Значение общий план строения и развитие нервной системы ребенка

Значение общий план строения и развитие нервной системы ребенка thumbnail

Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка.

Развитие нервной системы ребенка — сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.

Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.

Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.

Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.

Координация функций основана на сообщении в управляющие центры о том, что делается на периферии. Эта «обратная афферентация» обеспечивает постоянное сличение действия с первоначально заданной программой. Постоянная сигнализация о результатах действия в функциональной системе происходит в первую очередь при участии кинестезии. Кинестезии — своеобразная обратная связь, по которой корковые центры управления осведомляются о выполнении тех приказов, которые посланы на периферию.

Без этой обратной связи стало бы невозможным накопление опыта, необходимого для координации функций.

развитие нервной системы

Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.

В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.

При этом элементы функциональной системы созревают одновременно, независимо от того, к каким «горизонтальным» уровням они принадлежат.

Различие темпов формирования отдельных функциональных систем приводит к неравномерности созревания их элементов — гетерохронии роста и развития. Подобная гетерохрония наблюдается в пределах каждого «горизонтального» уровня и даже в пределах одного нервного центра. Наряду со сформированными скоплениями клеток и проводящих путей обнаруживаются морфологически и функционально незрелые структуры. У новорожденных в пределах ядра и волокон лицевого нерва в первую очередь формируются участки ядра и волокна, которые иннервируют мышцы, обеспечивающие акт сосания.

Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.

Концепция системогенеза существенно дополнила представления о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, позволила раскрыть сущность многообразных неврологических расстройств у детей раннего возраста. Подверглось пересмотру положение о том, что новорожденный представляет собой незрелое существо, «онтогенетический нуль». В соответствии с особенностями экологии человека новорожденный ребенок «вооружен» достаточным набором функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные физиологические акты: дыхание, сердечную деятельность, сосание и т. д. При этом отмечается отчетливая координированность этих актов. Многие функциональные системы мозга оказываются сформированными задолго до рождения и тем самым обеспечивают жизнеспособность в случае преждевременных родов.

К моменту рождения, как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.

Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии — изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.

– Также рекомендуем “Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка”

Оглавление темы “Нервная система детей.”:

1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка

2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы

4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи

6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей

7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы

8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза

9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа

10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка

Источник

  Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет наиболее эффективное приспособление организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды (гомеостаз). У человека нервная система составляет материальную основу психической деятельности (мышления, речи, сложных форм социального поведения). Эти сложнейшие и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток (нейронов), осуществляющих восприятие, обработку, хранение и передачу информации.

Все органы нервной системы построены из нервной ткани, которая выполняет функции возбудимости, образования нервных импульсов и проводимости этих импульсов в сторону мозга или к рабочим органам на периферии. Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую.

К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг.

Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы и их корешки, ветви этих нервов, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека.

Согласно анатомо-функциональной классификации, единую нервную систему условно подразделяют на две части: соматическую и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию главным образом тела — кожи, скелетных мышц. Этот (соматический) отдел нервной системы устанавливает взаимоотношения с внешней средой — воспринимает ее воздействия (прикосновение, осязание, боль, температуру), формирует осознанные (управляемые сознанием) сокращения скелетных мышц (защитные и другие движения).
Вегетативная (автономная) нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы (пищеварения, дыхания, мочеполового аппарата), железы, в том числе эндокринные, гладкую мускулатуру органов, в том числе и сосудов, сердце. Вегетативная нервная система обеспечивает также трофическую иннервацию скелетных мышц, кожи и других органов и тканей и самой нервной системы.

Такое деление нервной системы, несмотря на его условность, сложилось традиционно и представляется достаточно удобным для изучения нервной системы в целом и ее отдельных частей.

Развитие нервной системы. Нервная система у позвоночных животных развивается из наружного зародышевого листка — из эктодермы. В заднем, дорсальном участке тела зародыша клетки эктодермы быстро делятся, образуя утолщенный участок — нервную пластинку. По мере наростания клеточной массы полоска углубляется, превращается в нервный желобок. В дальнейшем края нервного желобка смыкаются, образуется нервная трубка, а по сторонам от нервной трубки формируется парная ганглиозная пластинка, дающая начало чувствительным узлам черепных и спинномозговых нервов.

У человека в конце 3-й недели эмбрионального развития передний конец нервной трубки расширяется, образуются три мозговых пузыря. В это время уже можно говорить о появлении (закладке) головного мозга: это передний мозг, средний и ромбовидный мозг.

В конце 4-й недели внутриутробной жизни в результате дальнейшей дифференцировки переднего и ромбовидного мозга выделяются уже пять мозговых пузырей: конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг и продолговатый мозг.

