Значение матрешки для развития ребенка

Значение матрешки для развития ребенка thumbnail

Cветлана Ивкова
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста

ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.

Познавательное направление

С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активностис детьми проводилась работа:

Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.

Создали в группе мини-музей.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возрастаЗначение матрешки для развития ребенка

Изготовили дидактические игры: «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Игры с элементами- экспериментирования:

Игры с тестом «Вылепили матрешку»,

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Игры с крупой «Соберем матрешку».

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Соберем для матрешки бусы

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Речевое развитие

В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».

Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.

Проводили игры на развитие мелкой моторики: «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Социально – коммуникативное развитие

Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение,и заботу о ней провели:

С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Художественно – эстетическое развитие

Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.

Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

На руку одели куколку – матрешку

Значение матрешки для развития ребенка

Заплясали быстро детские ладошки

Значение матрешки для развития ребенка

Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.

Значение матрешки для развития ребенка

Спрятали за спину милую матрешку.

В прятки поиграют вместе с нами крошки

Значение матрешки для развития ребенка

Глазки закрывает милая матрешка.

Быстро засыпают маленькие крошки.

Значение матрешки для развития ребенка

Физическое развитие

Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,

«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».

Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»

Значение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенкаЗначение матрешки для развития ребенка

Источник

Консультация для воспитателей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка»

Автор: Петрова Ольга Александровна, воспитатель филиала 1 МБДОУ № 137 г. Пензы.
Описание материала: предлагаю консультацию для воспитателей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка». Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям продлённых групп и родителям воспитанников.
Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, из керамики и т. д. Со всеми куклами интересно играть. И у каждой есть своё имя. А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Очень много этих кукол, и продаются они в Москве, Петербурге, в маленьких городах и больших, в посёлках и даже в других странах, а называются все одинаково. Все – Матрёшки.
Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.
В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта понравилась взрослым и детям, она и послужила прообразом нашей матрёшки.

Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.
Первая матрёшка была выточена игрушечным мастером Звёздочкиным из города Сергиев Посад, теперь город Загорск, из дерева и расписана художником С. Малютиным. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. (Девочка получилась розовощёкая, с льняными волосами и в простой крестьянской одежде) За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем – нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая деревенская Матрёна, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – Матрёшка. В 1900 году началось массовое производство матрёшек. В том же году впервые русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже, затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках, где расходились тысячами.
Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки со снопами и серпами, персонажи бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», герои русских народных сказок… Разнообразие матрёшек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно – показательной мастерской за 1911 год значится 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24). Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят её на память о нашей стране. Суть матрёшки остаётся прежней во все времена –дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.
В настоящее время наиболее распространены 3 вида росписей матрёшек. Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская. Хотя в разных городах существует много разных других матрёшек.

Читайте также:  Виды деятельности влияющие на психическое развитие ребенка

Значение матрешки для развития ребенка

Загорские матрёшки плотные, приземистые, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурок. Они более округлые. В разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платках.

Значение матрешки для развития ребенка

Семёновские матрёшки более стройные, вытянутые. Колорит росписи сочетает цвета малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый. Полушалки жёлто – красные. Края украшены ритмичной цепью небольших бутонов. Не похожа она на загорскую и чертами лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом – «бантиком».

Значение матрешки для развития ребенка

Мастера из Полхов Майдана так стремятся украсить свою матрёшку, чтобы буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрывали всю переднюю часть сарафана. В одежде преобладает малиновый и фиолетовый цвета на жёлтом фоне. На голове полушалки с цветами.

Значение матрешки для развития ребенка

Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.

Рекомендуем посмотреть:

Значение матрешки для развития ребенка
История происхождения матрёшки

Значение матрешки для развития ребенка
Конспект ООД в средней группе. История русской матрешки

Значение матрешки для развития ребенка
История появления матрешки на Руси для детей

Значение матрешки для развития ребенка
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы детского сада. Матрёшки

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Источник

Олеся Архипова
Матрёшка в жизни ребёнка

Народная мудрость

«Кто не знает своего прошлого —

тот не имеет будущего»

Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления.Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.

Матрешка – старинная русская забава. Она является интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрешку, таким образом ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Ребенок учится таким понятиям, как большая – маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета.

Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Какова же она, настоящая русская матрешка?

Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет.

Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки

ПОЧЕМУ КУКЛУ НАЗВАЛИ “МАТРЕШКОЙ“?

Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона,среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.

То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной»

Источник

Занятия с матрешками: знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры  с матрешками.

Значение матрешки для развития ребенка

Какие развивающие задачи решают игры с матрешками для малышей?

Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?

  • Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
  • Дети на занятиях с матрешками  осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
  • Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий , а затем повторить действия взрослого).
  • Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
Читайте также:  Значение физкультминуток для развития ребенка

Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.

Покупая матрешку, проверьте чтобы все детали игрушки  можно было достаточно легко снять  и надеть ( бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.

