Значение народных подвижных игр в физическом развитии ребенка

Значение народных подвижных игр в физическом развитии ребенка thumbnail

                                                Муниципальное  дошкольное

                                                Образовательное учреждение

                                                Детский сад

                                                Комбинированного вида№12

                                                Муниципального образования

                                                Города – курорта Анапа.

                                                Инструктор по физической культуре

                                                Яворская Татьяна Николаевна.

Роль  народных  подвижных  игр  в  физическом  развитии

Детей  дошкольного  возраста.

                                                          «Игры – путь детей к познанию мира, в котором они

                                                          Живут и который призваны изменить».

                                                                                            М. Горький.

Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью, обусловленной возрастными анатомическими особенностями, связанными с окостенением  позвоночника. Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх, регулируя нагрузку на организм.

Исследования ученых показали, что двигательную активность, влияющую на здоровье и жизнедеятельность человека, необходимо прививать в раннем детском возрасте, формируя одновременно физическую и умственную активность, укрепляя здоровье. Именно развитость движений  может служить показателем нервно – психического развития детей дошкольного возраста.

По своей природе игра многофункциональна, оказывает разностороннее влияние на детей и способствует развитию гармоничной личности.

Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижных игр, наряду с физическим развитием, проявляется их большое воспитательное значение.

У детей развиваются сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, вырабатывается инициатива и самостоятельность, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать всё для общей победы команды.

Игры разных народов позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания и идейной направленности.

Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и  развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно – историческим её развитием, своеобразием быта, культуры, традиций.

В принципе, многие национальные игры по своим правилам и содержанию напоминают  нам уже хорошо известные игры, но они имеют другие названия  и несколько видоизменены. Это связано с тем, что любая игра, попадая в иную среду, в зависимости от условий бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Каждый народ вносит в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характер данного народа. Например: армянская народная игра «Пастух», очень похожа на русскую народную игру «Волк во рву». А грузинская народная игра «Снятие шапки», на белорусскую народную игру «Посадка картофеля».

Большая часть народных подвижных игр направлена на общее физическое развитие детей. Основным содержанием игр являются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Кроме  этого  особое внимание уделялось уровню развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции.

Во время традиционных народных обрядов (свадьба, праздник урожая, проводы на военную службу и др.) всегда устраивались игры и состязания, связанные с проявлением ловкости, сообразительности, поднятия духа и других качеств, необходимых в жизни.

Народные  игры  актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютеризированный век. Дети с  удовольствиеим  принимают в них участие. Педагогическая ценность этих игр ещё и в том, что в них много шуток, доброжелательного юмора. Умная, увлекательная игра может оказать большее воспитательное влияние,  чем длительные и монотонные словесные замечания. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

Во многих играх важная роль отводится  водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Поэтому  желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Выбор первого водящего может сразу создать ту или иную атмосферу начала игры и влиять на весь её ход. Для выбора водящего могут служить переходящие из поколения в поколение считалки, когда на каждого играющего приходится по одному слову:  на кого выпало последнее слово – тому и водить. Также можно использовать существующие наравне со считалкой жеребьевки, особенно при разделении детей на команды, когда каждому ребенку задается вопрос: например красное яблочко или золотое блюдечко? Ниточка или иголочка? Вершки или корешки?

Но еще до начала подвижной игры и проведения считалок необходимо определить цель каждой игры, её длительность и величину физической нагрузки, выпадающей на ребенка в процессе игры. Народные игры должны быть общедоступными и увлекательными как по своему содержанию, так и по форме, но никак не утомительными для ребенка.

Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

Казачья народная игра  «Казаки и  казачки».

Задачи: знакомить  с народными играми казаков, с их традициями,  укладом жизни, направленными на воспитание терпения, ловкости, патриотического духа казаков.

Цель: развивать физические качества, внимание, выдержку, быстроту реакции.

Ход игры:  мальчики – казаки. Девочки – казачки.

Казаки строятся шеренгой и уходят.

Казачки не спеша идут за ними, при этом пританцовывают, воображают, кривляются со словами:

Казаки ушли в поход

А казачки у ворот

Завертелись, закружились

«Гопака» плясать пустились.

Казаки резко поворачиваются:

Что за шум тут? Что за гам?

Ну – ка быстро по домам!

После этих слов «казачки» разбегаются, «казаки» – догоняют.

Правила игры: девочки не убегают, а мальчики не догоняют, пока не произнесены  последние слова.

Читайте также:  Замедление темпа развития психики ребенка это

Кубанская частушка:    Топ, топ гопачек

Вышел в круг казачек.

Вин ногой туды  – сюды

Тай отправился к соби.

Грузинская  народная  игра  «Снятие  шапки».

                       (Кудис агеба).

