Значение обучения творческому рассказыванию для развития речи ребенка
Ирина Потапова
Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников творческому рассказыванию»
Консультация для воспитателей
Обучение дошкольников творческому рассказыванию.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, который может стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.
Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника, формируются определенные психологические предпосылки:
– возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р. С. Немову);
– произвольность и образность памяти;
– логика и понятийность мышления;
– управляемость воображения и др.
Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Словесное творчество О. С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).
Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.
Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению О. С. Ушаковой, «высшее достижение речевого развития дошкольника».
Сущность творческого рассказывания
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. От детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно, можно выделить следующие виды:
– рассказы реалистического характера (реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались);
– сказки (чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок);
– описания природы.
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка»», «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай».
Методические рекомендации по обучению дошкольников творческому рассказыванию
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. В формировании детского художественного творчества выделено три этапа.
На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ. Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:
1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
2. Обогащение и активизация словаря.
Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать что-то новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Приемы обучения творческому рассказыванию:
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе:
• рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.
• придумывание с детьми продолжение авторского текста.
В подготовительной группе:
• придумывание продолжения и завершение рассказа,
• вспомогательные вопросы,
• план в виде вопросов,
• рассказывание по сюжету, предложенному педагогом,
• придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему
• придумывание сказки,
• описание природы:
Существуют различные варианты творческих рассказов по методике О. С. Ушаковой.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см. : Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).
Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
О. С. Ушакова предлагает составлять план в непринужденной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.
Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Всё зависит от того, как вы сумеете заинтересовать ребенка, какое создадите эмоциональное настроение и дадите толчок творческому воображению.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Анализ и оценка творческого рассказа
Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого.
Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.
Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.
Использованная литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 1998. – 400с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 223с.
5. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.
6. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи. – М. : Академия, 2004. – 304с.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М. : Просвещение, 2003.
Источник
Творческое рассказывание.
Творческое рассказывание – это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребёнка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события так, чтобы в нём был представлен зачин, развитие сюжета, кульминация и концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроение. В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определённых навыков связных развёрнутых высказываний (пересказ литературных произведений, составление рассказа по игрушке, картине, рассказ-описание предмета…).
Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
1) Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни – экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций, чтение книг. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приёмов (диалог, повторы, олицетворения), привлекаютсвоеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Всё это оказывает влияние на словесное творчество детей.
2) Обогащение и активизация словаря – дети нуждаются в пополнение и активизации слов за счёт слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.
3) Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного
рассказывания, знать композицию повествования и описания.
4) Правильное понимание детьми задания «придумать»т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал».
Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
Подготовка к этому сложному виду повествования начинается со средней группы детского сада. Надо помочь каждому ребёнку усвоить элементы построения устного повествования и выразительные средства раскрытия художественного образа. Рассказывая о предметах и игрушках, по картинам, дети вносят элементы творчества. Творческая активность формируется у детей постепенно.
В более совершенном виде, творческое рассказывание осуществляется в старшем дошкольном возрасте.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей сОНР, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.
Всё это определяет необходимость обучения детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества на втором году обучения, т.е. в подготовительной группе.
Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и описанию предметов рекомендуется включать отдельные доступные детямзадания творческого характера.
Например, при обучении пересказу: после пересказа сказки детям предлагается составить творческий пересказ с введением новых персонажей, замена некоторых деталей повествования, действий отдельных героев или составить пересказ от первого лица. Как вспомогательный приём используется образец рассказа педагога или вопросный план.
При обучении рассказыванию по картинам: придумывание названия к картине или серии картин, придумывание названия к фрагменту эпизода; упражнение в составлении предложений по данному слову, составление завязки к изображённому действию; восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок; игра-инсценировка с использованием пантомимы…
При обучении описанию предметов: Игр/упр. «Узнай, что это?» узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам; составление описания предмета по собственному рисунку; использование игровых ситуаций присоставлении описательных рассказов.
Формированию интереса к творческой деятельности у детей способствует группа общественно значимых мотивов:
1) Общественные мотивационные установки, например: «У кого будет лучше всех рассказ, тот расскажет его малышам»; «Старайтесь составить рассказ, чтобы дома рассказать маме или папе».
