Значение музыкальной игры развития ребенка

Значение музыкальных игр в жизни
ребенка – дошкольника.
Консультация для родителей.
Музыкальный руководитель Базаева Н. Б.
Основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.
Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Рассматривая предназначение музыкальных игр в широком смысле формирования личности дошкольника; музыкальные игры формируют у ребёнка интерес к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности восприятия, развитие музыкальных способностей, коммуникативных и других личностных качеств.
Кроме того, музыкальные игры развивают: эмоциональность, коммуникативность, познавательный интерес и формируют навыки сотрудничества.
Целью музыкальной игры является эмоциональный и двигательный отклик.
При выполнении заданий идёт процесс узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
Вырабатывается:
– умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки;
– ощущать фразировку;
– такты;
– метроритм;
– интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодий.
-Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка
- быстроту реакции на звуковое раздражение ,
- формирование музыкальных и двигательных навыков,
- активацию чувств, воображения и мышления.
Задачи музыкальной игры
Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.
По форме проведения игры подразделяются на:
1.Статистические (стоя или сидя. Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий)
2. Подвижные игры (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности)
3. Игры с речью (развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма)
4. Игры- песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания) 5.Артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти) 6.Ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку)
ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.
Игры на развитие внимания
Небо, воздух, земля.
Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры: Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»- поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.
За подснежниками.
Цель: Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематических слух.
Ход игры: Пред игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.
За подснежниками в лес мы сейчас пойдём.
Как кукушечку услышим- подснежник мы сорвём.
Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!»- наклоняются, чтоб сорвать подснежник. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым- ударом в бубен, треугольник, барабан.
Игры на развитие памяти
Повтори ритм.
Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки, вы смотрите, всё запоминайте.
Ножки, ножки, все за мною дружно повторяйте.
Педагог под музыку показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
Заяц с барабаном.
Цель: Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры: Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.
Барабан зайчишка взял, лапкой звуки издавал.
Он по- разному играл, зайчихе- маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под весёлую музыку «Польки» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.
Что изменилось?
Цель: Развивать и активизировать зрительную память.
Оборудование: Стол, игрушки по выбору, колокольчик.
Ход игры: Дети сидят полукругом у стола. Педагог даёт установку на запоминание правила игры: Чтобы память развивать, будем с вами мы играть.
Новое вы назовите, что изменилось- покажите! На звучание ритмической музыки педагог ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов. Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.
Источник
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности т.к. объединяют все виды музыкальной деятельности.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально).
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель на консультации объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами могут участвовать в игре.
Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником.
Для того, чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений и навыков детей своей группы.
В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей, поэтому необходимо включать в работу такие музыкально-дидактические игры, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Например, «Музыкальная книжка», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Пособия и игры красочно оформляются (при этом используются рисунки и иллюстрации из старых детских книг и журналов). Такие игры в основном организуются в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя.
2 младшая группа
В этой группе используются более широко, чем ранее, с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Муз. руководитель знакомит и разучивает игру, затем дети учат игру вместе с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу, а взрослый способствует тому, чтобы игра вошла в их повседневную жизнь.
Средняя группа
Музыкально-дидактические игры продолжают способствовать развитию сенсорных способностей детей, стимулируют их на узнавание, сравнение или выделение выразительных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм). В среднем за год разучивается 10-12 игр, как на занятиях, так и вне занятий. После того, как игра выучена, она переносится в самостоятельную игровую деятельность детей.
Старшая группа
В старшей группе технология дидактической игры та же, что и в средней группе.
Подготовительная к школе группа
Они остаются эффективным средством формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. В данной группе особое место занимают дидактические игры, придуманные по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях.
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти детей
«Передай ритм»
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит и тот передаёт ритм следующему ребёнку, последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт ритм», хлопая в ладоши. Ведущим может быть воспитатель. Дети могут также сидеть на стульчиках друг за другом.
«Музыкальные стульчики»
Стулья стоят по кругу, на каждом муз. инструмент. Дети идут по кругу, по сигналу берут тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
Музыкально-дидактическая игра, направленная на развитие внутреннего слуха
«Прячем мелодию»
Дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку (хлопок, притоп) продолжают петь про себя, т.е. беззвучно; по другому знаку снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.
Вариант игры: дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.
Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма
«Учитесь танцевать»
Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм
консультация для воспитателей
Музыкальный руководитель:
Антошкина Л.С.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Значение музыкальных игр в жизни ребенка » Старший воспитатель Воротникова Т.Г
2 слайд
Описание слайда:
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский. Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное значение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
3 слайд
Описание слайда:
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
4 слайд
Описание слайда:
Музыкальные игры на занятиях. Музыкальные занятия строятся нами с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.
5 слайд
Описание слайда:
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических движений, слушания музыки. Игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игр
6 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе пения. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкальные игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
7 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе слушания музыки. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию.
8 слайд
Описание слайда:
Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой. Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части. Музыкальные игры так же хорошо использовать для закрепления пройденного материала . Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь.
9 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений. На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
10 слайд
Описание слайда:
Для малышей желательно использовать в музыкальных играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности. Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.
11 слайд
Описание слайда:
Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений. Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Что позволяет им выразительно исполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения. Придумывать свой танец, используя знакомые плясовые движения
12 слайд
Описание слайда:
Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми, с выполнением творческих заданий.
13 слайд
Описание слайда:
Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста (3-5 лет) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазирования Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия Музыкально-дидактические игры Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Концерты-загадки, беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке
14 слайд
Описание слайда:
Вариативные формы музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возрасте (5-8 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игровая (сюжетно-ролевая игра) Формы музыкальной деятельности Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность Музыкально-дидактические и компьютерные игры Музыкальные игры-импровизации Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) Исследовательская (опытная) деятельность Театрализованная деятельность Хороводная игра Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты Клуб музыкальных интересов. Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений). Проектная деятельность
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Именно с этой целью применяю такие пособия, как музыкальные игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА 1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1983. 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: – 1966. – № 6. 5. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985. 6. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. 7. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974. 8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1973. 9. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. 11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозайка-Синтез, М. 2008. 12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1507334
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник