Значение общения в развитии личностных качеств ребенка протокол
Протокол № 3
классного родительского собрания 6е,6д классах
от 11.03.2015 года
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка».
Присутствовали: 9 чел. (64%)
Отсутствовали: 5 чел
Кворум: 64%
Повестка собрания:
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
2.1)Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с детьми
2) а) о целесообразности введения пятидневной учебной недели;
б) о введении единой школьной формы;
в) о введении платных образовательных услуг
3.Разное:
– о соблюдении ПДД детьми в каникулярное время;
– о проведении 11 апреля 2015 года КТД «Мамин день» совместно с мамами в ДК «Юность»;
– о весенней смене лагеря в каникулы на территории школы
Слушали:
1.Классного руководителя Милюкову Ольгу Владимировну
Уважаемые родители! Психологическое развитие детей, личностное развитие ребенка, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных качеств ребенка, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
По- настоящему счастлив тот ребенок, который окружен вниманием и заботой со стороны любящих его людей, с которым находят время для общения. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами, будут развиваться его личностные качества. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.
На психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребенка, но и на его умственное развитие, на развитие личностных качеств.
Смерть отца или матери
Развод родителей
Частое отсутствие отца из-за командировок
Длительное отсутствие матери и в связи с этим жизнь с другими людьми
Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления.
Употребление спиртных напитков в семье.
Курение родителей
Плохие знакомства родителей
Отсутствие общения с родителями
Вспомните, пожалуйста, фильм «Доживем до понедельника» и фразу, сказанную одним из героев: «Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человечку даже самому маленькому, нужны сон и пища, тепло и физическая безопасность, общение. Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку. Который одет хуже и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, слушали и слышали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успех оценивали родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Давайте обсудим ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.
А. Ваш ребенок опять получил плохую отметку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.
Б. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!» Ребенок не реагирует.
В. Ваш ребенок ничего не рассказывает вам, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что ведет себя плохо в школе.
Г. Ваш ребенок перестает с вами общаться, сторонится вас, и в школе на него постоянно жалуются
В дневник родителям
Рекомендации по развитию положительных эмоций и развития личностных качеств вашего ребенка
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение: « со мной что-то не так», «я – плохой».
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
Научитесь слушать своего ребенка в радости и горести.
Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
Станьте для своего ребенка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
Общайтесь со своим ребенком, проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
Заводите в семье самые красивые и добрые, светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы:
Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для родителей и детей;
Посидеть в сумерках при свечах рядом с папой и мамой;
На ночь услышать добрые пожелания;
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
Вместе с мамой испечь пиццу, а с папой или дедушкой поговорить по душам;
Посидеть с мамой и папой , взявшись за руки во время своей болезни.
Решили: 1. Родителям проводить больше времени с детьми и общаться. Помнить о возможных формах общения с детьми (памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
Принять рекомендации по развитию положительных эмоций и развития личностных качеств вашего ребенка к выполнению:
Интересоваться школьной жизнью ребенка.
Особенные усилия направлять на то, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Слушали:
2.1) Выступление Павловой Марины Николаевны, которая рассказала о теме, поднятой на общешкольном родительском собрании: об ответственности родителей за жестокое обращение по отношению к своим детям (уголовная ответственность и административная ответственность), были приведены статистические данные в городе и районе по данному вопросу
Решили: принять во внимание выступление Марины Николаевны и более лояльно относиться к своим детям, быть внимательными по отношению к ним.
Слушали:
2.2).Выступление классного руководителя Милюковой Ольги Владимировны
а) о целесообразности введения пятидневной учебной недели;
б) о введении единой школьной формы;
в) о введении платных образовательных услуг
Решили: принять участие в анкетировании с целью изучения мнения и запросов родителей обучающихся
Слушали:
3. Выступление классного руководителя Милюковой Ольги Владимировны
– о соблюдении ПДД детьми в весеннее каникулярное время;
Пожалуйста, еще раз напомните своим детям, что
– ходить только по тротуару!
-Переходить улицу в местах, где имеются линии и указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуара.
-Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
-Не устраивать игры на проезжей части дороги.