2) Мотивационные установки подготовки к школе,например: «Мы будем составлять такие рассказы, какие составляют школьники в первом классе»; «Слушайте внимательно всё, что я буду говорить, и учитесь составлять рассказы. Это вам пригодится в школе»; «Кто сейчас научится интересно составлять рассказы, тому легче будет учиться в школе».
3) Игровые мотивационные установки, например: «Будем играть в школу (в детский сад). Надо рассказать так, как рассказывает учитель (воспитатель)»; «Вы как будто настоящие сказочники и должны придумать свою, интересную сказку»; «Придумайте рассказ (сказку) для сестры (куклы…).
4) Личные мотивационные установки, «Составьте рассказ так, чтобы он вам понравился»; «Придумайте интересные рассказы, которые вам пригодятся в школе».
5) Мотивационные установки поощрения, соревнования,например: «Кто лучший рассказчик в группе?»; «Кто придумает рассказ, не похожий на другие?»; «Лучший рассказ запишем в альбом», «К лучшему рассказу нарисуем иллюстрации» и т.д.
Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребёнка, можно записывать его рассказы на магнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом.
Применение мотивации на занятиях способствует не только воспитанию интереса и подражанию его к деятельности рассказывания, но и формирует определённый уровень осознанности данной деятельности.
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.
Это может быть:
а) придумывание конца рассказа или сказки;
б) составление рассказа (сказки) по аналогии;
в) по предложенному (готовому) сюжету по набору игрушек;
г) по заданной теме – по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.
Составление рассказа вначале проводить в сочетании с демонстрацией наглядных опор – соответствующих предметных картинок, а затем без опоры на картинки.
При этом решаются следующие практические задачи – развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем мире, уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображённых на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.), затем предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из 3-4 вопросов, определяющих весь ход сочинения. Это стержень композиционных элементов, на которые нанизываются описание портрета, место действия, более существенные фрагменты сюжета. Обучение рассказыванию по плану дисциплинирует мысль, делает её логичной, структурно оформленной; постепенно у дошкольника формируется самостоятельность мышления, умение найти образное слово, обдумывать будущее высказывание.
При затруднениях составления рассказа ребёнком – педагог даёт образец начала рассказа.
Помимо предметных картинок, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи.
Наиболее сложным в этом перечне является придумывание рассказа или сказки. Умение придумать сказку или рассказ по определённой теме или сюжету опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одарённости ребёнка, его способности к «сочинительству».
Большое значение в практике обучения творческому рассказыванию имеет такой приём, как анализ детских сочинений.Анализ рассказа, сделанный воспитателем, показывает детям, чему они уже научились, чем овладели, на что ещё необходимо обратить внимание. В оценку детских повествований воспитатель может включить такие показатели, как:
1. самостоятельность;
2. целенаправленность;
3. композиционная целостность сочинения;
4. художественная выразительность.
Образец оценки, даваемой воспитателем, постоянно оказывает воспитательное воздействие, дошкольники стараются сами выделять в своём анализе все моменты, о которых говорит воспитатель и постепенно сами дают оценку рассказам товарищей.
Особое место занимает работа по формированию связной речи детей на предметно – практических занятиях (рисование, аппликация, конструирование). Для активизации и развития связной речи в процессе таких занятий необходимо использовать речевое планирование и «сопровождающее» описание выполняемых действий, словесный отчёт ребёнка о выполненном задании и составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.
Ткаченко Т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».
Автором были разработаны и систематизированы занимательные упражнения, которые позволяют эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии.
В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего процесс составления ребёнком рассказа, упражнения разделены на 10 блоков:
1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
3. Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
4. Составление рассказов по одной сюжетной картине.
5. Составление рассказов по памяти.
6. Составление рассказов по символам.
7. Составление рассказов по схемам.
8. Составление рассказов по натуральным предметам.
9. Составление рассказов по предметным картинкам.
10. Составление рассказов по заданным словам.
В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного.
Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями, в помощь педагогам и родителям.
Источник