Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности ребенка

Значение  обучения детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Творческими называются такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определённые образы или действия.

При развитии у детей творческого воображения, важно чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое  в психологии оценивается как отрицательное качество, поэтому, придумывая с ребёнком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?». Возможность составлять полноценные рассказы по картине или серии картин возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте.

Работа по обучению творческому рассказыванию по сюжетным картинам состоит из шести этапов.

1. Анализ содержания картины.

Взрослый следит за чёткостью аргументированностью, полным и грамотным построением ребёнком всех предложений.

2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Активизировать данные процессы с помощью вопросов и заданий. Родителям на данном этапе работы, желательно самим проявлять активность, собранность, эмоциональность, заинтересованность.

3.Составление исходного рассказа по картинкам.

На доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребёнка навык составления связного повествовательного рассказа, что бы затем перенести этот навык на творческий рассказ.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребёнку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям, знакомым. При составлении рассказа взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно – следственных связей. В случае, когда ребёнок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его сам.  После прослушивания ребёнок воспроизводит его целиком.

4.Планирование творческого рассказа.

Взрослый объясняет ребёнку задачу сюжета картинок (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия). Полезно, если до составления творческого рассказа ребёнок придумывает для него своё название. Если планируемый рассказ оказывается слишком объёмным для запоминания, можно предложить ребёнку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков – символов основные этапы повествования).

5.Составление творческого рассказа с учётом всех необходимых языковых средств.

Взрослому предлагается записывать рассказ ребёнка, что бы затем обсудить и оценить его. Следует исправить ошибки ребёнка, устранить неточности высказывания, добиться правильности построения фраз, затем записывать их.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время…), имена людей, местоимений.

6.Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих этапах. Для ребёнка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» заменяются более мягкими (следует поучиться).

Исправлять ребенка следует только при нелепом, пустом  фантазировании. Ошибочные слова в высказывании взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребёнку повторить измененную фразу целиком.

Применяя данные рекомендации, вы даёте ребёнку возможность, используя картинный материал, как наглядную опору, составлять творческие рассказы.

Источник

Ирина Потапова
Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников творческому рассказыванию»

Консультация для воспитателей

Обучение дошкольников творческому рассказыванию.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, который может стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника, формируются определенные психологические предпосылки:

– возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р. С. Немову);

– произвольность и образность памяти;

– логика и понятийность мышления;

– управляемость воображения и др.

Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество О. С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).

Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению О. С. Ушаковой, «высшее достижение речевого развития дошкольника».

Сущность творческого рассказывания

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. От детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.

Читайте также:  Какая роль матери в развитии ребенка

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно, можно выделить следующие виды:

– рассказы реалистического характера (реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались);

– сказки (чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок);

– описания природы.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка»», «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай».

Методические рекомендации по обучению дошкольников творческому рассказыванию

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. В формировании детского художественного творчества выделено три этапа.

На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ. Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2. Обогащение и активизация словаря.

Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать что-то новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Приемы обучения творческому рассказыванию:

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе:

• рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

• придумывание с детьми продолжение авторского текста.

В подготовительной группе:

• придумывание продолжения и завершение рассказа,

• вспомогательные вопросы,

• план в виде вопросов,

• рассказывание по сюжету, предложенному педагогом,

• придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

• придумывание сказки,

• описание природы:

Существуют различные варианты творческих рассказов по методике О. С. Ушаковой.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см. : Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

Читайте также:  Моторное развитие ребенка на 1 году жизни

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

О. С. Ушакова предлагает составлять план в непринужденной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Всё зависит от того, как вы сумеете заинтересовать ребенка, какое создадите эмоциональное настроение и дадите толчок творческому воображению.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.

Анализ и оценка творческого рассказа

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

Использованная литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 1998. – 400с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.

4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 223с.

5. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.

6. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи. – М. : Академия, 2004. – 304с.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М. : Просвещение, 2003.

Источник

Юлия Ревенко
Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольногодетства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимания особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

Читайте также:  Развитие ребенка воспитывающегося вне семьи

В формировании детского художественного творчества выделяются три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Большое значение на данном этапе имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершать ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащения опыта детей впечатлениями из жизни.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизация словаря.

3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

4. Еще одно важное условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыта детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов,но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумыванию рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и виды рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа используем простейший прием рассказывания детей вместе со мной по вопросам. Предлагаем темы, задаем вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответы. В конце из лучших ответов составляют рассказ.

С целью развития творческих умений используем такой прием, как придумывания детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются, поэтому используем все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми подготовительной группы начинаем с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа.

Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полное развитие сюжета.

В процессе рассказывания вопросы задаем очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей эмоциональных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Обучение умению придумывать сказки начинаем с введением элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лису с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождаем рассматриванием игрушек, картин.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы па представлению.

4. Обучение умению описать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют сказки, загадки, небылицы, считалки.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Привлекаем внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложения придумывать рассказ, сказку дети обычно встречают радостью. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Источник