Значение ознакомления с окружающим миром для развития ребенка
Ознакомление детей с окружающим миром как средство развития кругозора старших дошкольников
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:
· Ознакомление с явлениями социальной жизни;
· Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
· Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть понимать реальные причины зависимости.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.
Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно – досуговая деятельность), самообразование ребёнка. Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник длянаблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В ОУ создана экологическая тропа, разработан маршрут экологической тропыё план работы на экологической тропе. В детском саду создано «экологическое пространство».
Там собраны карты, атласы, схемы, макеты фруктов и овощей, «живой» уголок, календарь природы, макет дерева, собран материал о временах года, о жизни животных леса, о пользе леса, о воде, видео диски «Времена года с тетушкой Совой», демонстрационный материал, лабораторный материал для проведения опытов Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Для поддержки познавательного интереса мы использовали нетрадиционные методы.
Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. Дети активно участвовали в экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы Нами особое внимание оделась сказкам. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным рассказам, сказкам – пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой.
Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного. Мы использовали на занятиях по ознакомлению с окружающим мультимедийные технологи в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Такая форма занятий вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения. А если есть интерес, то возникает желание заниматься. В этом году мы с воспитанниками принимали активное участие в районной научно-практической конференции. Воспитанники детского сада Соколова Саша и Шальнова Ксюша защищали свой проект на тему «Спички», за что были награждены дипломами участника. Вдовин Денис представил свой проект «Овес» и занял второе место. В течение года нами проводились экологические акции: «Подари цветок», «Поможем природе», «Елочка, зеленая иголочка», «Помоги птицам», «Самый красивый участок», с помощью которых дети учились бережнее относится к природе, быть более внимательными к окружающему миру, увидели зависимость окружающего мира от жизни и деятельности человека.
Из анализа психолого-педагогической литературы, мы определили что познание –это сложное образование, в котором выделили 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Это то, что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Способы и средства познания. Как ребенок перерабатывает информацию. Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо,отрицательно. Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Ознакомление детей с окружающим миром формирует у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы.
Источник
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром.
Значение для всестороннего развития ребёнка.
Когда у ребёнка ещё недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных
побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными
взглядами, мимикой. Стремится вступить в контакт со взрослым, указывая
жестом на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно
чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как бы “считывая” информацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.
Основополагающую роль в познании окружающей среды, играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Характерно, что первые действия лёгкие, пробующие, страхующие, когда малыш ещё не знает всех свойств незнакомого предмета и даже готов отказаться от него, если новизна вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование прошло успешно и у малыша не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям уже познавательного характера.
Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Малыш реагирует так в основном на сюжетные игрушки: образы животных, сказочные персонажи, имеющие яркую эмоционально-выразительную внешность (оскалённая пасть волка, выпученные глаза совы и т. д.). Выявляя какие-либо свойства новой игрушки, дети пытаются всесторонне изучить познаваемый предмет в процессе действия. Постепенно в поведении ребёнка появляется целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связанно не так с их новизной, как с возможностью разнообразно действовать с ней. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения исследовательской деятельности. Ребёнка увлекают игрушки, богатые по запасу игровых действий, свойств. Если игрушка не обладает необходимыми качествами, если ребёнок не может открыть для себя её особенности и возможности использования, он не играет с ней. Вот почему знакомые игрушки дети часто предпочитают новым. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для последующих игровых действий с ним.
На втором и на третьем году жизни у ребёнка совершенствуется
познавательная деятельность, нарастает устойчивость и целенаправленность
поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о возрастающей
способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте отчетливее выражены специфические действия руки, усиливается речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: кто там? что там? и др. Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально – чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается, прежде всего, в стремлении войти в контакт с людьми.
В процессе общения со взрослыми ребёнок перенимает их социальный
опыт, характер взаимодействий с окружающей средой – обучается человеческому видению мира. Поэтому родители, педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребёнок. Для этого организуют правильно окружающую среду, создают соответствующие условия, показывают пример отношения к предметам и явлениям, руководят поведением, чувствами, правильно выбирая методы воспитания с учётом своеобразия детского периода.
