Значение ознакомления с природой для развития ребенка

Значение ознакомления с природой для развития ребенка thumbnail

Значение ознакомления дошкольников с природой.

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.

Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, – указывал К.Д.Ушинский, – покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».

Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи».

Читайте также:  Контрольная закономерности психического развития ребенка

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Источник

Ирина Нарзулаева
Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развиваетумственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.

Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.

Дошкольникиовладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека,писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 4 кроха

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Природа — средство трудового воспитания. Дошкольникиовладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Источник

Значение ознакомления дошкольников с природой. Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, – указывал К.Д.Ушинский, – покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны». Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога. Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Читайте также:  Игра для ребенка на социальное развитие 1 год

Источник