Значение общения в развития личности ребенка

Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.

Источник

«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности, понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью – природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети – это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой

 Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться

По приказу одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять постель,

По команде есть, садиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться:

Конец терпенью моему

Де-мо-би-ли-за-ци-я.

Дети глубоко и трагически страдают оттого, что у взрослых нет времени. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется её прочностью, её нравственными идеалами. Дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребёнок, тем лучше. Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создаёт то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе.

      У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. Оттого, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Потому позиция школы и семьи здесь должны совпадать.

       Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни  детей. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

          Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

         Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительные. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Детям хочется тепла и понимания, а родители,  пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, Возникают конфликты. По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку всего 18 минут. Это ли не парадокс?

          Уважаемые родители!  Хочу обратить ваше внимание на мини – анкету, вопросы которой записаны на доске.  За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где-то столкнётесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

Вопросы мини-анкеты для родителей.

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?  

Каким, по – вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Если родитель вспоминает негативные моменты из

школьной жизни, то можно с уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка.  Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением (отклоняющегося от нормы). Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации детей и подростков, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

           Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Многие родители, бабушки  и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водиться с большими ребятами. Трудно с ним».  Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

            Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто. Если говорить о  причинах  детской неуправляемости   то причина первая – борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые.  

           Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

  Как помочь такому ребенку? Что посоветовать  его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

             В организации воспитательной работы с трудными детьми большую роль играет индивидуальная работа с родителями. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на  глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения. Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.   Индивидуальные беседы учителя с родителями трудных детей, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания  в поиске путей совместного влияния на ребенка. Индивидуальные  беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.

                        Но как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

                                    Ребёнок учится тому,

                                    Что видит у себя в дому.

                                     Родители – пример ему!

                                    Кто при жене и детях груб,

                                     Кому язык распутства люб,

                                     Пусть помнит, что с лихвой получит

                                     От них всё то, чему их учит.

                                     Не волк воспитывал овец,

                                     Походку раку дал отец!

                                     Коль видят нас и слышат дети,

                                     Мы за дела свои в ответе.

                                     И за слова: легко толкнуть

                                     Детей на нехороший путь.

                                     Держи в приличии свой дом,

                                     Чтобы не каяться потом.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй.

          Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я»

В.П. Сергеева, «ВАКО» 2001.

2. «Родительское собрание» Н.И. Дереклеева, «ВАКО» 2004

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я»

В.П. Сергеева, «ВАКО» 2001.

2. «Родительское собрание» Н.И. Дереклеева, «ВАКО» 2004

Источник

3 класс

                                          РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

.

Цель: определить значение общения для детей и взрослых; выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; рассмотреть проблемы взаимоотношений родителей и детей, провести обсуждение по теме собрания.

1. Подготовительный этап.

-Изготовление приглашения каждой семье в виде солнца со словами: «ХОРОШЕЙ  «ПОГОДЫ» В ДОМЕ!»

«Уважаемый, …

Если Вы хотите дать совет, услышать ответы других на вопросы: «Какова роль общения в развитии личностных качеств ребёнка?», «Как правильно делать замечания?», «Как выражать свой гнев?», «Как похвалить ребёнка?», то примите наше приглашение на встречу, которая состоится …

-Написать плакаты.

«НАШИ ДЕТИ – ЭТО НАША СТАРОСТЬ, ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТО НАШЕ ГОРЕ, ЭТО НАШИ СЛЁЗЫ, ЭТО НАША ВИНА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ПЕРЕД ВСЕЙ СТРАНОЙ.»  (А. С. Макаренко)

«ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ – ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА.»

«ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.»  (Ф. Честерфилд)

-Подготовить карточки, памятку, рекомендации.

Негативные суждения

Последствия негативных суждений

Позитивные суждения

«Ты плохой, отдам тебя в детдом!» «Я от тебя ухожу, мне такой ребёнок не нужен»

Чувство вины, повышенная тревожность, страхи одиночества, «уход» в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности.

«Что бы не случилось, я никогда тебя не оставлю!»

«Что ты за неряха!»

Чувство вины

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе чистая одежда!»

«Ты просто плакса, нытик»

Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, тебе будет легче!»

Принципы общения

«Я» – сообщения

1. Замечания. Говорить нужно о ситуации, а не о личности.

«Я чувствую…

«Я переживаю…

«Я очень огорчён…

«Я возмущён…

«Мне приятно…

«Мне нравится…

«Мне не нравится…

«Мне больно и обидно…

«Мне хотелось бы…

2. Гнев. «Я»-сообщения не унизят ничьего достоинства.

3. Похвала. Хвалить следует поступки, а не характер.

Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

ошибки

Лучше сказать (сделать) так:

1.Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить.»

«Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение не одобряю.»

2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно».

«Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета.»

3. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная.»

«Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим».

4. Ребёнка держат под колпаком родительской любви, убирая буквально каждый камушек с дороги.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

5. Навязанная роль. «Мой ребёнок – мой лучший друг».

Нельзя на детей перекладывать свои проблемы.

6. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание»

Любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка на много важнее содержимого родительского кошелька. Счастливым ребёнка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

7. Наполеоновские планы. «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

При заполнении дня ребёнка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

8. слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка».

Дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придаёт уверенности в своих силах.

9. Ваше настроение. Из – за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребёнка

Лучше заранее договориться: «Когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено всё,  что ты захочешь. А при плохом -постарайся  ко мне быть снисходительным».

10. слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени» – так говорят своему ребёнку некоторые родители.

Даже если день родителе расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, напомнить о том, что не смотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

– Подготовить и провести анкетирование родителей.

С целью выяснения Вашего мнения по теме собрания ответьте на вопросы:

1. Сколько времени в день в день вы отводите на общение с ребёнком?

2. Известно ли вам от самого ребёнка, о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа (соседку) по парте?

3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?

4. Когда вам приходиться делать ребёнку замечания?

5. Когда вы выражаете свой гнев?

6. Когда вы хвалите ребёнка?

-Дети рисуют на тему «Мой самый счастливый день».

Ход собрания:

1.Вступительное слово учителя.

      Сегодня мы проведём собрание по теме «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.

      У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. От того какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Потому позиция школы и семьи здесь должны совпадать.

       Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

        Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль играет семья и школа в их воспитании. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

         Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительные. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть .Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, Возникают конфликты. По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку всего 18 минут. Это ли не парадокс?

          Уважаемые родители!  Хочу обратить ваше внимание на мини – анкету, вопросы которой записаны на доске.  За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где-то столкнётесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

Вопросы мини-анкеты для родителей.

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
  2. С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?  
  3. Каким, по – вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

      Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями?

Давайте познакомимся с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечания, преодолеть свой гнев, не унижая достоинства ни своего, ни ребёнка, научат, как вовремя похвалить детей, как преобразовать ваши собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. Каждому из вас предстоит побывать и в роли ребёнка и в роли взрослого.

    2. «ОСТРОЕ БЛЮДО»

В перечнице находятся листочки с ситуациями или вопросами. Родителям предлагается ответить на эти вопросы.

      – В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Вы ребёнок, тянетесь за хлебом и опрокидываете на белоснежную скатерть стакан с соком. Что скажут вам родители?

       – Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки. Ваша реакция?

       – Дочери (сыну) разрешили гулять до 18 часов вечера, она пришла в 19 часов. Как реагирует отец. Мать?

       – Как одеваться?  Родители требуют надеть одно, а ребёнку хочется другое.

      –  Оправдывают ли себя физические меры наказания?

      –  Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?

      – Нужно ли ребёнка ласкать? Не будет ли это баловать его?

      – «Хвалить вредно» или «хвалить полезно».

3.ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Я предлагаю вам тест – игру «Какой вы родитель»?

Тест.

Говорите ли вы ребёнку следующие фразы? (варианты ответов «ДА» или «НЕТ»)

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, чтобы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож?!
  7. Вот я в твоё время…
  8. Ты моя опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя?
  10. О чём ты только думаешь?
  11. Какой ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети, как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный!

           Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «НЕТ»;

                                                2,3,8,11,12,14 – «ДА».

 Результаты теста.

  1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребёнком, он уважает вас хотя и не всегда с вами откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
  3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени чем от вас.
  4. Если вы допустили 11-14  неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

4. Работа с памяткой.

Учитель раздаёт памятку «Принципы общения».

            Как же правильно делать замечание? Говорить нужно о ситуации, а не о личности, используя при этом «Я» – сообщения: «Я расстроена…» или «Мне не нравится…» и т.д.

             Как выражать гнев? Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения. «Я» – сообщения не унизят ничьего достоинства.

            Как похвалить ребёнка? Ребёнка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы?  (мнение родителей)

            Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными.

  1. Родительские суждения.

                         Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его дальнейшую жизнь. Давайте обсудим различные варианты наших суждений о ребёнке и проанализируем их возможные последствия  (работа с карточками).

                       Родителям раздаются рекомендации по взаимодействию с детьми.

            6.  Заключительное слово.

                        Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

                                    Ребёнок учится тому,

                                    Что видит у себя в дому.

                                     Родители – пример ему!

                                    Кто при жене и детях груб,

                                     Кому язык распутства люб,

                                     Пусть помнит, что с лихвой получит

                                     От них всё то, чему их учит.

                                     Не волк воспитывал овец,

                                     Походку раку дал отец!

                                     Коль видят нас и слышат дети,

                                     Мы за дела свои в ответе.

                                     И за слова: легко толкнуть

                                     Детей на нехороший путь.

                                     Держи в приличии свой дом,

                                     Что бы не каяться потом.

                       А может , всё дело в том, что дети учатся жить у жизни?

         7. Рассматривание детских рисунков на тему «Мой самый счастливый день».

Уважаемые родители, дайте названия этим рисункам.

          8. Подведение итогов родительского собрания.

                       Выводы:

  1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимоотношения.
  2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
  3. Не применять к детям физических мер воздействия.
  4. Активнее участвовать во внеурочной деятельности детей, проводить совместные праздники.      

Источник