Значение музыкального искусства для развития ребенка
Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей
Значение музыки в развитии детей
Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский
Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.
Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн – чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;
– Бетховен, Шуберт, Брамс – чтобы успокоиться;
– Бах от напряжения в отношениях;
– Моцарт, Лист, Хачатурян – для поднятия жизненного тонуса, активности;
– Чайковский, Бетховен – поднимает настроение;
– Бах, Гайдн – уменьшают злобность;
– Чайковский, Дебюсси, Мендельсон – концентрация внимания.
Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.
Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.
Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.
Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!
Влияние музыки на развитие ребенка
Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!
Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.
Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко – Вивальди и Баха – содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.
Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы – пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.
Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.
Источник
Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.
Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.
Как родилась музыка
Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.
А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?
Зачем учить ребенка музыке
Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».
Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.
«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.
«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.
«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.
Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.
Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать
Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?
Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.
Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:
- Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
- Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
- Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.
Он не умеет петь. Это аргумент?
Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.
При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…
Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя
Музыкальные игры
Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.
Танец
Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.
Слушание музыки
Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).
Пение
Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.
Пару слов для родителей
Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.
Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.
- Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
- Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
- Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
- Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
- Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.
Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
Источник
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация: В статье раскрываются основные цели и задачи, стоящие перед современным педагогом – преподавателем музыкального искусства. Основной аспект автором сделан на синкретизме музыки, которая объединяет в себе не только непосредственно ноты и звуки, но и историю, философию, психологизм и основные исторические тенденции и события соответствующего периода истории.
Abstract: The article reveals the main goals and tasks facing the modern teacher – teacher of musical art. The main aspect of the author is made on the syncretism of music, which combines not only the notes and sounds, but also the history, philosophy, psychology and the main historical trends and events of the corresponding period of history.
Ключевые слова: идеал; музыка; творчество; учитель; субъект; объект; композитор; исполнитель; познание; образование; интонация; форма; стиль; жанр
Keywords: ideal; music; art; teacher; subject; object; composer; singer; knowledge; education; tone; form; style; genre
УДК 94(5)
Музыка – волшебные мгновения,
Что душе подарят вдохновение.
И переведет через века
Композитора-учителя рука…
Н. Гумилев
В Новейшем мире идеал не существует отдельно от феноменов, субъект неотделим от объекта, все содержится в большом единстве, скрытое раскрывается и трансцендентальная апперцепция, которая служит условием единства явлений, представляет свои формы, законы, взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения, воспроизведения, репродуцирования. Основой единства составляет тезис «Я думаю, Я размышляю, Я понимаю». Ребенок как личность развивается под влиянием окружающей среды: «Субъект воспитания – индивид или группа людей, которые осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на человека или коллектив с целью формирования у них определенных качеств. Объект воспитания – индивид или группа людей, на разум, эмоции и волю которых осуществляется целенаправленное воспитательное воздействие» [1, с. 17]. «В этом процессе формируется модель поведения ребенка в окружающей среде, модель механизма ориентации и саморегуляции, основывается модель развития его духовной сферы» [2, с. 7], а именно – взглядов, убеждений.
Объектом выступают факторы, условия воспитания, а живые личности – преподаватели, взаимодействуя с ними, оценивая их, являются субъектами воспитания. «Религия… семья, законы, литература, музыка, историческая жизнь народа» [3, с. 92], «дом, церковь, народные учреждения, пресса, книга, театр: целое окружающей среды» [4, с. 194], «природа и производство» [5, с. 384], «язык народа, политика, наука, право, искусство… антиобщественные явления»[1, с.6], средства массовой информации, телевидение, стереотипы гендерных ролей и прочее, обусловливающие те знания, которые дети получают о мире. На основании этого базиса формируется индивидуальная «школа познания» в каждом конкретном случае. Одним из направлений современной музыкальной педагогики является усиление культурологического подхода к учебно-воспитательному процессу в музыкальной школе и в образовании в целом. В настоящее время особую актуальность приобрела следующая идея: школа ХХІ века должна быть «очагом культуры и поликультурного воспитания», в котором «обеспечивается духовное развитие ребенка, осуществление перехода от образованного к человеку культурному» [6, с. 24; 7, с. 23; 8, с. 10; 9, с. 18]. Таким образом процесс воспитания ребенка опирается на философский фундамент и реалии жизни.
Культура во всех формах, на всех уровнях индивидуального и общественного сознания, во всех сферах человеческой жизнедеятельности: общества и личности, мировой и локальной, материальной и духовной, политической и физической, государственной и региональной, областной и городской, сельской и этнической – стала могучим процессом всемирно-исторического движения. Процессом, который требует глобального развития научных знаний и профессиональной образованности.
