Значение музыкального развития для ребенка

Значение музыкального развития в жизни современного дошкольника

    Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в самом человеке.

    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.

    Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека, прежде всего ребёнка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности.

    Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Формирует творческие особенности личности.

    Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

    Палитра же классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.

    Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.

    Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взгляды учёных (Б. В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования великих педагогов показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

    Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

    Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и, чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

    Неоценимое влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка можно обобщить в нескольких тезисах:

 – Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.

 – Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.

 – Музыка – это воспитание характера.

 – Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.

 – Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что вмузыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! (Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи.)

 – Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей» умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. .

Читайте также:  Центр детского развития ребенка детский сад 4 саранск

    Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших школьников
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnoe-razvitie-sovremenogo-doshkolnika-ego-znachimost-i-aktualnost.html
  4. https://doshkolnik.ru/musika/13333.html

Источник

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Как родилась музыка

Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.

А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?

Зачем учить ребенка музыке

Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».

Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.

«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.

«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.

«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.

Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.

Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать

Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?

Читайте также:  Консультация развитие речи ребенка третьего года жизни

Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.

Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:

  • Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
  • Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
  • Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.

Он не умеет петь. Это аргумент?

Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.

При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…

Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя

Музыкальные игры

Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.

Танец

Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.

Слушание музыки

Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).

Пение

Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.

Пару слов для родителей

Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.

Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.

  • Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
  • Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
  • Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
  • Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
  • Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.

Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Читайте также:  Развитие движений ребенка в течении первого года жизни

Источник

Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей

Значение музыки в развитии детей

Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский

Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.

А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

– Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн – чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

– Бетховен, Шуберт, Брамс – чтобы успокоиться;

– Бах от напряжения в отношениях;

– Моцарт, Лист, Хачатурян – для поднятия жизненного тонуса, активности;

– Чайковский, Бетховен – поднимает настроение;

– Бах, Гайдн – уменьшают злобность;

– Чайковский, Дебюсси, Мендельсон – концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

Влияние музыки на развитие ребенка

Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!

Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.

Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко – Вивальди и Баха – содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.

Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы – пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.

Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.

Источник