Значение первых сказок на развитие ребенка

Значение первых сказок на развитие ребенка thumbnail

Раиса Митина
Значение сказок в развитии дошкольников

Сказки занимают довольно прочное место для развития воображения и восприятия художественных произведений, которое ярко проявляет себя в игре у детей дошкольного возраста. Сказочный вымысел произведений стирает грань между игрой и реальностью, а простой и доступный язык сказки помогает детям увидеть происходящее действие в увлекательном, красочном и ярком виде. Сказочные образы помогают детям разобраться в ситуации, как надо лучше поступить, создавая разнообразие детского воображения и постоянный интерес к происходящему действию. Сказка помогает формировать у детей нравственные понятия, помогая сопоставить себя наравне с положительными героями, приучая их к тому, что необходимо делать людям добро и быть примером для всех.

Художественное восприятие становится активным процессом у детей дошкольного возраста, помогая формированию нравственных качеств, главное из которых человечность. Вживаясь в образ полюбившихся героев, дети дошкольного возраста проникают в их внутренний мир и, копируя их характер, сопереживают вместе с ними. С помощью своего воображения, дети становятся участниками происходящих сказочных событий. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Сказка становится содержательной основой развития человеческих чувств, способствуя ненавязчивому воспитанию дошкольников. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание, формируя готовность и способность к творческому труду, развивая хорошие качества, такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность.

Сказка имеет большое значение в эстетическом развитии дошкольников, развивая у них благородство души, чуткость и сострадание к чужому горю. Познавая сказочный мир не только умом, но и сердцем, дети откликаются на события, выражая своё справедливое отношение к добру и злу. Благополучное окончание сказки помогает воспитать у детей оптимизм и уверенность в своих силах для преодоления любых трудностей.

Для формирования правильной и красивой речи также помогает сказка. Для развития речи дошкольников можно воспользоваться испытанным методом, при котором дети придумывают новые названия к известным сказкам, не изменяя при этом идеи произведения. Так для сказки «Рукавичка»,можно придумать новые названия: «Новый дом для зверей», «Домик дружбы», «Потерял дед рукавичку», «Рукавичка, дед и звери» и т. д.

Благодаря сказке у детей также развивается чувство ко всему прекрасному не только в жизни, но и в природе. Сказка может в воображении детей нарисовать различные картины природы, ведь основном на фоне природы происходят все действия сказок. В сказке можно увидеть и «чистое поле», и «быструю речку с крутым бережком», и «белую берёзоньку», и «яблоньку, с наливными яблочками» и многое другое.

Благодаря таким описаниям природы у детей развивается эмоциональное восприятие, и они впервые начинают понимать красоту окружающего их мира.

Волшебные сказки и сказки о животных всегда были любимыми у детей и своим содержанием служат раскрытию жизненной правды. Дети узнают о животных, об их образе жизни и повадках, а также о многих интересных особенностях поведения животных, недоступных для наблюдения, но видных в процессе действия сказок. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.

Также можно объяснить значение животного в природе. У детей дошкольного возраста такие первичные представления о животных узнаются под влиянием сказок.

Сказочные образы в сознании детей живут долго и всегда эмоционально и ярко окрашены. Сказка усиливает у детей мыслительную деятельность, учит мечтать, обобщать в индивидуальном образе существенные признаки, подчёркивая главное. Сказочный вымысел используется как средство обогащения внутреннего мира детей, воспитывая в них лучшие человеческие качества. Герои сказок становятся для детей родными и близкими, они любят своих героев и становятся примером для подражания. Главная роль взрослых в том, чтобы тактично направить в нужное русло чувства и мысли малышей.

Источник

Значение сказки в развитии ребенка

                                                          “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

I. Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка “Репка” учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка “Маша и медведь” предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из  

сложной ситуации; сказка “Теремок” учит дружить.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности.

Сказка – это школа развития чувств детей.  Выразительные  высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,   которые  им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию  речи детей (накоплению словарного запаса, помогает верно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры  со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась…

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия,  

                                                           формируется интонационная выразительность речи.

II. Наши занятия с детьми ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники и зрители происходящего.  Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый  сначала сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов воспитатель использует различные приемы: это может быть настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия.

                           

Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания  усложняются: от рассматривания картинок и звукоподражаний ребенок переходит к договариванию знакомой фразы и , наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок,        

 давать характеристику героям.

III. Выбирая сказку для ребенка, важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту – свою сказку!

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как “Репка”, “Теремок”, “Колобок”. Подобная организация речи “сказителя”, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и “освоиться” в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

                         

IV. Чтение сказок дает очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону! Ведь даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

V. Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают “поверить в сказку”, где добро всегда побеждает, и все обязательно закончится хорошо!

