Значение монтессори среды для развития ребенка

Значение монтессори среды для развития ребенка thumbnail

Юлия Редькина
Предметно-развивающая среда в педагогике Монтессори

Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей. Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!

Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, которую воспитатель создает, исходя из психологических потребностей ребенка. Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает.

В Монтессори-группе воспитатель не является главным, он редко вмешивается в деятельность детей, наблюдая за ними. Задача Монтессори-педагога — помочь ребенку организовать свою деятельность. Раннее развитие детей становится популярным, и одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта система основывается на уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Основной же целью является продвижение ребенка к самообучению в специально подготовленной среде.Этому способствуют основные принципы методики:

Принцип содействия естественному развитию – взрослый должен содействовать процессу саморазвития ребёнка на основе знания объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком.

Принцип взаимодействия с «подготовленной средой» – содействие естественному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребёнка с «подготовленной средой» – специально созданной развивающей предметно-пространственной и социальной средой.

Принцип свободы выбора в «подготовленной среде» – в «подготовленной среде» ребёнку должна быть предоставлена свобода выбора деятельности.

Принцип индивидуальной активности в учении: мотивационная активность, двигательная активность, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере.

Принцип предметности в учении – в дошкольном и младшем школьном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера.

Один из принципов педагогической системы Монтессориможно выразить коротко: «Помоги мне это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда»: специальные материалы и их особое расположение побуждает ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым.

В нашем ДОУ, как и наверное в любом другом, предметно развивающая среда имеет огромное значение. Именно через окружающую среду ребенок начинает свое развитие. Придя в первый раз в сад и группу дети, конечно же, обращают внимание на красочность, яркость групповой комнаты и игрушки находящиеся в ней.

Еще один метод Монтессори – это самостоятельность то есть минимальное вмешательство в деятельность детей. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

В группе можно увидеть различные развивающие зоны: практической жизни (переливание воды, пересыпание риса, уход за обувью, рамки — застежки, сенсорного развития (звуковые коробочки, цилиндры, розовая башня, рамки и вкладыши, языковая зона (буквы на шероховатой бумаге, деревянные буквы, карточки, математическая зона, знания об окружающем мире (карты-паззлы, к примеру).

Таких зон можно выделить и больше, если пространство группового помещения позволяет это сделать. В моей группе созданы все необходимые зоны для развития детей в соответствии с ФГОС.

Идея педагогики Монтессори мне понятна и я с удовольствием буду применять в своей практике некоторые методы и принципы. В моей профессиональной деятельности принцип самостоятельности, наверное, является одним из основных. Я считаю, что детей к самостоятельности нужно приучать как можно раньше, потому что самостоятельному ребенку будет легче войти во взрослую жизнью. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний.

Источник

Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.

Жизнь и работа

Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.

В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.

Мария Монтессори

В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.

1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.

Мария Монтессори с сыном Марио

6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.

  “Дом ребенка” постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.

Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.

Суть методики

В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.

Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.

Читайте также:  Могилев дошкольный центр развития ребенка 6 могилев

Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.

Мария Монтессори считала : “Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.”

Каким должен быть учитель

“Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку”.

Роль взрослого:

– уважение к личности ребенка;

-помочь ребенку действовать самостоятельно;

– дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.

-создание необходимой предметно-пространственную среду.

Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.

И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.

В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.

Правила:

-«Взял, поработал, положи на место»;

– тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;

– говорить тихо;

-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.

Предметно – пространственная среда

Создание “правильной” предметно-пространственной среды – основа метода.

Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.

Монтессори сад

Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.

Детская комната.

Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для “музея природы” (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).

Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.

зона практической жизни

В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.

В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.

Дети играют в сенсорной зоне.

Игры в математической зоне

Игры в языковой зоне

Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.

Метод Монтессори в России

Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.

В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.

В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.

В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.

Плюсы

– ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;

-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;

-свобода личности;

-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.

Минусы

– творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;

– сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;

– в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;

-недостаточность коммуникации;

– возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.

Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.

Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.

Лучше всего комбинировать разные методики, “взять” из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.

Читайте так же:

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Раннее развитие – плюсы и минусы

Источник

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Читайте также:  Общее развитие ребенка от года до двух лет

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

Читайте также:  Карта развития ребенка 063 у

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источник