Усиление внимания к проблеме культуры особо востребовано в связи с «упадком духовности, культурных ценностей» [8, с. 11], «разрушением не только природной, но и культурной экологии, ростом преступного мира, нравственного цинизма» [10, с. 9]. А также значением единства образования и культуры, человечности, гуманности, культурности образования. Связывая аспекты философии, педагогики, культурологи, современная теория воспитания входит в общее комплексное педагогическое пространство формирования личности будущего Учителя.
В процессе изучения музыкальных и психолого-педагогических дисциплин бакалавры, специалисты, магистры овладевают целостной музыкальной теорией, методологическими основами музыкального искусства, исполнительским мастерством, что становится основой творческого отношения к работе учителя музыки, избавляет от шаблонов, стереотипов в мышлении, вырабатывает умение пользоваться новейшими методами преподавания предмета, специальной музыкальной, педагогической, научной литературой. Кроме того, определяет оптимальные пути к реализации задач по музыкальному воспитанию у школьников, молодежи.
Система музыкального образования основывается на начальной академической подготовке будущего музыканта или любителя музыки во внешкольных и специализированных общеобразовательных музыкальных учебных заведениях. Особое внимание при этом должно уделяться развитию мироощущения подростков, усвоению фундаментальных знаний культурного наследия. Целью воспитания действующих начальных специализированных художественных учреждений является формирование развитой личности с эстетическим вкусом, привитым детям чувством любви к традициям и культурным ценностям народа. Многогранный информационный, музыкально-теоретический материал позволяет осветить неоднозначность процессов, происходящих в окружающем мире. Многофункциональная структура композиторской, исполнительской, педагогической школы с инновационными методами работы наглядно воплощается в музыкальном репертуаре и обусловливает появление новых прогрессивных методик, учебных пособий, направленных на развитие мышления ребенка. Многонациональная музыка предполагает активный композиторский поиск новой формы, интонации, новых эмоциональных сфер и стилевых тенденций. Принципы данного процесса определены в триаде: культура – понимание – творчество, т.е. в преодолении стереотипов мышления и стереотипов деятельности.
Разработка современных методов психофизиологического исследования процесса воспитания и преподавания музыкального искусства, базирующихся на использовании теории философии, эстетики, психологии, педагогики, повышает динамику аналитического мышления, конструктивное усвоение результатов осмотра, анализа достижений педагогики, ареал распространения традиций и культурного наследия. Критическое осмысление исторических трансформаций и перспектив образования, познания в гуманистическом измерении предусматривает переход к интернальному, саморегулирующемуся типу личности с развернутым мышлением, опорой на авторитет собственного интеллекта. Исходя из вышеизложенного, предложенная тема статьи является актуальной и практически целесообразной.
Музыка относится к искусству исполнительскому, реально существует в живом звучании, основа ее содержания, образов – чувства, переживания людей. Учитель музыки – один во многих ипостасях; писатель, ибо сам составляет сценарий каждого урока; режиссер, потому что каждый урок в какой-то мере премьера; исполнитель главной роли; блюститель порядка и дисциплинированный творческий актер, потому что играет днем четыре – пять представлений, приводя в форму свой исполнительный аппарат; психолог, маг, виртуоз, умеющий сделать урок безразмерным, интересным, вмещающим в себя различные исторические периоды, сложные литературные, научные, теоретические судьбы, эпохальные открытия; властелин дум, врачеватель, духовник. При этом учитель должен умело передавать знания, характер, настроение каждого произведения; должен учитывать особенности восприятия и мышления детей разного возраста, которые приходят к нему на урок; должен быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях; должен быть хорошим организатором; должен отличаться целеустремленностью, энергией, настойчивостью, терпением, снисходительностью; должен проявлять чувствительность, внимание, справедливость, увлеченность, оптимизм, юмор; должен радоваться, гневаться, печалиться, надеяться, обижаться, но тактично, не допускать несправедливости. Преподаватель – учитель – это вечный двигатель человеческой души, а его труд, педагогическое творчество требует постоянно новых средств организации учебного процесса, новых ритмов, новых методов и согласования этих методов с требованиями современности.
Сегодня в нестабильном и требовательном мире музыка занимает доселе невиданное место. Ее непрерывно транслируют по радио, на телевидении, в домах, квартирах, ресторанах, кафе, концертах, филармониях, кино, фестивалях, конкурсах международного, республиканского, регионального характера. Симфония, опера, джаз, инструментальная музыка, поп-музыка, диско, рэп являются неотъемлемыми составляющими современного музыкального искусства. Техничность, интернационализм, демократия, современная технология, микширования, овердаббинг, плейбэк, реверберация, фузз, эхоплекс создают новые звуковые возможности.