Задачи: знакомить детей с народными играми жителей Кавказа, отличающихся своими  острыми  сюжетами, духом состязания.

Цели: воспитание коллективизма, чувства ответственности, а также ловкости, внимательности, укрепление мышц ног.

Ход игры.   На одном конце игровой площадки у стартовой линии на расстоянии

3 -4м. друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в землю втыкаются по 2 палки (или ставятся стойки высотой 1м.): ближние на расстоянии 2 – 3м, дальние – 7 – 8м. от стартовой линии. На дальние палки вешаются по одной шапке.

Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.

Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают на них шапки. После этого они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети не примут участие в игре.

Правила игры:

– дети делятся на команды с помощью жеребьевки например:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь  какого коня:

Сивого или златогривого?

– последний игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий

– если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.

Белорусская  народная  игра  «Михасик».

Задачи: знакомить детей с играми славянских народов, в которых отражены сельскохозяйственные сюжеты, культовые и бытовые  обряды.

Цели:  развитие ловкости, внимания, координации.

Ход игры:  для проведения игры  по кругу ставятся столько пар лаптей, сколько  участников. Ведущий произносит слова:

– Ты Михасик, не  зевай, лапоточки обувай, обувай! (Убирает одну пару лаптей).

После этих слов все участники подскоками, легким бегом, или шагом белорусской польки (игру можно проводить под музыку) движутся по кругу.

С окончанием музыки (или по сигналу) все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры:

– игроки обувают лапти только по сигналу (или по окончании музыки);

– двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

Считалка:        Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче,  дудочка, дуди:

Мы играем, ты – води.

Армянская народная игра «Пастух».

Задачи: знакомить детей с играми народов Кавказа. Через игру передавать национальные традиции.

Цель игры:         воспитание смелости, коллективизма;

Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: На игровой площадке чертится линия – ручеёк, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.

Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой.

Игра начинается сначала,  но меняются роли.

Правила  игры: волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»;

Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Армянская считалочка: Ала баланица (Алла – баловница)

Дус каданица! (Дуську боится).

Эй, гедеванчо! (Эй, где ты Ванька)

Раз капитанчо! (Разбуди Таньку)

Паланчо!

Источник

Библиографическое описание:

Иванова, В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 28.12.2020).



Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра — это школа, где развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; учат добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Воспитательное значение народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни, поскольку через игру ребенок познает и входит в систему взаимоотношений людей, усваивает правила поведении. Ребенок в игре учиться подчиняться и брать ответственность на себя». Без игры не может быть полноценного умственного развития, потому что это огромное светлое окно, через которого в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Игры способствуют развитию личности в духе патриотизма. Каждая игра, практически начинается с выбора водящего и проходит с помощью считалки.

В народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человеческих, как нигде сохранились особенные черты характера. Очень быстро детьми запоминаются веселые, шутливые стихи — считалки, например:

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать!

А без друга в жизни туго,

Выходи скорее из круга!

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять

Невозможно сосчитать.

Шла кукушка мимо леса,

За каким-то интересом,

Инте, инте, интерес,

Выходи на букву «С»

В играх много задора, юмора и часто сопровождаются неожиданными моментами.

Читайте также:  Центр развития ребенка в ейске

Жеребьевки применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Жребий — это условный знак или предмет. Один из играющих жребий и за спиной прячет его в руке. Игроки должны угадать, в какой руке жребий.

В детях формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Сегодня наше общество имеет успеха в воспитании достойного поколения во многом благодаря донесенным до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Наши дети хорошо должны знать традиции национальной культуры.

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки, песни. Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы.

Игра, по очень распространенному мнению есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его духовно и физически. Игра — означало особое действие, свойственное детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «передаваться ребячеству» соответствовало понятие о шутке, смехе. У Римлян означало радость, веселье. Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стали обозначать общий круг действий человеческих, — с одной стороны не претендующих на тяжелую работу; с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.

Таким образом, в этот многообещающий круг стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев «на сцене театра». Раньше собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер — устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характера любовь русского человека к веселью, к удовольствию. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игры в «жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия «слепая сковорода», «куриная слепота» и т. д.

Немало таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и так далее).

В первые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал:

«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека, обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитанное средство — задача будущей педагогики. По мнению исследователя народных традиций В. М. Григорьева особая ценность народных игр в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требует правила взятой роли. Кроме того, подчиняясь правилам поведения в игре, ребенок способен отказаться от желаемого, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы».

Народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами» душевного благополучия. Дети в народные игры играют с большим удовольствием, особо веселясь, когда дело доходит до запрещенных действий.

А. П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».

