Значение матери в развитии личности ребенка

«Маму нужно слушать!» Кто бы подумал, что в этих, довольно часто произносимых словах, действительно кроется большой смысл? Исследования показали, что голос мамы — один из важнейших активаторов развития мозга. Конечно, всем ясно, что, услышав голос матери, ребёнок успокаивается. Многие беременные женщины разговаривают со своим ребёнком и замечают, что он реагирует даже внутриутробно. А после рождения такие дети более спокойные и успешно развиваются. Но работает ли это с подрастающими детьми? Оказывается, да. 

Экспериментально доказано, что ребёнок распознаёт голос матери за доли секунды, при этом разные отделы его мозга начинают активно работать. Голос незнакомой женщины такого влияния не имеет. Оказывается, мамин голос влияет даже на обмен веществ. Уровень окситоцина повышается, а кортизола — снижается. Окситоцин участвует в формировании отношений «мать — ребёнок», вызывает благожелательное отношение к человеку, улучшает способность понимать чужие эмоции и настроение. Кортизол же участвует в развитии стрессовых ситуаций и депрессии. Следовательно, под влиянием материнского голоса психоэмоциональное состояние ребёнка стабилизируется, его настроение улучшается, а сопротивляемость стрессу повышается.

Целительную силу материнского голоса подчёркивал российский психиатр Борис Зиновьевич Драпкин — создатель методики «Терапия материнской любовью». Уникальный метод основан на психоэмоциональной общности мамы и ребёнка и лечебных свойствах голоса мамы. Мама даёт ребёнку позитивные установки, что влияет на весь организм ребёнка.

Не менее важен и тактильный контакт матери и ребёнка. Всем известно про «8 объятий в день», но все ли мамы этому правилу следуют? Когда ребёнок маленький, то обычно он получает необходимое количество телесного контакта с матерью, но, по мере взросления, объятий и поцелуев становится всё меньше и меньше. Учёные доказали, что физический контакт положительно влияет на умственное и физическое развитие ребёнка и необходим даже подросткам. Ласковые и заботливые прикосновения родителей (здесь, в отличие от голоса, важны именно оба родителя) стимулируют у ребёнка выработку гормона роста и формирование нервных импульсов (связей между нейронами).

Когда до ребёнка дотрагиваются, формируется его самоощущение. Он осознаёт свою значимость и понимает, что его любят. Но этот процесс имеет и обратное влияние: он стимулирует материнский инстинкт, пробуждает в женщине мать. И для отца физический контакт с ребёнком способствует установлению тесной связи с ним и раскрытие всей палитры отцовских чувств.

Отношения между родителями и детьми нужно строить с первых дней внутриутробного развития и до взросления. Потеря контакта с ребёнком в подростковом возрасте — это следствие недостаточного общения в предыдущие периоды его развития.

Поглаживание, купание, массаж, совместные игры, объятия, поцелуи, разговоры, поддержка, уважение, поощрение… Ребёнок должен постоянно чувствовать родительскую любовь и собственную значимость. Тогда из него вырастет уверенный и самодостаточный взрослый человек. 

Меня зовут Марина Володина, я психолог. Провожу индивидуальные консультации по скайпу и в консультационном офисе в Москве, рядом с м. Баррикадная. Закончила МГУ, имею ряд передовых специализаций по психологии и индивидуальной психотерапии. Стаж практической работы более 17 лет. Я работаю с разными проблемами и задачами: психологическими травмами, депрессией, трудностями во взаимоотношениях, фобиями, паническими атаками, утратой и другими неприятными состояниями и воспоминаниями. Связаться со мной можно по тел/WhatsApp 8 926 909 14 82 или написать на почту vitera2007@ya.ru

Более подробно на моем сайте, где также можно посмотреть копии документов о моем образовании https://resursclub.com/consultancy​​​​​​​ 

Мой инстаграм:

Подписывайтесь на мой канал о профессиональной психологии. И спасибо вам за лайки ❤️                                                    

Источник

О роли матери и отца

 в формировании личности ребенка

Подготовила  

Шевченко  Рауя Рашитовна,

 преподаватель хореографии

МОУ ДО «Шумиловская ДШИ»

Приозерского района

 Ленинградской области       

Исторически сложилось, что отцы  и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми.

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Сегодня в воспитании детей доминирующая роль принадлежит женщине-матери. Она играет важнейшую роль в становлении личности ребенка в целом и в особенности его полоролевой социализации. Мать-женщина – главный воспитатель своих детей.  

Материнство – свойственное женщине осознание постоянной родственной, духовной и моральной связи с детьми, забота об их выращивании и воспитании, смысл личного существования, показатель общечеловеческой и гражданской позиции. Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей.  

