Значение логоритмики в развитии ребенка

Значение логоритмики в развитии ребенка thumbnail

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Логоритмика как метод развития речи

Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Деткам с нарушениями речи необходима логоритмика

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Даже непоседы любят логоритмику

Правила проведения логоритмических занятий

Основные правила для проведения логоритмических занятий – это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

Читайте также:  Роль предметно развивающей среды в развитии ребенка дошкольника с

Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.

Логопед по Skype

  • слуховое внимание;
  • музыкальный, тембровый, динамический слух;
  • движения в пространстве;
  • мелкую, общую моторику, мимику;
  • кинестические ощущения;
  • навык правильного употребления звуков в разных формах;
  • согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.

Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.

Источник

Все вокруг нас живет в определенном ритме: смена дня и ночи, времен года, сердцебиение…еще древние греки заметили, что ритмические движения способствуют гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Позже к ним подключились и известные биологи и врачи – они доказали, что регулярное выполнение определенных движений в определенном ритме под музыку способно побороть самые разные заболевания, существенно улучшая не только самочувствие, но и «боевой дух» пациентов. Так возникла лечебная ритмика.

Логопедическая ритмика

Она отличается от лечебной тем, что упражнения сопровождаются речью, и получается единство 3х компонентов: движения, речи и музыки. Именно этот «коктейль» способен благотворно влиять на речь детей, делать ее плавной и разборчивой, и даже устранять заикание.

Почему это происходит? Речь – очень сложный процесс, и координированная работа дыхания, мышц и органов ротовой полости, нервной системы и восприятия может дать сбой, особенно в непростой период быстрого развития речи. А речь, музыка и движения, пронизанные единым ритмом, помогают «настроить» речевую систему на правильную и дружную работу.

Может показаться, что логоритмика – это что-то новенькое, а между тем первые занятия в группах начались еще в 30х годах прошлого века! Но особенно логоритмика пришлась по вкусу современным родителям: зачастую они, не имея времени и сил водить чадо на ЛФК, развитие речи и музыку, с удовольствием выбирают «три в одном».

Зачем это надо?

Итак, логоритмика помогает красиво и правильно говорить. Но на что она еще способна?

1. Прежде всего, занятия логопедической ритмикой отлично развивают общую и тонкую моторику, особенно координацию движений. Также она способствует нормализации мышечного тонуса, как всего тела, так и отдельных групп мышц, и развитию речевого дыхания.

2. Еще логоритмика развивает внимание, память и восприятие, особенно слуховое (очень важное для усвоения речи и иностранных языков).

3. Ну и, разумеется, она благотворно влияет на физическое развитие: активизирует мышцы и суставы, формирует двигательные навыки.

4. В последнее время специалисты заметили, что логопедическая ритмика помогает улучшить психоэмоциональное состояние малыша: при этом непоседливых и возбудимых крох она успокоит, а медлительных и «заторможенных» наоборот, растормошит.

Куда податься?

Можно отдать малыша на попечение профессионалам в группу при ДОУ, поликлинике или центре, а можно заняться логоритмикой и дома – для этого понадобится лишь немного места, удобная одежда хорошее настроение!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является то, что для занятий не надо быть спортсменом – все используемые движения достаточно просты и не требуют физической подготовки. Можно смело привлекать бабушек и дедушек!

Трудно сказать, где занятия эффективнее: в группе детей или дома с мамой. Конечно, в коллективе больше возможностей для подвижных игр и хороводов; там малыш может найти себе новых друзей и вообще – вместе веселее. Но даже самый замечательный педагог не в состоянии уделить каждому ребенку столько же внимания, как при индивидуальных занятиях, кроме того, в группах часто есть план логоритмических занятий, и подстраиваться конкретно под вашего ребенка никто не сможет.

Дома Вы сами решаете, как, сколько и чем именно заниматься, а в знакомой обстановке малыш чувствует себя комфортно и раскованно. Из последнего вытекает главный минус домашних упражнений – некоторые ребята отказываются воспринимать маму и близких как «начальника» и потому могут не выполнять ваши указания. Оптимальным решением будет начать заниматься дома, а когда чадо вольется в процесс, освоит основные движения, научиться слушать музыку – тогда можно смело отправлять его в свободное коллективное плавание. Советую прочитать правила занятий логоритмикой дома, чтобы процесс шел гладко и эффективно.

