Значение матрешек в развитии ребенка

Значение матрешек в развитии ребенка thumbnail

Cветлана Ивкова
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста

ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.

Познавательное направление

С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активностис детьми проводилась работа:

Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.

Создали в группе мини-музей.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возрастаЗначение матрешек в развитии ребенка

Изготовили дидактические игры: «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Игры с элементами- экспериментирования:

Игры с тестом «Вылепили матрешку»,

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Игры с крупой «Соберем матрешку».

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Соберем для матрешки бусы

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Речевое развитие

В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».

Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.

Проводили игры на развитие мелкой моторики: «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Социально – коммуникативное развитие

Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение,и заботу о ней провели:

С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Художественно – эстетическое развитие

Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.

Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

На руку одели куколку – матрешку

Значение матрешек в развитии ребенка

Заплясали быстро детские ладошки

Значение матрешек в развитии ребенка

Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.

Значение матрешек в развитии ребенка

Спрятали за спину милую матрешку.

В прятки поиграют вместе с нами крошки

Значение матрешек в развитии ребенка

Глазки закрывает милая матрешка.

Быстро засыпают маленькие крошки.

Значение матрешек в развитии ребенка

Физическое развитие

Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,

«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».

Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»

Значение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенкаЗначение матрешек в развитии ребенка

Источник

Консультация для воспитателей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка»

Автор: Петрова Ольга Александровна, воспитатель филиала 1 МБДОУ № 137 г. Пензы.
Описание материала: предлагаю консультацию для воспитателей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка». Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям продлённых групп и родителям воспитанников.
Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, из керамики и т. д. Со всеми куклами интересно играть. И у каждой есть своё имя. А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Очень много этих кукол, и продаются они в Москве, Петербурге, в маленьких городах и больших, в посёлках и даже в других странах, а называются все одинаково. Все – Матрёшки.
Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.
В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта понравилась взрослым и детям, она и послужила прообразом нашей матрёшки.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в доу

Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.
Первая матрёшка была выточена игрушечным мастером Звёздочкиным из города Сергиев Посад, теперь город Загорск, из дерева и расписана художником С. Малютиным. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. (Девочка получилась розовощёкая, с льняными волосами и в простой крестьянской одежде) За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем – нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая деревенская Матрёна, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – Матрёшка. В 1900 году началось массовое производство матрёшек. В том же году впервые русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже, затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках, где расходились тысячами.
Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки со снопами и серпами, персонажи бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», герои русских народных сказок… Разнообразие матрёшек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно – показательной мастерской за 1911 год значится 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24). Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят её на память о нашей стране. Суть матрёшки остаётся прежней во все времена –дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.
В настоящее время наиболее распространены 3 вида росписей матрёшек. Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская. Хотя в разных городах существует много разных других матрёшек.

Значение матрешек в развитии ребенка

Загорские матрёшки плотные, приземистые, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурок. Они более округлые. В разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платках.

Значение матрешек в развитии ребенка

Семёновские матрёшки более стройные, вытянутые. Колорит росписи сочетает цвета малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый. Полушалки жёлто – красные. Края украшены ритмичной цепью небольших бутонов. Не похожа она на загорскую и чертами лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом – «бантиком».

Значение матрешек в развитии ребенка

Мастера из Полхов Майдана так стремятся украсить свою матрёшку, чтобы буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрывали всю переднюю часть сарафана. В одежде преобладает малиновый и фиолетовый цвета на жёлтом фоне. На голове полушалки с цветами.

Значение матрешек в развитии ребенка

Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.

Рекомендуем посмотреть:

История происхождения матрёшки

Конспект ООД в средней группе. История русской матрешки

История появления матрешки на Руси для детей

Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы детского сада. Матрёшки

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Источник

Олеся Архипова
Матрёшка в жизни ребёнка

Народная мудрость

«Кто не знает своего прошлого —

тот не имеет будущего»

Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления.Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.

Читайте также:  Роль семьи в развитии личности ребенка младшего школьного возраста

Матрешка – старинная русская забава. Она является интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрешку, таким образом ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Ребенок учится таким понятиям, как большая – маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета.

Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Какова же она, настоящая русская матрешка?

Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет.

Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки

ПОЧЕМУ КУКЛУ НАЗВАЛИ “МАТРЕШКОЙ“?

Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона,среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.

То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной»

Источник

Консультация на тему: « Матрешка в жизни ребенка»

«Мы уверены в том, – писала У. Флерина, что  народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая И эта в свою очередь разнимается и представляет еще фигурку, потом еще и еще.

В 90-х годах 19 века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они послужили прообразом нашей матрешки.

Читайте также:  Цели и задачи развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Для ее изготовления используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 году началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли в те времена спроса. Осталась матрешка традиционной формы.

Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами, герои народных сказок. Разнообразие матрешек было довольно велико.

В начале 20 века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

Почему так полюбили  эту куклу,потому что она особенная разбирается на две части. Снимаешь верхнюю, а   внутри еще кукла такая же матрешка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь  – и увидишь такую же матрешку, только еще меньше, и она раскрывается.

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят ее на память о нашей стране. Суть матрешки остается прежней во все времена – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.

Матрешка ценна не только как милая игрушка. Ее можно использовать как средство всестороннего развития личности ребенка.

Матрешку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Матрешка – старинная русская забава. Она является интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость.

Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрешку, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое.

Простое складывание и раскладывание усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем  двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Ребенок учиться таким понятиям, как большая – маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы.

Нужно обратить внимание ребенка на то, во что одета матрешка. Рассмотреть какого цвета платочек, платье. Таким образом,  матрешка помогает изучить цвета.

Матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка.

Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта.

Для того, чтобы  ребенку было интересней и познавательней можно использовать художественное слово: потешки,  песенки  о матрешке.

Мы матрешки, мы кругляшки,

Все мы лаковые, одинаковые,

Как плясать пойдем – только пыль столбом.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички,

Как пойдем плясать и петь, вам за нами не успеть.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут – всех матрешками зовут.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрешечки румяные.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась, больше всех перепугалась.

Далее предложите малышу раскрасить матрешку, нарисованную на бумаге. Используя для этого яркие, сочные краски – гуашь. Дети эмоционально воспринимают и передают цвет, форму, роспись.

Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании.

Спасибо за внимание.

Источник