Значение отцовства в развитии ребенка

Значение отцовства в формировании личности ребенка

      В психологии считается, что отцовство – это социально-приобретаемая роль. К этому его готовит социум (общество). Мужчины-отцы более удовлетворены жизнью, им свойственен большой самоконтроль, они более склонны к соблюдению социальных норм и правил поведения, более терпимы и ответственны. Данные качества позволяют дополнить воспитательную модель и сделать ее гармоничной. Но эта модель будет действенной, если семья и общество смогли заложить все компоненты отцовства. Еще Аристотель замечал, что отцовство – признак зрелости, гражданской и личностной.

     После рождения ребенка большую часть времени с ним проводит мать. Она ухаживает за ним, заботится о его здоровье, дает свою любовь и ласку, приучает к первым нормам гигиены. С матерью ребенок чувствует себя в безопасности и  приобретает  навыки  проявления своих чувств, эмоций. Но этот период длится до 7-8 летнего возраста ребенка. Далее в воспитательный процесс должен активно включаться отец, который своим примером учит ребенка нормам морали, культуры. Взаимоотношения между мужем и женой закладывают основу супружеских отношений детей в будущем.

       К сожалению, воспитание детей стало в наше время по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается как высшая ценность. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание  не усваивается на словах – только на опыте.

       Если мальчик хоть раз видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения. Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.

       Личность ребенка только тогда формируется полноценно, всесторонне и естественно, когда в нем участвуют оба родителя. Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний ребенок должен постоянно ощущать их внимание и заботу. И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаемся матерью и отцом. Полная безотцовщина уродует души детей. Повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях, дополняется отсутствием уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.

        К сожалению, бывают семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он озаровал в детстве, а потом приличным человеком сделался; плохо учился, а все же не глупей некоторых образованных жизнь ведет; сам не чурался алкоголя, сигареты и беды не находит в раннем пристрастии сына к этим порокам – если все мужские пороки возводит в доблести, то можно заключить: он – родитель, но не отец-воспитатель.

        Важной и интересной сферой воспитания являются отношения отца и дочери. Отец для дочери – это воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всем мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли раболепно подчиняться, то ли бояться и презирать. Так что хороший, добрый отец  воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим авторитетом.

        В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Главное – это образ жизни и работы родителей, их гражданское лицо. Если родители живут честно, разумно, если перед ними стоят значительные и прекрасные цели, если они дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет.

        Однако не только дети должны знать о делах родителей, но и отец с матерью должны знать, чем живет их ребенок: его интересы, душевные потребности, круг друзей, мечты и т.д. Мы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, мы должны их предугадывать, предупреждать. Надо поставить дело так, чтобы им хотелось рассказать о себе, о своих делах. Зная своего ребенка, мы всегда сможем  вовремя помочь ему.

       В Каратунской средней школе большое внимание уделяется работе с родителями. Она заключается не только в организации родительских собраний, но и привлечении родителей к различным видам деятельности, помогающим понимать, видеть успехи и неудачи своих детей. Ежегодно проходят мероприятия в рамках родительского всеобуча: круглые столы, мозговой штурм, конференции, лекции, интервью, диагностические исследования и т.д. Мы приглашаем  представителей правоохранительных органов, здравоохранения, общественности, интересных людей, которые помогают взглянуть на воспитание подрастающего поколения с другой точки зрения. Есть папы, которые ведут секции в школе. Успехи их воспитанников – это их успехи  и предмет гордости детей и школы  В школе большое внимание уделяется совместной творческой, спортивной деятельности детей и родителей, результатом которой являются конкурсы, смотры: «Моя музыкальная семья», «Мой дом – моя крепость», «Мой папа – самый лучший», «Династия», «Дедушка, папа и я – ступеньки одной профессии», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.  Анализ диагностических данных способствует выработке стратегии работы с родителями.              

    Немаловажное значение  в формировании личности ребенка имеет воспитание через труд. А.С.Макаренко не раз обращал внимание родителей на то, что гораздо веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать сами. Следовательно, чтобы дети были счастливы, нужно воспитывать их трудолюбивыми.

       Так, после проведения рисуночного теста «Мой папа дома» с учащимися 4-9 классов Каратунской средней школы, выяснилось, что 47% пап свободное время проводят лежа на диване, курят, вдали от дома, возле телевизора, иногда с газетой в руках, реже с книгой. 45% отцов были изображены в активной форме: с лопатой  у ворот, расчищающими снег, в сарае, ухаживающими за скотиной, в домашней мастерской, за ремонтом машины и т.д. Лишь 8% детей нарисовали за работой рядом с папой себя. Это говорит о многом: отец, хоть и занят в свободное время домашними делами, но не привлекает к этому занятию сына.  

       Другой пример. Одна из казанских социологических служб опросила около 800 учащихся 4-5 классов. На вопрос о том, есть  ли у них в квартире уголок, в котором можно помастерить своими руками, только 4% ответили утвердительно. Остальные ответили, что очень хотели бы иметь такой уголок. Во всех опрошенных семьях существовала хорошая традиция – дарить детям подарки. Но лишь 5% родителей дарили в качестве подарка рабочий инструмент. И какую радость испытали дети, особенно те, которым показал папа, как этим инструментом пользоваться. Так доставьте эту радость своему ребенку!