В результате дальнейшего роста и дифференцировки из пятого мозгового пузыря развивается продолговатый мозг, непосредственно продолжающийся в спинной мозг. Из вентральной части четвертого пузыря образуется мост, из дорсальной — мозжечок. Передняя часть заднего мозга выделяется в качестве перешейка ромбовидного мозга. Третий мозговой пузырь отстает в росте. Из его вентральной части развиваются ножки мозга, из дорсальной — крыша среднего мозга (четверохолмие). Из второго пузыря образуются парные выпячивания (глазные пузыри) и ядра промежуточного мозга. Из первого парного мозгового пузыря происходят полушария большого мозга. На их поверхности развивается кора, под которой располагается белое вещество. Скопления серого вещества образуют внутри белого вещества базальные ядра, или подкорковые узлы.

Из тонкой передней стенки первого пузыря возникают мозолистое тело и передняя (белая) спайка мозга. В связи с быстрым
ростом полушарий на них появляются борозды, делящие поверхность полушарий на доли, а затем и на извилины. Все основные борозды и извилины формируются у плода к моменту рождения. Изменения, происходящие в нервной системе у человека после рождения, связаны с миелинизацией и ростом отдельных ее структур. Следующий за мозговыми пузырями отдел нервной трубки преобразуется в спинной мозг. Из клеток ганглиозной пластинки образуются не только чувствительные узлы черепных и спинномозговых нервов, но и периферические узлы вегетативной нервной системы, а также хромаффинные (секреторные) клетки мозгового вещества надпочечников.

Стенки нервной трубки вначале на всем протяжении состоят из одного слоя герминативного (зародышевого) нейронального эпителия. Клетки этого слоя интенсивно делятся, в результате стенка нервной трубки утолщается. Внутренний клеточный слой нервной трубки дает начало эпендиме (эпендимному слою), выстилающей стенки полости мозговой трубки. Наружный клеточный слой стенки трубки получил название мантийного (плащевого) слоя. Большое значение в формировании нервной трубки имеет неравномерность накопления клеток в ее мантийном слое. В результате дорсальная и вентральная стенки нервной трубки сильно отстают в росте в сравнении с боковыми ее стенками. Быстро развивающиеся боковые стенки делятся ясно выраженной в процессе онтогенеза продольной пограничной бороздой на вентрально расположенную основную пластинку и дорсально лежащую крылъную пластинку. Из основной пластинки в дальнейшем развиваются передние рога спинного мозга, двигательные ядра черепных нервов, а из крыльной пластинки — задние рога спинного мозга и чувствительные ядра черепных нервов. В области самой пограничной борозды, т.е. в области, расположенной между основной и крыльной пластинками, развиваются ретикулярная формация и ядра вегетативной нервной системы. Основная и крыльная пластинки простираются неодинаково далеко в ростральном (головном) направлении. Пограничная борозда доходит только до уровня будущего переднего мозга, и вместе с ней здесь заканчивается основная пластинка. Передний мозг представляет собой производное крыльной пластинки, что имеет большое значение для понимания истинной сущности его функций.

Источник: Сапин М. Р., Брыксина З.Г., &laquoАнатомия и физиология детей и подростков. Учеб. пособие для студ. пед. вузов» 2002

А так же в разделе «  НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ) »

  • Гипофиз, гормоны гипофиза 
  •   Щитовидная железа
  • Паращитовидные железы
  • Надпочечники
  •   Эндокринная часть половых желез
  • Эндокринная часть поджелудочной железы
  • Шишковидное тело
  • Одиночные гормонопродуцирующие клетки
  •   СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
  • Работа сердца
  •   КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
  • Артерии большого круга кровообращения
  •   Вены большого круга кровообращения
  • Возрастные особенности кровеносных сосудов
  • Движение крови по сосудам
  • Регуляция функций сердечно-сосудистой системы
  •   ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ ТКАНИ
  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА Спинной мозг
  • Функции спинного мозга
  •   Головной мозг
  • Мост
  •   Лимбическая система и ретикулярная формация
  • Проводящие пути головного и спинного мозга
  •   Оболочки спинного и головного мозга
  •   Высшая нервная деятельность
  •   Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • Типы нервной деятельности
  •   Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий план строения и значение нервной системы §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности §4. Возбуждение и торможение в ЦНС §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы §6. Вегетативная нервная система