 ГБДОУ №38 Невского района г. Санкт-Петербурга

 Воспитатель: Ладыгина Галина Владимировна

Источник

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

сказки и ребенок

Когда наступает возраст сказок

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.

Потешки кликабельные:

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

сказки для маленьких

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

персонализированные сказки для воспитания детей

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее: 

  • Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Источник

Психологи доказали, что…

…лучшее средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент развития самосознания — это сказка*. Зная особенности детского восприятия, можно обучать и воспитывать малыша весело и интересно без скучных нравоучений.

* Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика. — 1999. — № 10.

Среди родителей существует мнение, что ребенок быстро вырастает из сказок. Так нужно ли им придавать сколь-нибудь серьезное значение? Давайте разберемся.

Изображение Thế Anh Trần с сайта Pixabay

Польза русских народных сказок

В пользу чтения и рассказывания русских народных сказок можно привести немало доводов. Мы нарочно не даем примеров, все названия сказок у вас на слуху, а возрастную градацию (когда и что читать) опубликуем в самом конце статьи.

Что же касается значения сказки, не будет лишним напомнить главное. Об этом как раз мало говорят.

Сказка:

✔ приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;

✔ развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;

✔ раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.

Назовем еще три плюса, уже с точки зрения современной детской психологии и психотерапии:

  • Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
  • Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
  • Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Как выбрать сказку?

Выбирая сказку, учитывайте возраст ребенка. Нравятся ли ему животные и сказочные сюжеты или он любит что-то другое? Чтобы не ошибиться со сложностью, следуйте простым правилам:

  • Для самых маленьких подойдут короткие сказки, где мало слов, а сюжет последовательный. Таковы сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». В них прослеживается момент накопления (героев или действий) в развитии сюжета, часты повторения одних и тех же слов или действий. Мораль в повествовании отсутствует. Здесь есть физиологическое обоснование: малыш сейчас находится на стадии активного впитывания зрительных и слуховых образов, но имеет краткосрочную память, требующую постоянного напоминания. Вывод его сейчас не интересует, а вот начало, насыщение и конец очень важны. Причем самый маленький не позволит вам читать сказку полностью, придется ее комкать. А ближе к двум годам по картинкам будет сам выстраивать последовательности.
  • Дети с 2,5 лет начинают не просто воспринимать, а уже анализировать окружающий мир — им будут интересны те же сказки, но уже с выводами и загадками. Советуем выбирать книги, где можно подольше пообщаться с героями, поиграть в сюжет (книжки-игрушки, головоломки, раскраски). Первые сказки, где возможно отследить отношения предметного мира и мира природных явлений — «Три медведя», «Соломенный бычок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», «Снегурочка».
  • Дошкольникам от 4 лет, обучающимся чтению, будут интересны сказки с богатым развитием волшебного сюжета «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Иван Царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка». Также можно включить народные и авторские сказки, пересказы, которые имеют параллель со сказками других языков (не говорим народов, поскольку корни могут быть одни и те же): «Рукодельница и Ленивица», «Финист — Ясный сокол», («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек») и др. Не стоит забывать и о сказках, герои которых — животные: в 5 лет ребенок поймет и вывод, и характеры, и усложнение сюжетных линий: «Волк и Лиса», «Лиса и Котофей Иваныч», «Коза и Волк». По-новому откроются и сказки, которые мы перечислили для маленьких.
  • Начиная с 6-7 лет знакомьте ребенка со сказками народов мира. Пускай он сам и не сможет найти сходство и различия с русскими сказками, но, если вы подскажете, ребенок сделает потрясающее открытие! Многие сказки народов имеют единые корни.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Если ваш ребенок уже сам читает, обязательно хвалите его, даже если он делает только первые шаги. Говорите: «Ты сегодня очень старался. Молодец!» Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так они обретут уверенность в себе и собственных силах. Кстати, если малыш не читает, а только слушает, не забудьте хвалить и его. «Ты слушал внимательно», «Ты понял сказку», «Ты угадал», «Ты помог», «Ты показал, где… (кто, что делал)» и т.д. Слушать сказку — это учение. Не случайны концовки сказок: «А кто слушал — молодец!»

Правильно подобранная сказка способна всерьез заинтересовать ребенка не только чтением, но даже рисованием: со временем он захочет усложнить задачу и создать собственные сказку или рисунок. Поддержите его в этом.

Запомните: сказки — это клад!

Источник