        В последнее время все более актуальной становится проблема наркомании и токсикомании среди подростков, что отрицательно влияет на их здоровье, уродует личность, обедняет ее восприятие мира, портит отношения в семье. А зачем? Из любопытства, из желания стать взрослым, из страха прослыть «маменькиным сынком». Весь этот набор аргументов служит убедительным доказательством того, что юноша страшно далек от подлинной взрослости, мужественности. Ведь это только подражание отцу, который вопреки своим назиданиям сыну «Не пей!», «Не кури!», сам дома на глазах у сына, дочери наливает стопочку-другую, или хуже того, изрядно подвыпив где-то, придя домой, начинает «воспитывать» всех  домочадцев. Кто, как ни отец научит сына и хорошему и плохому!  Подлинная зрелость – если ты знаешь: самый сильный тот, кто одолевает свои слабости, владеет своими страстями, проявляет твердое сопротивление негативному явлению.

        Хочется затронуть еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение. Ребенок шумит, подросток слушает громкую музыку, а нам так хочется тишины. И подчас мы не осознаем, как под воздействием накопившегося утомления ухудшается наше отношение к детям.  И мы выплескиваем на ребенка все эмоции и раздражения. Родительская усталость толкает к равнодушию, к постепенной потере интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка – первый путь к отчуждению. «Выключаясь», чаще всего папы, сами подчас не осознавая, начинают отодвигаться от ребенка. И сын и дочь отвечают тем же. Наступает пора взросления, видят родители, что вырастили весьма далеких себе людей. Не секрет, что сейчас много пожилых людей, у которых есть обеспеченные дети, но они не интересуются здоровьем и жизнью своих отцов и матерей. Хорошо, если они попадут в дом престарелых и находятся на содержании государства. А если нет?..

 Недавнее тестирование «Лики родительской любви» показало, что во взаимоотношениях между детьми и родителями имеет место эмоциональная отстраненность. Папам и мамам стоит внимательнее присмотреться к своему ребенку, к его проблемам. Не ждет ли он большего участия от них? Поэтому, нужно побороть свою усталость и постараться понять своих детей, проникнуться их проблемами. Ведь мы тоже когда-то в юности имели похожие желания, настроения, неудачи. Решая свои проблемы вместе с отцом, матерью, ребенок будет чувствовать уверенность, решительность  и ответственность за свои поступки.

       И в заключение мне хочется сказать: быть отцом не легко, но прекрасно и почетно. Пусть ваша любовь к детям поможет воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, изобретайте, фантазируйте, трудитесь, совершенствуйтесь обязательно вместе с детьми, т.к. в формировании личности ребенка авторитет отца имеет большое значение.

                                                                                      Выступление психолога    

                                                                                    Каратунской средней школы

                                                                                      Печковой Риммы Хадиевны

                                                                            на конференции отцов

                                                                                  Апастовского района РТ

Источник

В психологической науке можно найти три главных подхода к пониманию роли отца в развитии личности детей в семье.

Г. Олпорт считает отца, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх ребенка перед могущественным отцом, в конце концов, внедряет в его душу моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком среди людей». Страх отца, с точки зрения этих психологов, заставляет ребенка подражать отцу – для того, чтобы убедить себя, что он и сам такой же сильный. В таком подражании и происходит передача социальных ценностей из поколения в поколение [24.С.90].

А.В. Мудрик утверждает, напротив, что подражание ребенка (чаще всего – мальчика) отцу является основным феноменом, который не требует дальнейшего объяснения. Просто дети так устроены, что сын подражает отцу, дочь – матери. С этой точки зрения, сын подражает не для того, чтобы «защититься» от отца, а просто потому, что так удобнее учиться мужскому поведению. А для дочери отец воплощает в себе набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться потом, в своей дальнейшей жизни [20.С.10].

А.Адлер полагает, что место отца – не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец представляет общество в семье и семью в обществе, его обязанность – взяв ребенка за руку, вывести его в большой социальный мир из маленького мира семьи. Отец – посредник между семьей и миром [1.С.48].

Пред­ставителями психоаналитического направления в основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребен­ка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребен­ка до четырех лет. 3. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка:

1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви;

2) отец как объект реализации потребно­сти в безопасности и защите;

3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем моральные установки человека [28.С.152].

Любовь матери – безусловная любовь принятие и теплота – обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии создает базу для развития. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен что в любой момент может вернуться к матери. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и таким образом дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом – это быть носителем истины, нормы в семье. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Отец – носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности; и уверенности у других членов семьи [22.С.35].

Д.Б. Эльконин рассматривает отца как единственного взрослого в жизни ребенка, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Отношения с отцом даже на развитии совсем маленького ребенка сказываются положительно. Отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений [29.С.74].

Результаты современных психологических исследований В.Н. Соколовой говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [27.С.31].

У детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Отцы через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

1) страх потери любви родителей;

2) идентификация с родителем;

3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей , и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей. При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания. У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин [21.С.78].

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. А.М. Прихожан выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [26.С.84].

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях. Установки отцов, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности [11.С.13].

Таким образом, отцовство оказывает значительное влияние на многие сферы развития личности детей в семье. Являясь дисциплинирующим звеном в семье, он передает определенные социальные ценности детям, является объектом подражания в поведении и отношении ребенка к миру и самому себе, является посредником между миром и ребенком в его развитии. Оценочное отношение отца к ребенку носит социализирующую функцию, передает ему принятые в обществе нормы поведения, обеспечивает связь поколений. В целом существует согласие в том, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. Отец влияет на следующие сферы развития детей: полоролевую идентификацию ребенка, интеллектуальное развитие, усвоение моральных норм, эмоционально-личностную сферу ребенка, характерологические особенности.

Источник