– Проезжать на велосипеде пешеходный переход запрещается: доехав до пешеходного перехода на велосипеде нужно слезть с него, взявшись за руль перейти дорогу и только потом сесть на велосипед.
-Соблюдать правила пользования общественным транспортом.
Решили: – принять во вниманиетребования соблюдения ПДД; напомнить своим детям правила поведения на дорогах города.
– о проведении 11 апреля 2015 года КТД «Мамин день» совместно с мамами в ДК «Юность» 11.00;
Решили: принять активное участие в КТД «Мамин день» 11 апреля 2014 года и принести сюжетные фотографии мам в детстве, в юности и в настоящее время
– о весенней смене лагеря в каникулы на территории школы
На территории школы с 23 марта по 28 марта с 8.30 до 14.30 будет работать лагерь отдыха для детей с 1по 11 классы, причем смена бесплатная. Необходимые документы: заявление родителей, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта законного представителя, справка о составе семьи и заявление, поэтому желающие могут подойти к Смирновой Марине Евгеньевне и написать заявление при наличии свободных мест, торопитесь всего 50 мест.
Решили: рекомендоватьродителямАдина Никиты, Стряпунина Константина написать заявление в лагерь отдыха организованный на весенних каникулах.
Председатель родительского комитета: /Медведева З.Б./
Секретарь: / Стряпунина Е.А/
Источник
3 класс
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»
.
Цель: определить значение общения для детей и взрослых; выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; рассмотреть проблемы взаимоотношений родителей и детей, провести обсуждение по теме собрания.
1. Подготовительный этап.
-Изготовление приглашения каждой семье в виде солнца со словами: «ХОРОШЕЙ «ПОГОДЫ» В ДОМЕ!»
«Уважаемый, …
Если Вы хотите дать совет, услышать ответы других на вопросы: «Какова роль общения в развитии личностных качеств ребёнка?», «Как правильно делать замечания?», «Как выражать свой гнев?», «Как похвалить ребёнка?», то примите наше приглашение на встречу, которая состоится …
-Написать плакаты.
«НАШИ ДЕТИ – ЭТО НАША СТАРОСТЬ, ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТО НАШЕ ГОРЕ, ЭТО НАШИ СЛЁЗЫ, ЭТО НАША ВИНА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ПЕРЕД ВСЕЙ СТРАНОЙ.» (А. С. Макаренко)
«ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ – ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА.»
«ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.» (Ф. Честерфилд)
-Подготовить карточки, памятку, рекомендации.
Негативные суждения | Последствия негативных суждений | Позитивные суждения |
«Ты плохой, отдам тебя в детдом!» «Я от тебя ухожу, мне такой ребёнок не нужен» | Чувство вины, повышенная тревожность, страхи одиночества, «уход» в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности. | «Что бы не случилось, я никогда тебя не оставлю!» |
«Что ты за неряха!» | Чувство вины | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе чистая одежда!» |
«Ты просто плакса, нытик» | Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение. | «Поплачь, тебе будет легче!» |
Принципы общения | «Я» – сообщения |
1. Замечания. Говорить нужно о ситуации, а не о личности. | «Я чувствую… «Я переживаю… «Я очень огорчён… «Я возмущён… «Мне приятно… «Мне нравится… «Мне не нравится… «Мне больно и обидно… «Мне хотелось бы… |
2. Гнев. «Я»-сообщения не унизят ничьего достоинства. | |
3. Похвала. Хвалить следует поступки, а не характер. |
Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
ошибки | Лучше сказать (сделать) так: |
1.Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить.» | «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение не одобряю.» |
2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно». | «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета.» |
3. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная.» | «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим». |
4. Ребёнка держат под колпаком родительской любви, убирая буквально каждый камушек с дороги. | «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу». |
5. Навязанная роль. «Мой ребёнок – мой лучший друг». | Нельзя на детей перекладывать свои проблемы. |
6. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание» | Любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка на много важнее содержимого родительского кошелька. Счастливым ребёнка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый. |
7. Наполеоновские планы. «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». | При заполнении дня ребёнка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел. |
8. слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка». | Дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придаёт уверенности в своих силах. |
9. Ваше настроение. Из – за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребёнка | Лучше заранее договориться: «Когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено всё, что ты захочешь. А при плохом -постарайся ко мне быть снисходительным». |
10. слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени» – так говорят своему ребёнку некоторые родители. | Даже если день родителе расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, напомнить о том, что не смотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку. |
– Подготовить и провести анкетирование родителей.
