Значение оригами для развития умственных способностей ребенка

Консультация для родителей

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.

Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок должен будет длительное время сидеть за партой, соблюдать определённую позу, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонки и точных движений рук, но и четкого согласования движений руки и глаз. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя:

– массаж рук;

– пальчиковые игры;

– различные виды театра;

– игры с природным материалом;

– изобразительная деятельность;

– оригами.

Подробнее остановимся с вами на последнем пункте.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство близкое ему и доступное.

Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. В переводе с японского оригами означает – «сложенная бумага». Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.

Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети. Наряду с детскими конструкторами – это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее вашего ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в жизни ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Систематическое занятие с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

«Общие правила при обучении технике оригами».

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком. 

Читайте также:  Развитие ребенка 1 месяц смотреть видео

Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

Источник

Консультация для родителей

Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей.

Дорогие взрослые!

Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывшийся бутон? И наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный самолетик, а дальнее плавание – пароход?

Наверное, почти все! Однако мало кто из вас знал тогда, что эти фигурки называются оригами! Слово это пришло к нам из Японии. Там в течение веков монахи ставили на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова Бог и Бумага звучат одинаково – КАМИ. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры.

Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира.

Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков «оригамную азбуку», международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко выучить. Искусство оригами находит применение в образовательных целях, элементы складывания оригами применяются в космических технологиях.

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников.

Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.

Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

  • Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  • Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  • Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
  • Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  • Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
    Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
  • Общие правила при обучении технике оригами:

1.Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2.Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3.Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4.Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5.При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6.Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
7.Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8.Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9.После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка дошкольного возраста с зпр

Для занятий с детьми дома можно использовать следующую литературу:

  1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане»
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Собаки и коты»
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветущий сад оригами»
  6. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»
  7. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»
  8. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»
  9. Приложение к журналу «Оригами». «Русские народные сказки»
  10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр»

Для развития у детей мелкой моторики, для снятия мышечной усталости можно использовать пальчиковые игры:

русские народные:

  • «Утречко»;
  • «Братцы»;
  • «Гости»;
  • «На блины»;
  • «У бабы Фроси»;
  • «На постой» и др.

современные игры:

  • «Дождик», стихи Б. Заходера;
  • «Замок»;
  • «Апельсин»;
  • «Сороконожка», М. Пинская и др.

Волшебная страна игрушек ждет всех, у кого пытливый ум и умелые руки!

Счастливого пути!

Источник

Консультация для родителей

“Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей”

Дорогие взрослые! Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывшийся бутон? И наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный самолетик, а дальнее плавание – пароход?

Наверное почти все! Однако мало кто из вас знал тогда, что эти фигурки называются оригами! Слово это пришло к нам из Японии. Что такое оригами? Оригами – это такое искусство складывания разных фигур из бумаги, и здесь вы можете освоить это мастерство. Вам нравиться все новое, вы усидчивы и трудолюбивы? Тогда это для вас, оригами – это интересно!

Оригами история появления.

С японского «оригами» значит сложенная бумага, в стране восходящего солнца оригами означает искусство целого листа. Это главное правило оригами — не прибавлять и не убирать ничего лишнего. Этому закону, уже многие века следуют все мастера оригами. Благодаря чему данный вид искусства уже тысячелетия считается самым оригинальным и необычным Оригами появилось сразу после появления бумаги. Именно японцы, а не китайцы первооткрыватели нового писчего материала, научились использовать бумагу в качестве сырья для красивых украшений и изделий. В начале новый изысканный и ценный материал использовался в проведении всяких религиозных церемоний. Слова «Бог» и «бумага» с Японского языка созвучны. Потому всем бумажным изделиям придаётся религиозный смысл. Стены в храмах были украшены из бумаги с изображением богов и начертаны их заповедями. С помощью листов разжигали жертвенные костры. В оригинальных бумажных коробочках приносили дары в храмы.

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

Оригами – это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Читайте также:  Деятельность как основа средство и условие психического развития ребенка

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Источник

Консультация для родителей.

Подготовила воспитатель МБДОУ

«Детский сад №34 «Крепыш»

Артемьева Альбина Олеговна

Значение оригами в развитии  детей

Дорогие взрослые! Вспомните свое детство.

Каждый из вас,  наверняка,  хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».   

 Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Сегодня, искусство оригами,  уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности.

Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии,  художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем  будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами      активизирует     мыслительные     процессы.    В      процессе конструирования    у  ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания)  со  словесными   (объяснение  приемов складывания)      и    перевод     их   значения   в   практическую      деятельность  (самостоятельное выполнение действий).
           Оригами совершенствует трудовые умения ребенка,  формирует культуру труда.   И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.         Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.  Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

         Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

Литература:

 1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»

        2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»

             3. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»

             4. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»

        5. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»

Источник