Значение нравственного труда для развития ребенка
ВЛИЯНИЕ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ. ТРУД РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития усматривали великие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Г. Песталоцци. Особое значение труда в нравственном формировании человека видел К. Д. Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться па одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу»1. «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду»2. Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Главная задача трудового воспитания формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности. Если в младшей группе ставится задача формирования у ребенка какого-либо навыка, то она с возрастом должна обязательно усложняться; при этом повышаются требования к качеству деятельности, ее темпу, самоорганизации детей, умению проявить деловитость, смекалку, к умению использовать пособия, орудия, предметы труда, содержать их в чистоте, хранить в должном порядке и пр. Задача формирования привычки к трудовому усилию (привычки к доступному ребенку дошкольного возраста напряжению физических, умственных и нравственных сил, необходимых для умения решать трудовые задачи) впервые ставится программой в средней группе детского сада. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его сооружать дом).
Важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных
навыков планирования умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно Друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Мы далеки от мысли предполагать, что сначала осуществляются познавательные задачи, затем воспитание навыков труда и отношения к нему. Комплекс этих задач осуществляется в педагогическом процессе одновременно. Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Они свидетельствуют о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т. п.
Однако наступает момент, когда это «как будто» переходит в реальный план процесса труда. Когда и как трудовая деятельность отчленяется от игры и приобретает те черты, которые характерны для нее?
Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. Многие практически необходимые движения также формируются в процессе игры с предметами (хватание, бросание, перекатывание), однако это не дает оснований отождествлять игру и труд. Положение А. С. Макаренко о том, что хорошая игра похожа на работу, что в хорошей игре всегда есть рабочее усилие, справедливо, но тем не менее игра ― это не труд.
По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны.
В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с реальными предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых преобразует материал.
В игре дети в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игрушечных предметов, заменяющих настоящие, используемые взрослыми в процессе труда.
Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение.
В процессе труда и игры по-разному складываются взаимоотношения между педагогом и детьми.
Игра как деятельность развивается самим ребенком. Педагог, осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами ребенка; сам же не всегда является участником игры, да его непосредственное вмешательство в игру не всегда и нужно.
Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка.
Затрата усилий, достижение результата обусловливаются его желанием, интересом к игре. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Это общение возникает на основе либо единства замысла, либо личных симпатий детей.
В процессе труда взрослые и дети совместно трудятся, направляя усилия на достижение общего результата. Взрослые, как более опытные и умелые, являются для ребенка примером.
Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, и этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основной смысл.
Организуемый по-разному, труд детей в детском саду чаще всего направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Даже индивидуальное поручение ребенку часто имеет своей целью обслуживание коллектива .Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины. В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться .Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь. Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Источник
Юлия Богданова
«Нравственное воспитание детей в трудовой деятельности». Консультация для воспитателей детского сада.
«Нравственное воспитание детей в трудовой деятельности».
Консультация для воспитателей детского сада.
Воспитатель: Богданова Ю. С.
2016
«Труд – основное условие всей человеческой жизни –
и при том в такой степени, что мы в известном
смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека!»
Ф. Энгельс.
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. Труд способен: укрепить физические качества; развить умственные способности; повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. ; развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу; Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности. (3 слайд).
Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детейдошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд. В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.
Во всех возрастных группах используется самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе. Ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда. В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.
Виды труда по ФГОС.
1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места.
2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
3. Труд в природе. Содержание труда: уход, выращивание растений.Специфика: результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых); часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение); ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность.Позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.
4. Ручной и художественный труд.Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный трудпредставлен в 2-х направлениях:
• дети сами изготавливают поделки;
• дети учатся украшать своими изделиями группу, участок. (4 слайд).
Задачи нравственного воспитания в трудовой деятельности:
• сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
• развить трудовые умения, усовершенствовать их;
• воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, аккуратность, бережливость;
• сформировать навыки в организации рабочего процесса;
• формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания. (5 слайд).
Формы и организация труда.
1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуальных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).
3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. (6 слайд)
Условия организации трудовой деятельности.
1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость).Этому способствует музыкальное сопровождение: если дети заняты ручным трудом – тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.
2. Совместный труд детей с взрослыми (с родителями, с воспитателями)
3. Обсуждение результатов труда и поощрение (значки, медали).
4. Организация материальной среды и трудового оборудования.
Трудовоеоборудование должно быть:
• подобрано в соответствии с возрастом;
• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;
• хватать всем детям.
5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
6. Трудом нельзя наказывать.
7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. (7 слад).
При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, специалисты постоянно сталкиваются с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей. (8 слайд)
Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы ее достижения, добиться намеченной цели, то, как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет?
Для того чтобы трудовая деятельность стала средством воспитания, детей нужно мотивировать побуждая к трудовой деятельности: поощрять, играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядно показывать в совместном труде, беседовать, в художественной литературе, на примере героев рассматривать иллюстрации. Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл. (9 слайд)
В младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Так,когда ребенка трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно.На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» —дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Важно пронаблюдать поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому,что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.
Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума тоже полить». Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания. Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д.
Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность, определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели.
Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана.При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают,что разные цветы надо и поливать по-разному: одни – в горшок, другие в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий. Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом,если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?»
Вывод,чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. Однако бывают случаи, когда ребенок ставит перед собой цель и решает простые и понятные ему задачи. Но ребенок может поставить и такую цель, которую заведомо не сможет выполнить, так как дошкольник пока не умеет соотносить свои возможности с поставленной и принятой целью. Поэтому именно взрослому необходимо выбирать для детей задания. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнить задание. При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно.
Чтобы работа по нравственному воспитанию в трудовой деятельности была систематической и целенаправленной, нужно учитывать знания, полученные детьми в предыдущих группах, ближайшем окружении, месте работы родителей, знакомить с основными предприятиями города, рассказывая о профессиях, проводить совместные с родителями занятия, в которых папы и мамы наших воспитанников рассказывали бы о своих профессиях и домашних заботах.
Помимо всех известных форм работы с детьми по нравственному воспитанию в труде, главной является работа с семьей, поэтому нужно привлекать пап и мам к непосредственному участию в труде совместно с детьми. Многие папы и мамы охотно откликаются на предложения участвовать в конкурсе поделок или в субботнике на участке группы и т. д. (10 – 18 слайды).
В заключение хочется привести слова В. А.Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (19 слайд).
Источник