ВАЖНО: Отдавая наследника в группу логоритмики, проследите, чтобы на занятиях использовалась музыка, а проводили их специалисты-логопеды.

Примеры заданий и упражнений для детей можно найти вот тут (для деток с рождения до 2.5 лет) и вот тут (для детей 4-6 лет)

Больше полезных статей о детском развитии – на моем канале.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!

Источник

Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Муз. руководитель Кутузова И.С.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП России было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова)

Читайте также:  Как узнать что ребенок отстает в развитии 3 месяца

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (аналог нашей сороки – белобоки) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токуазиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка .

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

Так, в процессе многолетней работы с речевыми группами детей, я пришла к выводу что: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев у ребенка отстает, то задерживается и его речевое развитие, и двигательное, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогав, показав что либо движение, поэтому дети часто заменяют им снова или дополняют их. Я пришла к заключению важности и необходимости пальчиковых игр и ритмодекламаций в развитии ребенка, и включении их в музыкальное воспитание детей нашего детского сада.

Песни, попевки, потешки для пальчиковых игр, написанные в увлекательной игровой форме, содержат яркий музыкальный материал, который доставляет радость воспитанникам.

Содержание пальчиковых игр доступно детскому пониманию. Через игру, как основной вид деятельности, приобщаю детей не только к прекрасному искусству – музыке, но и развиваю навыки полноценно, свободно двигаться и разговаривать.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В то же время пропевание потешек, стихов, с их четким ритмом, помогает улучшить у ребенка координацию движений, а координируя движения мелкой моторики ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонацию и ритм.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации в этом процессе неоцинимы. Они как бы отражают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе включения музыкальных пальчиковых игр в музыкальную деятельность я заметила, что у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, в более яркой форме пропевать знакомую песню, попевку.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации интересны ребенку не только в плане услышать новый стишок или песню, но они интересны для него тем, что он сам показывает в ней каждое слово жестом, как бы оживляет текст, осознает, почувствовав его через движения.  Часто приходя на музыкальные занятия дети сами просят поиграть в полюбившуюся игру.

Ребенок сам включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Он представляет себя героем (кошечкой, ежиком, птичкой, снежинкой), действует, двигается, поет от лица героя, полностью перевоплощаясь в конкретный сценический образ. Даже если у ребенка что – то не получается, то он видит здесь не себя, а неумелого «котенка», «колючего ежика» и т. п. Это обстоятельство не сковывает ребенка, а напротив, увлекает его. Он помогает в процессе игры научить своего героя двигаться легко и умело, петь эмоционально, с увлечением. Это еще и психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощенных детей.

Движения, в сочетании  с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации развивают речь ребенка, двигательные качества и пространственное мышление, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), концентрируют внимание, развивают воображение, а так же воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность образа посредством пения и жеста.

Таким образом – развивая моторику рук мы развиваем мозг ребенка.

Источник

Авторы: Коваль Ирина

Среди разнообразия развивающих кружков и занятий для детей, часто можно встретить «Занятия по логоритмике» или «Логопедическая ритмика». Многие родители даже не представляют, что скрывается за этими словами. Что это за занятия? Какую пользу они приносят детям?

Логоритмика — это система музыкально-ритмических упражнений. Они включают в себя слово, движения и музыку.

Занятия по логоритмике помогают ребенку в развитии речи. Также это эффективная методика по предупреждению речевых нарушений: тахилалии (слишком ускоренный темп речи) и брадилалии (замедленная речь).

Логоритмические занятия часто называют терапевтическими. Ведь цель данных уроков — предупреждение и преодоление речевых нарушений, что достигается путем воспитания и коррекции двигательной сферы ребенка при помощи слов и музыки.

Логоритмика помогает малышам научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях — уменьшить проявления или даже избавиться от такой проблемы, как заикание.

