материалов можно
организовывать невероятное количество игр-занятий, имеющих
воспитательную и образовательную направленность и призванных решать
задачи познавательного и эмоционального развития, формирования
пространственной ориентировки. Самые любимые детьми игры и игровые
упражнения с песком зачастую являются самыми простыми из них:

– дети
обожаю «печь куличики» и делать фигурки с помощью
пластмассовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов;

– рассматривать
и изучать песок, его свойства, например, сыпать песок, дуть на него
мешать подручными предметами;

– играть
в «прятки» сначала зарывая, а затем и откапывая маленькие
игрушки и фигурки;

– делать
домики и норки для фигурок животных;

– играть
«в море», представляя, что песок – это поверхность
воды;

– насыпать
совочком песок в самые разные емкости (баночки, коробки, колбы) и
слушать, какие звуки он будет издавать, если баночку потрясти;

– оставлять
следы пальцев, отпечатки ладошек и самых разных предметов. Такую игру
можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет
оставляет отпечатки;

– чертить
на ровной поверхности песка линии и основные геометрические формы;

– простые
строительно-сюжетные игры требуют некоторой доли сформированности
тонких моторных навыков. Даже при постройке самого простого домика
ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании
песка, уплотнении, делании двери, окон);

– можно
организовать небольшую театрализованную постановку просто используя
набор фигурок сказочных персонажей. И это будет способствовать не
только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков
ребенка, но навыкам совместной игры.

Как
уже было отмечено, игры с природными материалами имеют широчайший
диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они
обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы,
сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические
функции и творческие способности. При этом развивается
наблюдательность и подлинный интерес к явлениям окружающей среды,
дети приобретают знания путем самостоятельного поиска и
исследовательской деятельности.

Таким
образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже
в раннем возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь
важным условием и средством психического развития ребенка, а также
благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем
уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и
где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны
друг с другом. Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек
неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут
изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та,
которую он может заставить измениться самым разнообразным образом …
для детей лучшая игрушка – куча песка».

Литература:

  1. Кожохина С.К. Растем и
    развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.

  2. Нечаева
    В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М.:
    Просвещение, 1966.

  3. Саморукова П.Г. Методика
    ознакомления с природой в детском саду. – М.: Просвещение,
    1991.

  4. Штейнхардт
    Л. Юнгианская
    песочная психотерапия. –
    СПб.: Питер,
    2001.

Читайте также:  Педагогика развитие ребенка от года до трех лет

Источник

Автор Клинова М.Ю. На чтение 13 мин. Просмотров 5k. Опубликовано 19.05.2019 Обновлено 12.01.2020

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил – тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку – таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии  для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

 Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» – закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» – придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3.  «Затерянный город» – пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» – так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» – поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» – надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам после родов

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» – так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» – в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» – ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» – избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

  • ЗПР;
  • ОВЗ;
  • ОНР.

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» – нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» – ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» – та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох – медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий мож