Современная музыка использует широкие технические средства, политонический и атонический языки, немузыкальные электроакустические приборы, инструменты. В то же время классическая музыка, как образец сложной культуры, является катализатором общества и объединяет прошлое с будущим, превращает нереальное в реальное – настоящее, которое происходит сейчас, в данную минуту, и длится в будущем.
Музыкальные звуки исцеляют, владеющие мириадами форм и цветов, которые обогащают, укрепляют единство с миром. Особенно важную роль в музыкально-эстетическом воспитании играют произведения, созданные на национальной основе, что объясняется их доступностью восприятия. Воспитательный потенциал национального фольклора в отечественной музыкальной литературе представлен большим самостоятельным разделом, многочисленными обработками народных песен и танцев. В целом фольклорная программность является традиционно доминирующей для детей, песенно-танцевальные и моторные мотивы, лирика и эпос, программная сюита, пьесы.
Развитие музыкального педагогического потенциала было особо плодотворным и результативным в 30-х гг. ХХ столетия. Ч то наглядно отобразилось в произведениях: В. Косенка, Л. Ревуцкого, Ж. Колодуб, В. Кирейко и проч. Данные произведения выполняют важную педагогическую функцию, ибо развивают профессиональные знания, умения и навыки, но и знакомят юных музыкантов с жанровыми особенностями национального фольклора, с песенным календарно0обрядовым циклом.
Таким образом, приходим к следующему выводу, что раскрыть творческий потенциал, способствовать развитию музыкальных способностей, научить через сказку, игровую деятельность переживать музыку, выражать ее в образах, звуках, словах, цвете – вот главные цели и основные задачи, стоящие перед современным учителем музыкального искусства.
Библиографический список:
1. Фицула М. М. Педагогика / Фицула М. М. – Тернополь. – 2002. – 192с.
2. Вишневский А. И., Кобрий А. М. Теоретические основы педагогики / Вишневский А. И. – Дрогобыч. – 2001. – 268 с.
3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Ушинский К. Д.// Избранные педагогические произведения : в 2 т. – Киев : Рад. школа. – 1983. – Т. 1. – С. 43-104.
4. Кузьмив Я. Направления национального воспитания / Кузьмив Я. – Львов. – 1928. – С. 191-194.
5. Педагогика / Под ред. Ярмаченка М.Д. – Киев: Высшая школа. – 1986. – 543с.
6. Сухомлинская А. Современные ценности в воспитании: проблемы, перспективы / А. Сухомлинская // Путь образования. – Киев. – 1996. – № 1. – С. 24-27.
7. Савченко А. Цели и ценности реформирования современной школы / О. Савченко // Путь образования. – Киев. – 1996. – № 1. – С. 20-23.
8. Шинкарук В. Культура и образование: мировоззренческие аспекты / В. Шинкарук // Путь образования. – Киев. – 1996. – № 1. – С. 9-15.
9. Кремень В. Г. Современное образование в контексте реформирования / В. Г. Кремень // Учитель. – Киев. – 1999. – № 11-12. – С. 18-21.
10. Палеха Ю. И. Ключи к успеху, или организационная и управленческая культуры / Палеха Ю. И.-Киев.-Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса. – 2000. – 211с.
11. Выготский Л. С.-Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка/ Выготский Л. С. – Москва: Академия пед. наук РСФСР. – 1967. – 519 с.
12. Гальперин П. Я. К теории программированного обучения / Гальперин П. Я. – Москва: Просвещение, 1967. – 43 с.
13. Талызина Н. Ф.Теоретические основы контроля в учебном процессе/ Талы-зина Н. Ф.-Москва.-Знание.- 1983.-210с.
14. Безпалько В.П. Слагаемые педагогические технологии/ Беспалько В. П.// Концепция информации и биологические системы.- Москва.- Мир.- 1966.-С.37-112.
15. Людкевич С. Основы и значение певучести в поэзии Т. Г. Шевченко/ Людкевич С.-К.: Музыкальная Украина.-1976.-207с.
16. Гринченко Н. Шевченко и музыка/ Н.Гринченко // Изобразительное искусство и музыкальная литература.- К.:Держвидавництво.-1959.-С.304-380.
17. Шевченко Т. Кобзарь/ Шевченко Т.-К.:Днепр.-1994.-687 с.
Источник