Значение музыки в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:

«Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста».

                                                                                                                        Подготовила:

Музыкальный руководитель

Максимова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2016 год

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения – по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

         Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «внимание маленького ребенка – это капризное “существо”. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка – если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник”.

Читайте также:  Периодизация психического развития ребенка блонского

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

         Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.   Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально – сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Читайте также:  Роль игры с правилами в развитии ребенка дошкольного возраста

Список литературы

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности  “Музыка и пение” – М.: Просвещение, 1983.-224 стр.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981г.

Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.

Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.

Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Источник https://festival.1september.ru/articles/608220/

Источник

Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства, его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции», подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки, он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь», подчеркивая воспитательное значение музыки, возможности организовать наше поведение в будущем.

Читайте также:  Норма развития детей в домах ребенка

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой – классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Источник