Значение музыкального воспитания в художественно эстетическом развитии ребенка
Варнакова Юлия Николаевна
Музыкальный руководитель
«Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 52
Приморского района г. Санкт-Петербурга»
Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Аннотация:
Музыка – сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.
Ключевые слова:
Интегра́ция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат.
Эффективность – одно из определений человеческой деятельности, взятой с точки зрения способности обеспечить ее конечный результат.
Методика – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Оптимизация – процесс выбора наилучшего варианта из возможных, процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
Cписок литературы:
- Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Большая советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
- Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989.- 191с.
Источник
Низамутдинова
Роль музыки в эстетическом воспитании детей
[В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно,что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В. А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию.Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детейстаршего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр. ; развития пластической и мимической выразительности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников
Выступление на родительском собрании
Музыкальный руководитель:
Белова Е.А.
Саранск 2012
Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны: игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Ребёнок входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, музыкой и танцами, спектаклями кукольного театра и т. д.
Но для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей решаются постепенно, от простого и элементарного (у малышей) до сложного (у старших дошкольников).
Задачи эти таковы:
- Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость, радость, волнение.
- Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным музыкальным знаниям, практическим умениям.
- Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства.
- Развивать художественно-музыкально-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Если для малышей достаточно понимать и эмоционально откликаться на песни, подпевать за воспитателем несложные песенки, прислушиваться к звукам музыки, приучаться танцевать, то в старшем дошкольном возрасте, слушая музыку, дети должны не только эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, но и улавливать связь между содержанием и средствами выразительности (например: весёлая плясовая музыка звучит быстро, весело, отчётливо, громко), узнавать знакомые произведения, запоминать новые и сравнивать их с уже знакомыми. Такие же усложнения происходят и в песенной, и в танцевальной деятельность детей.
Успех всей работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, какие методы используются, а так же как учитываются индивидуальные способности детей и уровень их общего развития.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Поэтому нужно развивать у детей музыкальный слух, способности и эмоциональную отзывчивость.
Дети способны осмыслить музыку, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым пьесу можно считать весёлой, радостной, спокойной или грустной. Детям понятны требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Уже в дошкольном возрасте складываются музыкальные интересы: отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки, а к 6-7 годам наблюдается первоначальное проявление художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Действия детей на музыкальных занятиях направлена на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкальные игровые образы.
Разностороннее развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим. На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведения, слушая рассказ о них и их авторов. Это умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребёнка и придают им осмысленность.
Чтобы достичь гармоничности музыкально-эстетического воспитания, используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности дошкольников.
Итак, задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности дошкольников решаются посредствам выполнения ряда специфических задач, характерных именно для музыкального искусства:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимственности даёт возможность использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Всё это позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма и др.), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательная, а затем оценочное отношение к исполняемому произведению.
- Развивать творческое отношение к музыке посредством передачи образов в музыкальных играх и хороводах, а также импровизации попевок и комбинировании знакомых танцевальных движений. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь и танцевать.
Литература
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
- Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
- Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.
Источник