Значение музыкальной среды для развития ребенка

Музыкальная предметно – развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, в том числе  музыкальной.

Влияние музыки на общее развитие ребёнка доказано многими учёными, таким как  В. А. Сухомлинский, А. В. Луначарский, В. М. Бехтерев и другими.

Музыка делает ребёнка коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, ребёнок, как исполнитель учится находить контакт со слушателями. Во время общего исполнения музыкального произведения (пение, игра на музыкальных инструментах) ребёнок чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп исполнения.    
               Музыка приучает ребенка к труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. 
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. 
              История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке… 
              Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, положительные мысли – положительные действия.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает:

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольников, занимающихся в музыкальном зале, а также дошкольников всего детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

– возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего и среднего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

– реализацию различных образовательных программ;

– в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

– учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в музыкальном зале должны обеспечивать:

– игровую, познавательную,  творческую и  двигательную активность дошкольников среднего возраста, в том числе и участие в подвижных играх;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

– возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в музыкальном зале различных пространств (для разучивания песен, игр, танцев и прочее), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды музыкального зала предполагает:

– доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, для ведения образовательной деятельности;

– свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Читайте также:  Влияет ли грудное вскармливание на развитие ребенка

Оснащение музыкального зала

Мебельная стенка, 2 стола, стулья для взрослых, столики и стулья для детей, 2 напольных ковра.

Детские музыкальные инструменты (ударные, металлофоны, ксилофоны, шумовые и другие)

Наглядные пособия

Театральный занавес

Декорации

Ширмы

      Диски с музыкальными произведениями

Библиотека методической литературы и пособий

Сборники нот

Кукольный театр

Дидактические пособия

Детские и взрослые костюмы (костюмерная)

Элементы одежды, русского костюма (костюмерная)

Аксессуары (костюмерная).

В музыкальном зале должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер музыкального зала развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер зала должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развития детей и его физических потребностей, от проводимых в зале мероприятий.

Поэтому,  стараемся создать в музыкальном зале уютную, комфортную обстановку. Также обновляем оформление к праздничным мероприятиям. Готовим оформление к каждому мероприятию согласно сценарию и возрасту детей.

Организуя предметную среду в музыкальном зале, мною учитывается всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Во время музыкальных занятий, наряду с воспитателем, стараюсь учитывать способности, интересы, темпа продвижения каждого ребёнка, создаю условия для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.

Предметно-пространственная среда музыкального зала применяется мною в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.

Всё это создаёт более благоприятную обстановку для проведения занятий.

Стоит отметить и то, что все иллюстрации должны быть яркими, крупными, понятными для детей и  расположены на уровне глаз воспитанников.

Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и добавляется. Закупается новое оборудование, костюмы, атрибуты, аксессуары и так далее.

В нашем детском саду ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать – это очень полезно для здоровья. У ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же, прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Младший дошкольный возраст.

Правильно созданная и применённая предметно-пространственная среда музыкального зала позволяет каждому малышу поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании предметно-пространственной среды в музыкальном зале, я стараюсь учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

В своей работе я налаживаю разумный двигательный режим, создаю  условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Музыкально и эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического и музыкального развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Поэтому, во время музыкальных занятий и праздничных мероприятий обращаю внимание на доброжелательность в отношениях детей и воспитателей, поддержку, взаимопонимание, взаимовыручку и стремление к полноценному общению.

Творческий потенциал ребёнка.

Большинство учёных в своих работах утверждает, что огромное влияние на творчество ребёнка оказывает социальное окружение, в котором он живёт. Творчество во время игры даёт ребёнку много радости, удовлетворения тем, что он делает.

Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста. Дети поют, играют, танцуют, научаясь выполнять различные движения, мелодии. Зачастую дети младшего, а чаще среднего дошкольного возраста начинают импровизировать услышанные мелодии, увиденные игры, или танцы. Начинают проявляться первые творческие способности. Песня помогает ребёнку более эмоционально понять природу, формирует эстетическое чувствование мира. Хорошо сочетается музыка с другой творческой деятельностью. Она не только создаёт ярчайший эмоциональный фон, но и обогащает содержание деятельности, например, может быть нарисовано настроение песенки либо проиллюстрирован её текст. Интеграция искусства поощряет образность, фантазию ребёнка, удовлетворяет необходимость самовыражения.

Читайте также:  Все об особенностях развития детей в условиях дома ребенка

Исходя из этого, считаю, что в своей работе необходимо создавать творчеству благоприятную атмосферу. Ребёнок сможет творить, если почувствует себя важным, уважаемым. Чем больше ребёнок получает информации о музыке, основных свойствах звуков, закономерностях творчества и исполнения музыки, чем больше имеет опыта пения, игры на музыкальных инструментах, тем более вероятна творческая деятельность.

Пение

Известно, что голос наилучшим образом развивается  при пении. Пение лечит заикание. При пении ребёнок лучше чувствует интонацию языка, темп. При пении песен различной тематики обогащается словарный запас ребёнка, и его речь становится более выразительной. Исполнение различных песен даёт положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Кроме того, пение формирует приятный тембр голоса, укрепляет связки голоса. Здоровый и красивый голос важен и для  успешного общения.

Личность ребёнка и коллектив.

Какую радость и удовлетворение выражают юные музыканты (дошкольники) после исполненного вместе музыкального произведения, удавшегося концерта. Ведь в ходе этого процесса дети чувствуют не только великое чувство ответственности, но вместе и  необходимость взаимной поддержки, и эмоциональный взрыв объединённых сил. Без сомнения, такой опыт заметно совершенствует юного человека как формирующуюся личность.

Игра на инструментах.

Маленькие дети хотят играть тогда, когда играя, испытывают большое удовлетворение. Это удовлетворение чаще всего приносят занятия музыкой через игру, развлечение. Игра на музыкальном инструменте детям сама по себе привлекательна, потому что связана с движением (ударами, дуновением, нажатием клавиш, закрыванием отверстий дудочки и т.п.). Игра на  музыкальных инструментах –   одна из активных форм музыкального образования. Этой деятельностью поощряется самовыражение личности  и стимулируется самовыражение. Игра на

музыкальных инструментах создаёт условия для развития активности ребёнка, его инициативы, творчества, опыта.

Исследования учёных различных отраслей подтвердили, что раннее музыкальное развитие очень важно не только для музыкального образования, но и для полноценного становления  личности.

От педагога (музыкального руководителя, воспитателя) зависит будущее наших воспитанников.

Источник

           МУЗЫКАЛЬНАЯ   СРЕДА    ОДНО  ИЗ  ВЕДУЩИХ  СРЕДСТВ  ПОЛНОЦЕННОГО  МУЗЫКАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ   РЕБЁНКА.

Музыка  обогащает  духовный мир ребёнка,  оказывает влияние  на развитие  его  творческих  способностей. Развитие  музыкальных  способностей  у ребёнка,  будет зависеть  от  различных  психолого-педагогических условий, в  том числе  от предметно-развивающей  среды, которая  создаётся  взрослыми.

  Половину  двенадцати  часового   пребывания  в   ДОУ  ребёнок   находится  в  группе,  на  музыкальные  занятия  в  младшем  возрасте  приходится  30 минут, старшем  один час  в  неделю.   Основные  знания и  умения  ребёнок  получает  на  занятиях,  а  закрепляет  их,  эффективнее  в  самостоятельной  деятельности.  Поэтому  предметно-развивающей  среде  придаётся  основополагающее  значение  в  педагогическом  процессе  ДОУ.

  В  истории  понимания  среды  как  основного  фактора  и  средства  воспитания  и образования  личности  выделяют  два  подхода:

– один,  определяет  среду  как  условие  реализации  ребёнком  своих  способностей;

-второй,  определяет  среду  как  средство  воспитания  личностных  качеств,  получивший  название  “педагогика  среды”.

  Один  из  основателей  педагогики  среды  С.Т.Шатский  рассматривал  среду  как  средство  освоения  детьми  культуры  с  двух позиций,  имея  в  виду  материальную и нематериальную  составляющие  среды, вслед  за  Л.Н.Толстым  он  называет  ее “духом  школы”,  эмоциональным  подъёмом,  который  настраивает  детей  на  творческий  труд.

  В  педагогических  исследованиях  чаще  встречается  понятие  “образовательная  среда”,  т.е. упор делается  на её образовательную  функцию. Современный  подход  к  образованию  как  явлению  культуры  позволяет  говорить  о культурном  становлении  личности  в  процессе  освоения  различных  видов  художественной  деятельности  в  специально  организованной  среде. Существует  научное  направление  (Е.П.Белозерцев),  которое  трактует  культурно-образовательную  среду  как  “совокупность  различных  условий,  в  которых  люди  живут,  учатся и трудятся.  Среда – это  атмосфера,  в  которой  дышит,  живёт  и развивается  человек.