Игры для детей ценны в педагогическом отношении, создает определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Известные педагоги рекомендовали использовать в работе с дошкольниками народные игры. Систематически проводимые и правильно организованные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства.

В работе большинства ученых занимающихся проблемой игр и народных традиций отмечается, что игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта и любое занимаемое место в игре, уникально. Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию. Развлечения в играх — это поиск. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового значения и так далее, поэтому подбирая игру, воспитатели должны обращаться к программе детского сада, в котором он работает. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх. Это игры, которые направленные на развитие физических так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.

Народные игры — состязания влияют на воспитание воли, развитие сообразительности у детей, а так же быстроты реакции, тем самым укрепляют физически ребенка.

Так же большое значение в народных играх имеют — хороводные игры. Это игры, которые включают в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которые изображают, передвигаясь по кругу. Например: «И шел козел дорогою», «У дядюшки Трифона». С помощью таких игр дети усваивают правила поведения в обществе, получают представления о добре и зле, трусости и храбрости. Характерная особенность народных игр, движение в содержании игры (бег, прыжки, метания, передачи и ловля мяча). Двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности к играющим не требуется. (2)

Читайте также:  Центры развития ребенка в саранске

Родители — первые участники игр своих малышей. Чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия и так далее. Если интерес к игре ослабевает, то ее необходимо закончить. Закончив игру с детьми, оставляйте радостную перспективу: «мы еще поиграем в другой раз». Иногда целесообразно забыть игру на неделю, две, три, даже на месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть. С успехом могут быть использованы игры: «Король в плену», «Чепуха», «Молчанка»

Например, игру: «Молчанка» можно проводить в любых условиях. Особенно когда требуется успокоить детей. Певалку нужно ввести неожиданно, т. е. сначала объяснить, а когда начинается игра, нужно рассказать.

Первинчики, червинчики.

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок-

Молчок!

Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется,

Раз, два, три, четыре, пять

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Воспитатель должен использовать игру как эмоционально — образное средство влияния на детей, пробуждать интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий.

Объяснение игры должен быть кратким понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Взрослому не стоит разучивать предварительно с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают. При распределении ролей, можно использовать такие приемы: «Дети, пусть первой ловишкой будет Миша, у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок сегодня. Или, Маша первая услышала зазывалочку и первая прибежала. Так же можно распределять роли волшебной палочкой. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку.

В игре воспитатель играет большую роль, он должен быть многообразным: воспитатель должен влиять на содержание игры, помогать осуществлять задуманное, регулировать взаимоотношения. Педагогу ни в коем случае нельзя быть равнодушным к игровой деятельности детей.

Как считал Л. Выготский игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше). Нет игры у дошкольников — нет интереса к учебе у школьников. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно, хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок все знает. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая пустой тратой времени. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учебы, к сожалению это так.

Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградова и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народные колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

В игре развивается то, что нужно будет ребенку во взрослой жизни. Народные игры — источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой. Игра — естественное состояние ребенка, его основное занятие.

Классификация народных игр:

Применение народных игр требует специального отбора для решения педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, определенным признакам. По видовому отражению национальной культуры (быт русского народа, игры русских детей, борьба добра против зла).

По интенсивности используемых в игре движений. Игры малой, средней и высокой интенсивности.

По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные). С учетом особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры, можно использовать на занятиях по физкультуре. (3)

Далеко не каждая игра, может получить признание в качестве народной, очень длителен процесс такого признания. Из опыта работы можно сказать, что народные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре гуманные чувства, которые проявились и вне игровой ситуации, в реальных, детских поступках и взаимоотношениях.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, игры представляют собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которые складываются на основе традиций.

Игры, созданные на протяжении веков, стали подлинной сокровищницей многих народов. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям.

Литература:

  1. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» — гос. Рос. Дом нар. Творчества — 2 изд. М. 1994
  2. Детские подвижные игры. Кн. Для воспит. д/с и родителей./ Сост.А. В. Кенеман, Т. И. Осокина — 2- е изд., дераб. — М. — Просвещение; Владос, 1995
  3. Ушинский К. Д. Собран. Соч. М — Л., 1948. Т. 111. С 497–498
  4. «Дошкольное воспитание» № 12 1995 год, стр. 15
  5. «Дошкольное воспитание» № 1 1998 год, стр. 40 -42
  6. «Дошкольное воспитание» № 3,2012 год, стр. 28–30
  7. «Дошкольное воспитание» № 2 1993 год, стр. 26с.
  8. Дошкольное воспитание» № 6 -2012г.
  9. И. Панкеев, Русские н/и М. Изд.: Яуза, — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, содержание игры, воспитательное значение, детская игра, детский сад, национальная культура, правило игры, правило поведения, уважительное отношение.

Источник