С целью выяснения Вашего мнения по теме собрания ответьте на вопросы:
1. Сколько времени в день в день вы отводите на общение с ребёнком?
2. Известно ли вам от самого ребёнка, о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа (соседку) по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?
4. Когда вам приходиться делать ребёнку замечания?
5. Когда вы выражаете свой гнев?
6. Когда вы хвалите ребёнка?
-Дети рисуют на тему «Мой самый счастливый день».
Ход собрания:
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведём собрание по теме «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.
У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. От того какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Потому позиция школы и семьи здесь должны совпадать.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль играет семья и школа в их воспитании. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительные. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть .Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, Возникают конфликты. По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку всего 18 минут. Это ли не парадокс?
Уважаемые родители! Хочу обратить ваше внимание на мини – анкету, вопросы которой записаны на доске. За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где-то столкнётесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.
Вопросы мини-анкеты для родителей.
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- С каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?
- Каким, по – вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями?
Давайте познакомимся с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечания, преодолеть свой гнев, не унижая достоинства ни своего, ни ребёнка, научат, как вовремя похвалить детей, как преобразовать ваши собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. Каждому из вас предстоит побывать и в роли ребёнка и в роли взрослого.
2. «ОСТРОЕ БЛЮДО»
В перечнице находятся листочки с ситуациями или вопросами. Родителям предлагается ответить на эти вопросы.
– В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Вы ребёнок, тянетесь за хлебом и опрокидываете на белоснежную скатерть стакан с соком. Что скажут вам родители?
– Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки. Ваша реакция?
– Дочери (сыну) разрешили гулять до 18 часов вечера, она пришла в 19 часов. Как реагирует отец. Мать?
– Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а ребёнку хочется другое.
– Оправдывают ли себя физические меры наказания?
– Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?
– Нужно ли ребёнка ласкать? Не будет ли это баловать его?
– «Хвалить вредно» или «хвалить полезно».
3.ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Я предлагаю вам тест – игру «Какой вы родитель»?
Тест.
Говорите ли вы ребёнку следующие фразы? (варианты ответов «ДА» или «НЕТ»)
- Сколько раз тебе повторять?
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, чтобы я без тебя делала!
- И в кого ты такой уродился?
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну на кого ты похож?!
- Вот я в твоё время…
- Ты моя опора и помощник!
- Ну что за друзья у тебя?
- О чём ты только думаешь?
- Какой ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети, как дети, а ты…
- Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «НЕТ»;
2,3,8,11,12,14 – «ДА».
Результаты теста.
- Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребёнком, он уважает вас хотя и не всегда с вами откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
- Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени чем от вас.
- Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
4. Работа с памяткой.
Учитель раздаёт памятку «Принципы общения».
Как же правильно делать замечание? Говорить нужно о ситуации, а не о личности, используя при этом «Я» – сообщения: «Я расстроена…» или «Мне не нравится…» и т.д.
Как выражать гнев? Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения. «Я» – сообщения не унизят ничьего достоинства.
Как похвалить ребёнка? Ребёнка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы? (мнение родителей)
Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными.
- Родительские суждения.
Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его дальнейшую жизнь. Давайте обсудим различные варианты наших суждений о ребёнке и проанализируем их возможные последствия (работа с карточками).
Родителям раздаются рекомендации по взаимодействию с детьми.
6. Заключительное слово.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Что бы не каяться потом.
А может , всё дело в том, что дети учатся жить у жизни?
7. Рассматривание детских рисунков на тему «Мой самый счастливый день».
Уважаемые родители, дайте названия этим рисункам.
8. Подведение итогов родительского собрания.
Выводы:
- Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимоотношения.
- Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
- Не применять к детям физических мер воздействия.
- Активнее участвовать во внеурочной деятельности детей, проводить совместные праздники.
Источник