  Рассматривая  музыкальное  воспитание  как  процесс  организованного  приобщения  детей  к  музыкальной  культуре,  можно  говорить  о  музыкальной  среде  как  о  средстве  приобщения  ребёнка   к  музыкальной  культуре. Таким  образом,  музыкальная  среда  становится  одним  из  компонентов  педагогической  системы  и  представляет  собой  музыкальное  оформление  жизнедеятельности  детей,  в  том  числе  занятий  и  праздников.

   ПРОГРАМНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    В   ходе   работы   были  исследованы  следующие  методики:

1. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная  среда  Липецкой  области.

2.Костина Э.П.  Программа  музыкального  образования  детей  раннего  возраста   “Камертон”

3. Новосёлова  С.Л. Развивающая  предметная  среда.

4.Комиссарова Л. Н.  Ребенок  в мире  музыки.

5. Журнал  “Дошкольное  воспитание”  2006г.

ДИАГНОСТИКА

  Важным  компонентом  любой  педагогической  технологии  является  диагностирование.  Использовалась  методика   Костиной  Э.П.  которая  предполагает  общую  систему  оценки  детской  деятельности  по  трёхбальной  шкале.  Результаты  диагностики  показали,  что  общий  уровень  развития  дошкольников  недостаточно  высокий.  Преобладает  средний  уровень    %,  низкий     %,   высокий%.

   Неудовлетворенность  полученным  результатом  послужила  толчком  к  поиску  повышения  качества  педагогической  работы.

ЦЕЛЬ: развитие  музыкальных  способностей  детей  по  средствам  предметно-развивающей  среды.

 В  связи  с  этим  были  поставлены  следующие  ЗАДАЧИ:

Читайте также:  Развитие письма для ребенка 5 лет

1.Развивать  музыкально-сенсорное  восприятие.

2. Совершенствовать  память  и музыкальный   вкус.

3. Способствовать  формированию  творческой  активности, внимания,  инициативности,  самостоятельности.

  Для  ребёнка  дошкольного  возраста  среду  можно  представить  как  совокупность  нескольких  главных  функциональных  зон:  среда  семьи,  среда  дошкольного  учреждения,  среда  социума.

1.  Рассмотрим  музыкально-образовательную  среду  ДОУ,  которая  делится  на  блок  организованной (регламентированной)  музыкальной  деятельности: музыкальные  занятия и развлечения.

   Блок нерегламентированной  (совместной  с  воспитателем  и  самостоятельной) музыкальной  деятельности детей  в  группе  вне  занятий.

2.Музыкально-образовательная  среда  семьи, где  осуществляется   нерегламентированная  музыкальная  деятельность  детей.

3.Музыкально-образовательная  среда  учреждений  культуры  и  образования.

    Первым  этапом  в  работе  уделяется  особое  внимание музыкально- образовательной  среде   ДОУ.

 Работая по  программе  “Камертон”  Э. П. Костиной  я  поняла, что музыкальная  среда  в детском  саду  должна  быть  продумана  и  систематизирована.  Дети от  природы  любознательны  и  полны  желания  делать  что-то интересное,  но  у них не всегда хватает  навыков и умений, поэтому мы должны  создать  творческую  среду,  которая  бы помогла  детям  их  совершенствовать  в  повседневной  жизни.

  По программе  “Камертон”  музыкальная  среда  рассматривается  как  система  материальных  объектов  музыкальной  деятельности ребёнка,  функционально  моделирующую  содержание  педагогического  процесса  музыкального   образования.  Обогащенная  среда  предполагает  единство  социальных  и предметных  средств  обеспечения  разнообразной  музыкальной  деятельности ребёнка.  Все компоненты  среды  увязываются  между  собой  по  содержанию,  масштабу и художественному  решению.  Исходное требование  к музыкальной  предметной среде – её  развивающий  характер.  Она  должна  объективно – через  своё  содержание – создавать  условия  для музыкально-творческой  деятельности  каждого ребёнка.

  Рассмотрим   содержание  музыкальной  среды в  соответствии   с  блоками  развития   музыкальной деятельности.

      1  блок  (восприятие  музыки)

  В каждой  группе   необходим   магнитофон   с кассетами.  На  одной  записаны  разучиваемые  на  занятиях  песенки  в  исполнении   музыкального  руководителя,  на  других  детские  песни.  Представлены различные    музыкально-дидактические  игры.

      2  блок  (воспроизведение  музыки)

  В  соответствии  с  возрастом  пополняется  музыкальными  инструментами.  В  младшем  возрасте  большое  место  занимают  шумящие  игрушки,  сделанные  из  баночек  и  бутылок.

   В старшей  группе  добавляется   музыкально-дидактический  материал  по  моделированию  –  кубы  по  пению,  кубы  по  слушанию  музыки,  кубы  по  моделированию  танца.  музыкальный  конструктор  для  выкладывания  попевок: средняя  -5 ступеней, старшая – 7 ступеней.

  3  блок  (музыкально-творческая  деятельность)

    Здесь  могут  быть  использованы  незвучащие  инструменты:  клавиатура,  балалайки,  гармошки.   Музыкальный  домик .  Элементы  ряжения.

   Большую  часть  времени  в  детском  саду  ребёнок  проводит  в группе,  значит,  развитие  дошкольника  во  многом  зависит  от  рациональной  организации   предметной  среды  в  групповом  помещении  и  от  продуманного  взаимодействия  детей  с педагогом  этого  среда  будет  мало  эффективна.  Для  обеспечения  системы  взаимодействия  музыкального  руководителя  и воспитателя,  и  косвенного  руководства  самостоятельной  деятельности  детей  были  созданы  файловые  папки,  где  указаны  направления  в  работе  воспитателя,  в том  числе  есть  файл,  где  указывается  какое  пособие  необходимо  создать  и  внести  в  среду.

Вторым  этапом  работы  осуществляется  работа  с  семьёй

Работа  с  семьёй  включает  музыкальное  просвещение  родителей   и  приобщение  их  к  совместной  музыкальной  деятельности.

   Музыкальное  просвещение  родителей  предполагает  проведение  родительских  собраний,  индивидуальные  консультаций,  анкетирование,  создание  фотоальбомов   “Моя  семья”,  проведение  выставок  книг  по  музыкальному  воспитанию.

   Приобщение  родителей  к  совместной  музыкальной  деятельности   включает   музыкальные  занятия,  праздники  и  развлечения   родителей  с  детьми, конкурсы “Отгадай  музыкальный  ребус”,  лучший  самодельный  инструмент.

  В  дальнейшем  хотелось бы  ввести  нетрадиционные  формы  работы,  такие  как   КВН,  музыкальный  абонемент  “Детская  филармония”.

Третьим  этапом нашей  работы  мы  рассмотрим   социум  как  среда  музыкального  просвещения  ребёнка.

   Среда  социума  значительно  отличается  от  среды  ДОУ  и  семьи.  Здесь  важно  соблюдать  принцип  целостности  при  организации  этой  среды.

Музыкальные  произведения,  с  которыми  дети  встречаются  в  филармонии,  театре  должны  быть  знакомы.

  Особенность  социального  фактора  состоит  в  том,  что  дети  знакомятся  с  профессиональными  музыкантами,  людьми,  заинтересованными  в  музыкальном   просвещении  детей.  Этим  отличается  и  эмоциональный  фактор. Увлеченность  профессионалов  заражает  детей  и  позволяет  рассматривать  ее  как  мощный  фактор  стимулирования  творческой  активности  детей.  Использование  возможностей  социальной  среды  способствует  личностному  росту  детей  –  развитию  их  музыкальности  в  целом,  художественной   и  общей  культуры,  творческого  воображения.

  Так,  благодаря  новой  технологии  мы  отошли  от  примитивного  музыкального  уголка,  и  вышли  на  обогащённую  музыкальную  среду,  которая  является  мощным  средством  музыкального  образования  детей.

  В  ходе  проведённой  работы  была  проведена  повторная  диагностика.

Результаты  показывают,  что  за  период  проведения  экспериментальной  работы  улучшились  показатели  музыкального  развития  дошкольников: высокий   %,  средний    %,  низкий      %.

  Сравнительный  анализ  результатов  диагностики  показал,  что  общий  уровень  развития  дошкольников  повысился.

  У  дошкольников  формируется  потребность   к  песенному,  музыкально-игровому,  танцевальному  творчеству  и   импровизации  на  детских  музыкальн

Источник