Значение нервной системы.Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций— осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь. Все эти сложные функции осуществляются огромным количеством нервных клеток — нейронов, объединенных в сложнейшие нейронные цепи и центры.
Общий план строения нервной системы.
Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на периферическую и центральную нервную системы. Центральная нервная система — совокупность связанных между собой нейронов. Она представлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного мозга различают участки более темного цвета— серое вещество (образовано телами нервных клеток) и участки белого цвета — белое вещество мозга (скопление нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой).
Периферическая часть нервной системы образована нервами — пучками нервных волокон, покрытых сверху общей соединительнотканной оболочкой. К периферической нервной системе относят и нервные узлы, или ганглии,— скопления нервных клеток вне спинного и головного мозга.
Если в составе нерва собраны нервные волокна, передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу (эффектору), то такие нервы называютцентробежными или эфферентными. Есть нервы, которые образованы чувствительными нервными волокнами, по которым возбуждение распространяется в центральную нервную систему. Такие нервы называют центростремительными или афферентными. Большинство нервов являются смешанными, в их состав входят как центростремительные, так и центробежные нервные волокна.
Разделение нервной системы на центральную и периферическую во многом условно, так как функционирует нервная система как единое целое.
Понятие о нервном центре.
Сложные функциональные объединения, «ансамбли» нейронов, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, согласованно участвующие в регуляции функций и рефлекторных реакциях, называют нервными центрами. Функционирование центральной нервной системы осуществляется с помощью значительного числа таких центров.
Нервные центры обладают рядом характерных свойств, определяемых особенностями проведения возбуждения через синапсы центральной нервной системы и структурой нейронных цепей, образующих их.
Нейрон — структурная единица нервной системы.
Нейрон — структурная и функциональная единица нервной системы, приспособленная для осуществления приема, обработки, хранения, передачи и интеграции информации. Эта сложноустроенная высокодифференцированная клетка состоит из тела, или сомы, и отростков разного типа — дендритов и аксонов (рис. 3).

В теле нейрона протекают сложные обменные процессы, синтезируются макромолекулы, поступающие в дендриты и аксоны, вырабатывается энергия, необходимая для нормального функционирования нервной клетки.
Тело имеет первостепенное значение для существования и целостности нейрона, при его разрушении перерождается (дегенерирует) вся клетка, включая аксон и дендриты.
Дендриты
— короткие, сильно ветвящиеся отростки. От одной клетки может отходить от 1 до 1000 дендритов. На дендритах имеются выросты (шипики). Ветвистость дендритов и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендрита в сравнении с телом клетки и создают условия для размещения на дендритах большого числа контактов с другими нервными клетками. Дендриты одного нейрона контактируют с сотнями и тысячами других клеток. Строение дендритов определяет их специализированную роль в восприятии поступающих сигналов.
Аксон
— нитевидный отросток, начинающийся от тела клетки. По сравнению с диаметром длина его очень велика и может достигать 1,5 м. Конец аксона сильно ветвится, образует кисточку из конечных ветвей (окончания аксона, или терминали), образующих контакты с многими сотнями клеток.
Аксон является проводящей частью нейрона, он осуществляет проведение возбуждения от рецептора к нервным клеткам, от одной нервной клетки к другой и от нейрона к исполнительному органу (мышцы, железы). Аксон, покрытый оболочками, называют нервным волокном.
Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна.
На ранних стадиях эмбрионального развития нейрон, как правило, состоит из тела, имеющего два недифференцированных и неветвящихся отростка. Тело содержит крупное ядро, окруженное небольшим слоем цитоплазмы. Процесс созревания нейронов характеризуется быстрым увеличением цитоплазмы, увеличением в ней числа рибосом и формированием аппарата Гольджи, интенсивным ростом аксонов и дендритов. Различные типы нервных клеток созревают в онтогенезе гетерохронно. Наиболее рано (в эмбриональном периоде) созревают крупные афферентные и эфферентные нейроны. Созревание мелких клеток происходит после рождения (в постнатальном онтогенезе) под влиянием средовых факторов, что создает предпосылки для пластических перестроек в ЦНС.
Отдельные части нейрона тоже созревают неравномерно. Наиболее поздно формируется дендритный шипиковый аппарат, развитие которого в постнатальном периоде в значительной мере обеспечивается притоком внешней информации.
Покрывающая аксоны миелиновая оболочка интенсивно растет в постнатальном периоде, ее рост ведет к повышению скорости проведения по нервному волокну.
Миелинизация раньше всего отмечена у периферических нервов, затем ей подвергаются волокна спинного мозга, стволовой части головного мозга, мозжечка и позже волокна больших полушарий головного мозга. Двигательные нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой уже к моменту рождения, чувствительные (например, зрительные) в течение первых месяцев жизни ребенка. К. трехлетнему возрасту в основном завершается миелинизация нервных волокон, хотя рост миелиновой оболочки и осевого цилиндра продолжается и после трехлетнего возраста.

Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 8286; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник