Значение музыкального творчества для развития личности ребенка

Значение музыкального творчества для развития личности ребенка thumbnail

Роль музыки в формировании личности ребёнка

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1.        Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2.      Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.       Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4.      Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.       Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6.       Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей – это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки  на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Источник:

https://sites.google.com/site/derevsikova/moe-issledovanie/1

Источник

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация: В статье раскрываются основные цели и задачи, стоящие перед современным педагогом – преподавателем музыкального искусства. Основной аспект автором сделан на синкретизме музыки, которая объединяет в себе не только непосредственно ноты и звуки, но и историю, философию, психологизм и основные исторические тенденции и события соответствующего периода истории.

Abstract: The article reveals the main goals and tasks facing the modern teacher – teacher of musical art. The main aspect of the author is made on the syncretism of music, which combines not only the notes and sounds, but also the history, philosophy, psychology and the main historical trends and events of the corresponding period of history.

Ключевые слова: идеал; музыка; творчество; учитель; субъект; объект; композитор; исполнитель; познание; образование; интонация; форма; стиль; жанр

Keywords: ideal; music; art; teacher; subject; object; composer; singer; knowledge; education; tone; form; style; genre

УДК 94(5)

Музыка – волшебные мгновения,

Что душе подарят вдохновение.

И переведет через века

Композитора-учителя рука…

Н. Гумилев

В Новейшем мире идеал не существует отдельно от феноменов, субъект неотделим от объекта, все содержится в большом единстве, скрытое раскрывается и трансцендентальная апперцепция, которая служит условием единства явлений, представляет свои формы, законы, взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения, воспроизведения, репродуцирования. Основой единства составляет тезис «Я думаю, Я размышляю, Я понимаю». Ребенок как личность развивается под влиянием окружающей среды: «Субъект воспитания – индивид или группа людей, которые осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на человека или коллектив с целью формирования у них определенных качеств. Объект воспитания – индивид или группа людей, на разум, эмоции и волю которых осуществляется целенаправленное воспитательное воздействие» [1, с. 17]. «В этом процессе формируется модель поведения ребенка в окружающей среде, модель механизма ориентации и саморегуляции, основывается модель развития его духовной сферы» [2, с. 7], а именно – взглядов, убеждений.

Объектом выступают факторы, условия воспитания, а живые личности – преподаватели, взаимодействуя с ними, оценивая их, являются субъектами воспитания. «Религия… семья, законы, литература, музыка, историческая жизнь народа» [3, с. 92], «дом, церковь, народные учреждения, пресса, книга, театр: целое окружающей среды» [4, с. 194], «природа и производство» [5, с. 384], «язык народа, политика, наука, право, искусство… антиобщественные явления»[1, с.6], средства массовой информации, телевидение, стереотипы гендерных ролей и прочее, обусловливающие те знания, которые дети получают о мире. На основании этого базиса формируется индивидуальная «школа познания» в каждом конкретном случае. Одним из направлений современной музыкальной педагогики является усиление культурологического подхода к учебно-воспитательному процессу в музыкальной школе и в образовании в целом. В настоящее время особую актуальность приобрела следующая идея: школа ХХІ века должна быть «очагом культуры и поликультурного воспитания», в котором «обеспечивается духовное развитие ребенка, осуществление перехода от образованного к человеку культурному» [6, с. 24; 7, с. 23; 8, с. 10; 9, с. 18]. Таким образом процесс воспитания ребенка опирается на философский фундамент и реалии жизни.

Культура во всех формах, на всех уровнях индивидуального и общественного сознания, во всех сферах человеческой жизнедеятельности: общества и личности, мировой и локальной, материальной и духовной, политической и физической, государственной и региональной, областной и городской, сельской и этнической – стала могучим процессом всемирно-исторического движения. Процессом, который требует глобального развития научных знаний и профессиональной образованности.

Усиление внимания к проблеме культуры особо востребовано в связи с «упадком духовности, культурных ценностей» [8, с. 11], «разрушением не только природной, но и культурной экологии, ростом преступного мира, нравственного цинизма» [10, с. 9]. А также значением единства образования и культуры, человечности, гуманности, культурности образования. Связывая аспекты философии, педагогики, культурологи, современная теория воспитания входит в общее комплексное педагогическое пространство формирования личности будущего Учителя.

В процессе изучения музыкальных и психолого-педагогических дисциплин бакалавры, специалисты, магистры овладевают целостной музыкальной теорией, методологическими основами музыкального искусства, исполнительским мастерством, что становится основой творческого отношения к работе учителя музыки, избавляет от шаблонов, стереотипов в мышлении, вырабатывает умение пользоваться новейшими методами преподавания предмета, специальной музыкальной, педагогической, научной литературой. Кроме того, определяет оптимальные пути к реализации задач по музыкальному воспитанию у школьников, молодежи.

Система музыкального образования основывается на начальной академической подготовке будущего музыканта или любителя музыки во внешкольных и специализированных общеобразовательных музыкальных учебных заведениях. Особое внимание при этом должно уделяться развитию мироощущения подростков, усвоению фундаментальных знаний культурного наследия. Целью воспитания действующих начальных специализированных художественных учреждений является формирование развитой личности с эстетическим вкусом, привитым детям чувством любви к традициям и культурным ценностям народа. Многогранный информационный, музыкально-теоретический материал позволяет осветить неоднозначность процессов, происходящих в окружающем мире. Многофункциональная структура композиторской, исполнительской, педагогической школы с инновационными методами работы наглядно воплощается в музыкальном репертуаре и обусловливает появление новых прогрессивных методик, учебных пособий, направленных на развитие мышления ребенка. Многонациональная музыка предполагает активный композиторский поиск новой формы, интонации, новых эмоциональных сфер и стилевых тенденций. Принципы данного процесса определены в триаде: культура – понимание – творчество, т.е. в преодолении стереотипов мышления и стереотипов деятельности.

Разработка современных методов психофизиологического исследования процесса воспитания и преподавания музыкального искусства, базирующихся на использовании теории философии, эстетики, психологии, педагогики, повышает динамику аналитического мышления, конструктивное усвоение результатов осмотра, анализа достижений педагогики, ареал распространения традиций и культурного наследия. Критическое осмысление исторических трансформаций и перспектив образования, познания в гуманистическом измерении предусматривает переход к интернальному, саморегулирующемуся типу личности с развернутым мышлением, опорой на авторитет собственного интеллекта. Исходя из вышеизложенного, предложенная тема статьи является актуальной и практически целесообразной.

Музыка относится к искусству исполнительскому, реально существует в живом звучании, основа ее содержания, образов – чувства, переживания людей. Учитель музыки – один во многих ипостасях; писатель, ибо сам составляет сценарий каждого урока; режиссер, потому что каждый урок в какой-то мере премьера; исполнитель главной роли; блюститель порядка и дисциплинированный творческий актер, потому что играет днем четыре – пять представлений, приводя в форму свой исполнительный аппарат; психолог, маг, виртуоз, умеющий сделать урок безразмерным, интересным, вмещающим в себя различные исторические периоды, сложные литературные, научные, теоретические судьбы, эпохальные открытия; властелин дум, врачеватель, духовник. При этом учитель должен умело передавать знания, характер, настроение каждого произведения; должен учитывать особенности восприятия и мышления детей разного возраста, которые приходят к нему на урок; должен быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях; должен быть хорошим организатором; должен отличаться целеустремленностью, энергией, настойчивостью, терпением, снисходительностью; должен проявлять чувствительность, внимание, справедливость, увлеченность, оптимизм, юмор; должен радоваться, гневаться, печалиться, надеяться, обижаться, но тактично, не допускать несправедливости. Преподаватель – учитель – это вечный двигатель человеческой души, а его труд, педагогическое творчество требует постоянно новых средств организации учебного процесса, новых ритмов, новых методов и согласования этих методов с требованиями современности.

Сегодня в нестабильном и требовательном мире музыка занимает доселе невиданное место. Ее непрерывно транслируют по радио, на телевидении, в домах, квартирах, ресторанах, кафе, концертах, филармониях, кино, фестивалях, конкурсах международного, республиканского, регионального характера. Симфония, опера, джаз, инструментальная музыка, поп-музыка, диско, рэп являются неотъемлемыми составляющими современного музыкального искусства. Техничность, интернационализм, демократия, современная технология, микширования, овердаббинг, плейбэк, реверберация, фузз, эхоплекс создают новые звуковые возможности.

Современная музыка использует широкие технические средства, политонический и атонический языки, немузыкальные электроакустические приборы, инструменты. В то же время классическая музыка, как образец сложной культуры, является катализатором общества и объединяет прошлое с будущим, превращает нереальное в реальное – настоящее, которое происходит сейчас, в данную минуту, и длится в будущем.

Музыкальные звуки исцеляют, владеющие мириадами форм и цветов, которые обогащают, укрепляют единство с миром. Особенно важную роль в музыкально-эстетическом воспитании играют произведения, созданные на национальной основе, что объясняется их доступностью восприятия. Воспитательный потенциал национального фольклора в отечественной музыкальной литературе представлен большим самостоятельным разделом, многочисленными обработками народных песен и танцев. В целом фольклорная программность является традиционно доминирующей для детей, песенно-танцевальные и моторные мотивы, лирика и эпос, программная сюита, пьесы.

Развитие музыкального педагогического потенциала было особо плодотворным и результативным в 30-х гг. ХХ столетия. Ч то наглядно отобразилось в произведениях: В. Косенка, Л. Ревуцкого, Ж. Колодуб, В. Кирейко и проч. Данные произведения выполняют важную педагогическую функцию, ибо развивают профессиональные знания, умения и навыки, но и знакомят юных музыкантов с жанровыми особенностями национального фольклора, с песенным календарно0обрядовым циклом.

Таким образом, приходим к следующему выводу, что раскрыть творческий потенциал, способствовать развитию музыкальных способностей, научить через сказку, игровую деятельность переживать музыку, выражать ее в образах, звуках, словах, цвете – вот главные цели и основные задачи, стоящие перед современным учителем музыкального искусства.

Библиографический список:

1. Фицула М. М. Педагогика / Фицула М. М. – Тернополь. – 2002. – 192с.

2. Вишневский А. И., Кобрий А. М. Теоретические основы педагогики / Вишневский А. И. – Дрогобыч. – 2001. – 268 с.

3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Ушинский К. Д.// Избранные педагогические произведения : в 2 т. – Киев : Рад. школа. – 1983. – Т. 1. – С. 43-104.

4. Кузьмив Я. Направления национального воспитания / Кузьмив Я. – Львов. – 1928. – С. 191-194.

5. Педагогика / Под ред. Ярмаченка М.Д. – Киев: Высшая школа. – 1986. – 543с.

6. Сухомлинская А. Современные ценности в воспитании: проблемы, перспективы / А. Сухомлинская // Путь образования. – Киев. – 1996. – № 1. – С. 24-27.

7. Савченко А. Цели и ценности реформирования современной школы / О. Савченко // Путь образования. – Киев. – 1996. – № 1. – С. 20-23.

8. Шинкарук В. Культура и образование: мировоззренческие аспекты / В. Шинкарук // Путь образования. – Киев. – 1996. – № 1. – С. 9-15.

9. Кремень В. Г. Современное образование в контексте реформирования / В. Г. Кремень // Учитель. – Киев. – 1999. – № 11-12. – С. 18-21.

10. Палеха Ю. И. Ключи к успеху, или организационная и управленческая культуры / Палеха Ю. И.-Киев.-Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса. – 2000. – 211с.

11. Выготский Л. С.-Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка/ Выготский Л. С. – Москва: Академия пед. наук РСФСР. – 1967. – 519 с.

12. Гальперин П. Я. К теории программированного обучения / Гальперин П. Я. – Москва: Просвещение, 1967. – 43 с.

13. Талызина Н. Ф.Теоретические основы контроля в учебном процессе/ Талы-зина Н. Ф.-Москва.-Знание.- 1983.-210с.

14. Безпалько В.П. Слагаемые педагогические технологии/ Беспалько В. П.// Концепция информации и биологические системы.- Москва.- Мир.- 1966.-С.37-112.

15. Людкевич С. Основы и значение певучести в поэзии Т. Г. Шевченко/ Людкевич С.-К.: Музыкальная Украина.-1976.-207с.

16. Гринченко Н. Шевченко и музыка/ Н.Гринченко // Изобразительное искусство и музыкальная литература.- К.:Держвидавництво.-1959.-С.304-380.

17. Шевченко Т. Кобзарь/ Шевченко Т.-К.:Днепр.-1994.-687 с.

Источник