В группе детей раннего возраста не может быть ничего случайного:
подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений – все должно быть
продумано и рационально организовано. Игрушки не должны быть однотипными. Они должны отличаться величиной, цветом, формой, количеством деталей. Например: мишка большой, мишка маленький, пирамидки разнообразные, матрёшки и т. д. Большое количество игрушек не случайно – дети раннего возраста ещё не умеют играть вместе, поэтому с помощью игрушек их учат общаться с другими детьми, играть рядом. Всё, что окружает маленького ребёнка, должно быть эстетически выдержанным, а просто яркими и броским. Ребёнок может заметить красивую картинку, появившуюся в группе, новую игрушку. Это говорит о том, что дети раннего возраста очень отзывчивы к изменениям среды, которая их окружает. Работа по развитию речи и ориентировки в окружающем должна проводиться одновременно и взаимосвязано. Одним из приёмов активизации речи является раскрытие не только способов действий с предметами, но и их мотивация: “Будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми”, ” Наденем на ножки носочки, чтобы не замёрзла наша Дашенька” и т. д. Ребёнок учится видеть предметы в различных взаимосвязях, понимает направленность действий с ними. Для успешного
развития детей важное значение имеет приобретение достаточных сведений
об окружающем. Многие знания о предметах дети получают практически
в быту. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения
(живых и неживых объектов); инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; рассматривание изображения знакомых
предметов на картинках (узнавание, называние изображённого сюжета),
чтение художественной литературы, созданной на реальной и сказочной основе. Знакомить с простейшими видами транспортных средств: автомобили, коляски, каталки, велосипеды и т. д. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать и их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка множество вопросов. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное
освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями позволит игра. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
ИГРУШКИ.
Цель: Закрепить умение пользоваться игрушками по назначению. Научить детей бережно относиться к ним, использовать их в совместной игре.
Игровое задание: Рассказать о том, как надо играть именно с игрушкой.
Материал: Разнообразные игрушки.
Правила игры: Говорить от имени игрушки.
Помогать друг другу выполнять задание.
Игра: Используются игрушки, которыми дети ежедневно играют. Некоторые из них сломаны. Каждый ребёнок выбирает какую-нибудь одну игрушку и рассказывает, как надо с нею играть и обращаться. О грустной судьбе сломанной игрушки воспитатель рассказывает сам. Затем вместе с детьми решают, что надо сделать, чтобы привести их в порядок, и как следует обращаться с ними в будущем.
КУКЛА ЗАБОЛЕЛА
Цель: Научить детей основным приёмам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствие с их назначением.
Игровое задание: Вылечить больную куклу.
Правила игры. Облегчить страдания больного. Чутко относиться к нему.
Материал: Заболевшие куклы, набор ” Доктор Айболит” (один на каждый стол).
Игра: “Куклы заболели” Кто их вылечит?” Как правило, желающих выступить в роли врача, оказывается много. У одной куклы болят зубки, у другой болит горлышко, ещё у другой куклы царапина на руке. Воспитатель предлагает детям поговорить с куклами и оказать помощь больным. Выздоровевшие куклы благодарят детей за внимание, хлопоты. Можно использовать следующие стихи:
Все мы скажем ” нет!” простуде,
Нам морозы нипочём.
Мы дружить с коньками будем,
С клюшкой, шайбой и мячом.
Г. Сенченко.
МАМИНЫ ПОМОШНИКИ.
Цель: Воспитывать у детей уважение к труду матери, сочувствие к ней, желание помочь, освободить её от хлопот.
Игровое задание: Суметь порадовать маму.
Правила игры: Подбирать сюжетные картинки только для придуманной ситуации. Помогать друг другу радовать маму.
Материал: Сюжетные картинки, на которых изображены разные бытовые
сцены, где все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на
стол, моют посуду, готовят еду, стирают.
Игра: Вместе с детьми воспитатель придумывает несколько ситуаций, в
которой можно проявить заботу о маме и помочь ей. Поговорить с детьми,
как они помогают дома маме, что они делают. Дети сами выбирают сюжетные картинки, и рассказывают, как можно помочь своей маме, используя эти предметы. Каждый ребёнок должен рассказать, как он помогает маме, что делает, чтобы порадовать её.
Источник