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спокойно, уютно с ней? Многие утверждают, что это, прежде всего, любовь к ребенку и… всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. Необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка.

Но есть матери, которые  уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка.

Считается, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.

С помощью матери ребенок прикасается к интеллектуальному миру, духовной реальности, она позитивно воздействует на него, создает благодатную атмосферу для творческого роста.

Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Читайте также:  Тезис об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка

Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, состояния скорее бессознательного, во многом инстинктивного, отцовство – явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий.

Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей.

Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.

Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.

На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это большая ответственность.

Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец, принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми.

Итак, мать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание перед государством. С раннего возраста они формируют личность ребенка. Их долг – воспитать хорошего человека. Достойное поведение родителей в семье служит детям примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость и др. Мать вместе с отцом охраняют и оберегают жизнь своих детей, создают условия для их полноценного развития.

        Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что – плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Родители должны найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Они обязаны сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, – социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.  

Для развития личности огромное значение имеет семья. Она предоставляет ему безопасность, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, здесь он учится действиям и поступкам, подражая другим, сопоставляя себя с ними, слушая разговоры; здесь он формируется как личность. Отсюда семейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности.

Крайне важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.

Список литературы

  1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  3. Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. Л. В. Васильева. – М.: Прогресс, 1986.
  4. Куровская С. Н. Педагогика семье.– Минск: Тесей, 2006.
  5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Кн.2. – М.: Академия, 1999.
  7. Реан А. А. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2002.
  8. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье. – СПб: Питер, 1998.
  9. Бодалева А. А. Семья и формирование личности. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2004.
Читайте также:  Доречевой период развития ребенка с церебральным параличом

Источник

Статья на тему:

«Влияние матери на развитие личности ребёнка.»

(Автор: Енамукова Нафисет Ильясовна учитель математики)

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии,

медицины, биологии поведения, физиологии, психологии. В последнее время

появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность

материнского поведения для развития ребёнка, множественность культурных

и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных

исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как

самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного

подхода для его исследования.

Для ребёнка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является

мать. Мать -это не только тепло, уют, внимание. Это -мир солнца, любви,

добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,

каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие

ребёнка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально,

эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев

лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике

ребёнка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить

в будущем.

Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего

проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаём в полной мере

роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека

обстановка в семье в этом возрасте. А ведь то, каким вырастет человек,

во многом определяется тем, кто держал ребёнка на коленях, вёл его за руку,

пел песни и рассказывал сказки.

Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже

необходимо. От влияния матери во многих отношениях зависит будущий

характер ребёнка, в её руках находится возможность дать его

пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности её священны. В воспитании своих детей мать должна действовать с полным бескорыстием, не стараясь приобрести над ними исключительного влияния, которое могло бы подавить их самостоятельность или дать их душевным способностям одностороннее направление.

Роль матери может исполнять родная мать, свекровь, тёща или даже кто-то

из друзей. Бог даёт нам мать, чтобы она заботилась о нас, кормила и растила

нас. Она отчасти исполняет для нас роль самого Бога. Мать или человек, взявший на себя её функции, ответственен за то, каким вырастет ребёнок.

Религиозные вожди и политики, великие мыслители и художники нередко

говорят о влиянии, которое мать оказала на всю их жизнь. Работа

матери – самый важный, самый тяжкий и низкооплачиваемый труд.

Большинство детей мечтают о нормальных, взаимно удовлетворяющих

отношениях с одним из главных людей в своей жизни — с матерью. Однако

реальность далека от идеала. Проблемы могут возникать в различных областях. Дети испытывают:

  • неспособность к общению с матерью;

  • отказ матери признавать друзей;

  • недостаток свободы, невозможность отделить свою жизнь от материнской, чтобы при этом не утратить её любовь;

  • отсутствие связи с матерью и взаимное непонимание;

  • неумение отказать матери или поспорить с ней;

  • необходимость скрывать своё истинное «я» и изображать совершенство;

  • вину за то, что им не удалось осуществить мечты и ожидания матери;

  • огорчение из-за того, что мать не в состоянии понять их боль;

  • возмущение материнским эгоцентризмом.

Учеными психологами были выделены несколько типов матерей: «Мать-

призрак», «Мать — фарфоровая куколка», «Мать — охотник за скальпами»,

«Властная мать», «Мать — бос». Рассмотрим подробнее эти пять типов

отклонения от правильного процесса воспитания, начиная с недостатка

любви и нежности и заканчивая неумением отпустить выросших детей в

самостоятельную жизнь.

1.Мать – «Призрак».