Читайте также:  Центр развития ребенка на братиславской

Логоритмика способствует развитию:

  • памяти — зрительной, слуховой и двигательной. Необходимо запомнить положение пальцев, последовательность движений, а также стихи;
  • внимания — ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;
  • восприятия — развивается слуховое восприятие, так как движения должны совпадать с музыкой и словесными инструкциями, которые получает малыш;
  • крупной и мелкой моторики — пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. А это способствует развитию мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. И в конце концов после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма;
  • ориентации в пространстве — все предметы в пространстве ребенок воспринимает с учетом положения своего тела. Это и служит исходной точкой для создания и контроля разнообразных пространственных образов. Упражнения воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речи, в том числе задержку речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание и др.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, а также учат общению со сверстниками.

В последнее время логопеды и психологи рекомендуют детям среднего дошкольного возраста посещать занятия по логоритмике. Потому что логоритмические занятия очень хорошо влияют на психоэмоциональное состояние. Неугомонные, непоседливые, легко возбудимые малыши становятся более спокойными. У медлительных, задумчивых, мечтательных детей ускоряется реакция. Так для кого же будут полезны занятия по логоритмике?

Логоритмические занятия в первую очередь будут полезны детям, у которых:

  • заикание или наследственная предрасположенностью к нему;
  • чересчур быстрый или медленный темп речи, а так же речь прерывиста;
  • недостаточно развита моторика и координация движений;
  • дизартрия, задержка развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • речевой негативизм;
  • из-за частых болезней сильно ослаблен мышечный тонус.

Полезными занятия логоритмикой будут и детям, которые находятся в периоде интенсивного формирования речи. Это возраст от 2,5 до 4 лет.

Как проходят занятия?

Ритмика, в том числе и логопедическая, обладает необычными свойствами. В ее основе лежит абсолютная простота. Все задания, которые даются, без проблем может выполнить любой карапуз, не имеющий специальной подготовки.

Упражнения основаны на подражании. Специалист показывает, а ребенок повторяет. Речевой материал специально заучивать не нужно. Главное — все делать без спешки. Все происходит постепенно. По мере возрастания возможностей и способностей крохи. Вначале текст произносит только специалист. Таким образом он побуждает малыша к повторению. Постепенно к проговариванию подключается и ребенок. Когда карапуз будет готов повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

Таким способом проходит и работа над развитием крупной и мелкой моторики ребенка, дыхания и его мимики.

Как часто необходимо заниматься?

Занятия логоритмикой рекомендуется посещать два раза в неделю. Детям, которые заикаются, необходимо заниматься 3-4 раза в неделю. Быстрого эффекта ожидать не стоит. Говорить о результатах можно будет как минимум через полгода (а то и год).

С какого возраста рекомендуется начинать занятия?

Каждый родитель может заниматься логоритмикой со своим ребенком самостоятельно — начиная с 3-месячного возраста малыша. Только такие занятия будут носить пассивный характер. Читайте малышу стишки или потешки. Во время чтения отхлопывайте ритм ладонями. Когда ребенок станет постарше, помогайте ему ритмично хлопать ладошками или отстукивать ритм кулачками по столу, поднимать и опускать руки, когда малыш услышит необходимые слова.

В возрасте от 2,5 лет рекомендуется продолжить логоритмические занятия в группах, потому что в родных стенах малыш может запросто отказаться выполнять задания. Большинство детей не воспринимает маму как «учителя»! В группе ситуация заметно меняется.

Во-первых, есть авторитет взрослого, который не поддается на детские манипуляции.

Во-вторых, в коллективе сверстников весело и интересно. Именно в этом возрасте детям необходимо совершенствовать свои двигательные навыки, учиться говорить и общаться. Поэтому данным навыкам обучают детей на уроках логоритмики в возрасте от 2,5 до 4 лет.

Но если у малыша есть нарушения двигательной сферы или задержка в развитии, в этом случае рекомендуется индивидуальные занятия.

Подводя итоги всего выше сказанного, можно утверждать, что музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально-ритмические движения выполняют расслабляющую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Терпения вам, заботливые и любящие родители!

опубликовано 17/10/2019 16:55
обновлено 26/10/2019
— Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Особенные дети и их семьи, Развитие речи

Источник