Значение общения в развитии ребенка дошкольного возраста

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста .

Изучение общения показывает сложность , разнообразие , проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих , описание структуры. Одним из часто  употребляемых является подход , при котором выделяются три  взаимосвязанных стороны общения:

– информативную ( или коммуникативную ), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;

  • взаимодействие ( или интерактивную), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями , идеями , состояниями , но и действиями;
  • понимание ( или перцептивную), представляющую собой прогресс восприятия , оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

  Как показали исследования Л.С.Выготского , общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.

     Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.

Значение общения для воспитания.

  Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое

как психологическая категория.  Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.

     Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым.  Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.

     Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.

     При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

     Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

     Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание.

Источник

Роль общения в жизни ребенка дошкольного возраста 

Коммуникация является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Коммуникативные умения закладываются в раннем детстве. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми, а позже с детьми. Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.

 Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связью с другими.

  1.  Общение дошкольников со взрослыми

Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочивание чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Все психические функции развиваются при непосредственном восприятии речи взрослого, она стимулирует и углубляет развитие.

Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы общения:

  • ситуативно-личностная,
  • ситуативно-деловая,
  • вне ситуативно-познавательная и
  • вне ситуативно-личностная.

Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.

Таковыми считают:

  • время возникновения данной формы общения;
  • место, которое она занимает в жизни ребенка;
  • главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
  • ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;
  • основные средства общения, с помощью которых осуществляется
Читайте также:  Роль мелкой моторики в развитии ребенка консультация для родителей

коммуникация с другими людьми.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она характерна для детей первого года жизни. Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение года. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества ребенок получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть, приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает вне ситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает вне ситуативный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает вне ситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – вне ситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых, быть общительным и приветливым.

Воспитатель во время общения учит детей слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; вслед за мыслями собеседника менять тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон и т.д..

Таким образом, для детей до 7 лет характерны 3 формы общения: ситуативно-личностная (ранний возраст), ситуативно-деловая (младший возраст), вне ситуативно-познавательная и вне ситуативно-личностная (старший возраст). Общение детей со взрослыми — это важный этап в развитии дошкольника. Оно способствует формированию ребенка как личности, влияет на становление и развитие всех психических процессов, а также коммуникативных навыков. Кроме того, общение ребенка дошкольного возраста со взрослым способствует к его подготовке к вступлению во взрослую жизнь.

  1. Общение дошкольников со сверстниками

Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 – 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

Читайте также:  Ребенок с отклонением в развитии и поведении объект и субъект коррекционно педагогической деятельности

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

  • в 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.
  • в 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками:

1. Эмоционально – практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период – расцвета ролевой игры. Сюжетно – ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно – деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше – на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

3.Трудности в общении с дошкольниками

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении ребенка с взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников – связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и с заторможенностью (пассивностью) детей. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение с взрослым, нуждается в своевременной коррекции.

– Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют этот интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно. Стремление к самостоятельным действиям (я так хочу) оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила.

Такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако знание правила не отражается на их поведении. Правило остается субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность при этом могут быть достаточно высокими, но в ситуации занятий импульсивные дети часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основная проблема здесь в неразвитости произвольности, т. е. неспособности сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.

– Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и, казалось бы, усидчивы. Они ничем не выделяются и не нарушают дисциплины, никому не мешают, спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе – они не требуют к себе внимания, почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему – к играм, предметам, самостоятельной деятельности, – которое порождает полную пассивность детей. Как правило, у них сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но, как только нужно проявить инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на вопрос), молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, в особенности в новой, проблемной ситуации, чувствуется скованность и напряженность, которая мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций. Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, общаться с ними достаточно трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы, не проявляют себя. А без взаимной активности общение сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка.  Их пассивное, «незаметное», зависимое поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и инициативности.

Читайте также:  Центр развития ребенка зайка моя

Детей, относящихся к описанным группам, можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его импульсивности и отсутствии произвольности, а спокойное, пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.

Источник

Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.

Источник