Примерно в 1 год 2 месяца — полтора года можно начать учить ребенка самостоятельно собирать двухместную матрешку, отличать понятия «большая» и «маленькая», «поменьше», «побольше». Примерно в 1 год 9 месяцев – 2 года малыш уже может самостоятельно действовать с двухместной матрешкой и осваивает трехместную игрушку-матрешку, а затем четырех-пятиместную.

Примерная последовательность игр с матрешками – умение ребенка ориентироваться в величине:

Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).

С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъмная.

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.

С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.

С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка соединять двухместную матрешку?

В первой игре с матрешкой  с малышом в возрасте полутора лет лучше всего дать малышу две матрешки – одна большая (из двух частей), а другая – маленькая неразъемная. Мы не только научим малыша складывать матрешку, но и познакомим со словами «большой», «маленький».

Шаг 1. Сначала мы знакомим малыша с матрешкой. Покажите ребенку большую матрешку, расскажите, какая она красивая, яркая, нарядная, в платочке и кофточке (комментированием своих действий мы закладываем основу для накопления слов в словаре ребенка, даже если он еще не говорит). Встряхните матрешку – Ой, гремит! Что же гремит? Откройте матрешку и покажите матрешку – малышку. Закройте матрешку и поставьте две матрешки рядом перед малышом.

Шаг 2. Поиграйте с матрешками в прятки – спрячьте в ладони маленькую матрешку. Где матрешка? Нет матрешки! Раскройте ладони – Вот матрешка! Затем пусть малыш попробует спрятать в ладошках матрешку. Где она? Нет! Где же матрешка? Вот она!

Затем возьмите большую матрешку и попытайтесь ее спрятать в своих ладонях. Большая! Не спрячешь в ладошки!

Попросите малыша показать Вам маленькую матрешку и большую. Маленькую матрешку мы можем спрятать в ладошки, а большую – нет.

Интонационно помогаем ребенку: про большую матрешку говорим более низким голосом, про маленькую – высоким и тонким.

Шаг 3. Откройте большую матрешку, предложите малышу поставить  в нее маленькую матрешку. Попросите ребенка закрыть матрешку второй половинкой. Сами повращайте матрешку, чтобы совместить рисунок на ней. Похвалите матрешку, порадуйтесь вслух — Красивая матрешка.

Шаг 4. Дайте малышу матрешки для его самостоятельной игры. Пусть он попробует достать маленькую матрешку. Затем закроет большую. Поиграет с ними.

Можно разыграть небольшую сценку. Очень важно, чтобы взрослый сопровождал действия с матрешками простыми слогами, которые малыш может повторить, например:  «матрешка ходит топ-топ-топ, матрешка поет ля-ля-ля,  матрешка прыгает скок-скок-скок, матрешка едет на машине биииии- би- би, матрешка упала бух! Бух! Матрешка спряталась ку-ку. Давай позовем матрешку иди-иди, иди-иди» или любое другое действие, которое будет интересно Вашему малышу. Пусть ребенок покажет Вам где большая матрешка, где маленькая.

Стишки и песенки для таких инсценировок даны ниже

Шаг 5.  Матрешку собираем и она уходит гулять или уходит домой: «топ-топ-топ».

Так можно заниматься с матрешками начиная примерно с 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев. Одна такая игра – занятие с ребенком занимает не больше 5-7 минут, и лучше ее повторить несколько раз с разными действиями матрешек в шаге 4.

Если ребенок проявляет интерес к игрушке и легко справляется с заданиями, то можно дать ему в следующей игре трехместную матрешку.

Обыграть игрушку-матрешку  Вам помогут стишки для малышей:

При обыгрывании матрешке используются небольшие песенки, а также стишки со слогами, которые уже может повторить ребенок, договаривая их за взрослым.

Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки
Топ-топ-топ. Топ-топ-топ.
И домой спешили
Маленькие ножки

Дома танцевали
Маленькие ножки
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.

На машине ехали –
До (название игрушки) лошадки доехали.
Би-би-би! Би-би-би!

На машине ехали –
До мамы доехали
Би-би-би! Би-би-би!

На поезде поехали
До папы доехали
Ту-ту-ту!Ту-ту-ту!

На поезде поехали
До мячика доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!

Дождик- дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.

Солнышко – солнышко!
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть

Мы матрешки – все мы крошки, У нас чистые ладошки.
Посмотри, посмотри – на ладошки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – у нас новые сапожки,
Посмотри, посмотри – на сапожки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – вот как пляшут наши ножки.
Посмотри, посмотри – ты на ножки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки, ох, устали наши ножки,
Отдохни, отдохни, посиди, отдохни.

Мы матрешки, все мы крошки, снова пляшут наши ножки,
Посмотри, посмотри, ты на ножки посмотри.

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с  1 года 9 месяцев — 2 л ет .

Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет мальчику

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1.  Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем  и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая, маленькая, а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста:

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) —  кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте  из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой  платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку  нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9.  Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и пр