Мать – «призрак», по большей части физически и морально отсутствующая

мать. Нельзя сказать, что она дурно обращается со своим чадом, но её

чувства в основном всегда закрыты для ребёнка. Он не учится от своей

матери открытости и близости с другим человеком.

Такая мать прибегает к насилию, уничтожая любую возможность контакта,

контролирует эмоции и тем самым не допускает установления тесной связи,

заслоняет своими требованиями подлинное «я» ребёнка. Она оставляет

ребёнка в одиночестве, в результате чего он утрачивает способность доверять

кому-либо, испытывает личные трудности и потому не обращает внимания

на ребёнка. Мать – «призрак» ведёт себя так, что ребёнок не может ничем

поделиться с ней, боясь огорчить или рассердить её.

Общий и печальный итог в любом случае — ребёнок не может установить

такую связь с матерью, которая обеспечила бы ему эмоциональный ресурс,

необходимый для дальнейших отношений с людьми.

Последствиями такого воспитания являются отстранённость, замкнутость, недоверие, враждебность, агрессия, переоценка отношений, пустота, наркотическая зависимость, безнадёжность и бессмысленность

существования.

Невозможно переоценить роль матери в этом процессе. Для ребёнка

единственное утешение в беде — надёжные объятия матери. Когда ребёнку

больно, мать приносит ему облегчение и утешение, и несчастье растворяется

в чувстве безопасности и благодарности. Это должно повторяться

множество раз, и тогда человек научится предвидеть конец своих страданий

и в душе его разовьётся добродетель, именуемая надеждой: умение ждать

несомненной победы добра, невзирая на любые тяжкие обстоятельства.

Теплота и сочувствие являются основой безопасности и доверия, которых

так не достает человеку, выращенному матерью – «призраком». Эти качества

перекидывают мост над бездной и помогают отделившейся части души

перейти из прошлого в настоящее и слиться с целым.

2.Мать – «Фарфоровая куколка».

Мамочка – «фарфоровая куколка» очень легко «бьётся». Она не в состоянии справиться с неприятной или напряжённой ситуацией. Она не умеет

устанавливать границы, контролировать себя и своё окружение, не готова

иметь дело с взрослым миром и в особенности, не пригодна для материнства.

Всё это проявляется в её поведении как матери: проблемы ребёнка подавляют

её, захлёстывают точно так же, как её собственные проблемы. Это становится

очевидным, когда ребёнок выражает какие -нибудь сильные чувства. Хотя

мамочка – «фарфоровая куколка» любит своё дитя, она мгновенно пасует

перед его паникой, яростью, печалью или страхом. Сила этих чувств пугает

Читайте также:  Что является основой полноценного социального развития ребенка

её и она не знает, как с ними быть. Такие матери не замедлят наказать своих

детей за неправильные чувства, часто упрекают своего ребёнка за чересчур

сильные негативные проявления. Мать – «фарфоровая куколка» живёт в

собственном насыщенном болезненными эмоциями мире и воспринимает

всё через их призму. Когда её ребёнок находится в разладе с реальностью,

сквозь эмоции ребёнка для неё проступают её собственные страхи и

растерянность. Неконтролируемое «я» матери поднимается на поверхность,

и это её пугает.

Дети «фарфоровых куколок» неизбежно сталкиваются с проблемами в отношениях с самыми важными для них людьми. Они развивают трудный для себя тип отношений, отвергая близость, в которой нуждаются. Не доверяя своим чувствам, считая эту область жизни опасной, они живут так, словно жизнь сводится исключительно к мышлению. Такому ребенку требуется, чтобы кто-то сдерживал его эмоции. Кроме того, ребенку надо научиться принимать то, что ему дают. Он должен принять любовь, помощь, заботу, в результате чего обретет исцеление.

  1. Мать — «Властная мать»

Не только мать – «фарфоровая куколка» нагружает ребенка проблемами, тянущимися из детства во взрослую жизнь, но и та мать, которая не поощряет в нем самостоятельности, самоидентификации и ответственности. Властная мать постоянно устанавливает контроль за своим ребенком. Она контролирует его везде и во всем. Ни один поступок или решение ребенка не проходит без пристального присмотра матери. Мать не дает ребенку почувствовать вкус жизни. Она решает за него все его проблемы, вплоть до того, в чем ему идти в школу или гулять. Из-за этого у детей подавляется собственная точка зрения, то есть Подавляется собственное «Я».

Впоследствии ребёнок становиться неспособным говорить «нет», у него

появляется страх перед близостью и боязнь отдать себя, состояние тревоги и приступы паники. Такой ребёнок безответственный, неорганизованный, он склонен винить других.

Властная мать не позволит ребенку вести собственную жизнь, отделиться, отойти от нее, сделать шаг в сторону или поперек, в результате чего произойдет одно из двух: либо ребенок будет сломлен, либо он будет бороться с матерью, утверждая свою личность.

  1. Мать – «Охотница за скальпами»

«Охотница за скальпами» не допускает, чтобы ее ребенок испытывал негативные эмоции, признавал свои утраты. Идеальному человеку не пристало переживать чувство вины или стыда, неудачи и потери. Выросшие дети «охотницы за скальпами» хранят такой образ своего идеального «Я», который даже не назовешь человеческими. Их идеальное «Я» не испытывает нормальных человеческих чувств: слабости, страха, гнева.

Такая мать хочет, чтобы ее ребенок был абсолютно идеален. Она не допускает проявления слабости у своего чада, сдерживает самоуверенность ребенка, помогает ему отказаться от идеалистических представлений о себе и о мире, оживляет разные стороны ребенку: как хорошие, так и дурные. Мать — «охотница за скальпами» хочет, чтобы ее ребенок был поводом для гордости, независимо от того хочет он этого или нет.

Дети, воспитываемые такой матерью, испытывают тревогу, вину, стыд, часто впадают в депрессию, появляются вредные привычки и зависимость. Выросшие дети «охотниц за скальпами» часто стараются как можно лучше подать себя при общении. Можно сказать, что другой стороной своей личности они не располагают. Они изо всех сил стремятся угодить партнеру и ни в чем его не разочаровать, они всегда начеку, чтобы не допустить ошибку и не обнаружить свои недостатки.

  1. Мать – «Босс»

Хорошая мать не только питает ребенка — она смотрит на него также с точки зрения будущего, то есть она постоянно помнит, что в ребенке скрывается взрослый человек. Она всеми силами старается вывести эту взрослую личность на свет.

Хорошая мать хочет, чтобы сын или дочь стали равными ей и любому другому человеку. Она помогает развитию равноправной личности друга, а не большого ребенка. Проблема равенства здесь связана с выходом в мир зрелой по-взрослому функционирующей личности. Другими словами, властная мать наносит рану в самое средоточие самостоятельной личности ребенка, а мать – «босс» подрывает его способность стать независимым, нормально функционирующим взрослым человеком. Мать учит ребенка подчиняться властям на собственном примере, ведь она сама соблюдает правила. Она не будет постоянно ворчать на своего босса, она платит налоги и принимает наставления церкви, которую сама себе выбрала. В тоже время мать утверждает и свой авторитет по отношению к семье, устанавливая домашние правила и требуя, чтобы им следовали. Мать учит ребенка сомневаться в авторитетах и принимать их, избегая двух крайностей: она не хочет вырастить ни робкого подлизу, нуждающегося в постоянном одобрении «сверху», ни вечного мятежника, неспособного работать в команде.

При таком воспитании ребенок постоянно ощущает себя ниже других. Ему кажется, что он не в состоянии принимать решения, и он предпочитает передоверить руководство другим людям. Он боится вызвать раздражение, обнаружить хоть какие-то способности, соображение, силу. Он так страшится неодобрения , что готов лебезить. Они отказываются от успеха, хотя по объективным данным вполне могут на него рассчитывать. Существует еще и другое проявления ребенка. Он ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их действия. На самом же деле он тоже чувствует себя « младшим», но усвоенный им стиль общения позволяет компенсировать это ощущение. Иногда оба стиля проявляются одновременно.

Чтобы войти в мир взрослых, ребенок обязан научиться общаться с другими людьми, а не только с мамой. Он должен узнать, как следует завязывать отношения с людьми разного возраста того и другого пола, совершенно неодинаковыми по характеру и склонностям. В основном ребенку предстоит иметь дело со сверстниками. Нужно научиться вкладывать эмоциональный «капитал», приобретенный в отношениях с родителями, в те связи , из которых в свое время вырастет новая семья, дружеский круг, церковная община, группа поддержки, трудовой коллектив. Мать должна активно способствовать зарождению и развитию этой дружбы, хотя именно с помощью этих связей ребенок в свое время покидает отчий дом.

Исходя из выше сказанного, материнская любовь содержит и удовольствие , и страх, и боль, и агрессию, и раздражение, и мечты. Данные качества у нее есть в «разной пропорции». Ее отношения можно расположить на прямой от ненависти – через равнодушие – к граничащей с безумием восторженности. Представление о « достаточно хорошей матери» включает в себя необыкновенно тонкое сочетание самоотверженности и эгоизма, способности предоставить ребенку безграничную поддержку и любовь и своевременное ограничение своей опеки.

Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно провести ту границу, когда «включилось» хотя бы частичное осознание важности влияния матери во взаимодействии с ребенком.

Источник