Значение колыбельных песен для развития ребенка
Колыбельная песня – как много в этих звуках! Тепло и внимание, заботу и нежность, искреннюю привязанность и неисчерпаемую любовь передают родители своим малышам через эти простые и столь важные мелодии.
У меня две дочки и они обе, пока были маленькими, очень любили слушать мое пение перед сном, по крайней мере, мне так казалось. И могу сказать на собственном опыте, что это хорошо сближает.
Во-первых, во время исполнения колыбельной песни успокаивается не только ребенок, но и родитель – тихие напевы действуют умиротворяюще. Во-вторых, что может быть лучше и прекраснее спящего на руках младенца!
Дети очень быстро вырастают, поэтому нужно успеть дать им свою любовь и тепло – в частности через народные колыбельные песни. Тогда, я думаю, неразрывная связь с ребенком сохранится на всю жизнь.
В моей заметке вы сможете не только почитать о народных колыбельных песнях, но и насладиться их звучанием.
Что такое народные колыбельные песни: историческая справка
Вполне возможно, что сколько человек существует на этой планете, столько и сопровождают его эти простые напевы. Ведь корни возникновения народных колыбельных песен уходят в глубокую древность, когда люди даже представить себе не могли современные блага нынешней цивилизации.
Могу предположить, что в пещерное время мама своему ребенку не пела, а скорее всего, просто издавала тихие, спокойные звуки в ритме укачивания, один раз попробовав и уяснив для себя, что они успокаивающе действуют на дитя.
Позже эти мелодии перестали быть лишь усыпляющими мотивами – у них появилась функция заговоров (оберегов) от напастей, болезней и горя, от всего зла, с которым ребенок мог встретиться на протяжении своей жизни. Ведь каждый день мог стать для него последним, кругом подстерегала опасность: дикие звери или враги из соседнего племени.
Конечно с того времени совершенно не сохранилось упоминаний о колыбельных песнях. Выяснить, что в действительности пелось в них и какие образы использовались, стало возможно только после изучения образцов письменности.
Изучением колыбельных песен и их видов в России стали заниматься относительно недавно, примерно 200 лет назад. Для этого специалисты ездили и собирали песни по деревням, записывая слова и мелодии.
Причем происходило это, думаю, не специально, а вкупе с другими народными обрядовыми песнями. Не было цели собрать именно колыбельные, так как считалось, что это не столь значимый материал, как, например, свадебные, трудовые, солдатские и другие песни.
Среди собирателей фольклора самыми известными являются: писатель и этнограф Владимир Иванович Даль; писатель и переводчик Пётр Васильевич Киреевский; музыкант и исполнитель Митрофаан Ефиимович Пятницкий; революционер и этнограф Иван Александрович Худяков.
После изучения подобного материала у разных народов стало ясно, что в простые напевы колыбельных песен вкладывались внутренние переживания и надежды матерей на то, какими вырастут их дети.
Каждой из них, конечно, хотелось, чтобы мальчики стали добрыми, сильными и смелыми воинами, а девочки стали красивыми и могли подарить здоровое потомство своему народу.
У некоторых народов было принято, чтобы мать придумала своему ребенку индивидуальную колыбельную песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Заключенные в ней слова-пожелания были для него оберегом и придавали сил в тяжелые времена.
Существовали в то время и такие колыбельные песни, которые, как считалось, помогали быстрее отойти в мир иной больному ребенку. Могу предположить, что делалось это из-за высокой смертности новорожденных: ведь лечения особого, кроме заговоров, не производилось, поэтому из жалости родители пели такие песни.
Разновидности колыбельных
Сюжеты народных колыбельных песен весьма разнообразны и на практике они зависят от настроения мамы, ее внутренних переживаний, чаяний и желаний. Различается несколько направлений.
- Колыбельная-просьба.
- Колыбельная-убеждение.
- Колыбельная-угроза.
- Колыбельная-повествование.
- Колыбельные-грёзы.
- Колыбельная-молитва.
Многие родители согласятся, что когда ребенок вечером очень долго засыпает, то это очень изматывает. Причины могут быть разные: яркий, насыщенный впечатлениями, день или наоборот – малыш много спит днем. В таком случае большинство мам предпочитают петь именно колыбельную-просьбу, упрашивая в них ребенка поскорее успокоится и уснуть.
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
В таких колыбельных песнях сюжет построен на том, что в доме все уже давно спят – и родные, и животные. А раз они уже в постели, то и малышу пора уснуть.
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок…
Такие песни сочинялись, видимо, по той причине, что остальные виды колыбельных уже не работали. Не знаю, зачем еще было народу сочинять колыбельные-страшилки для своих любимых чад.
Конечно, в наше время детей подобными текстами не запугать, но в прошлом малыши были более впечатлительные, и подобные напевы действительно могли на них действовать. В них говорилось про разных страшных зверей, про плохих и злых людей, про бабайку, который приходит и забирает непослушных и долго не засыпающих детей.
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю –
С краю свалишься, переплачешься.
Придёт серенький волчок, тебя схватит за бочок,
тебя схватит за бочок и утащит во лесок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
Где волки воют, детям спать не дают.
В подобных напевах мама, бабушка или няня рассказывали ребенку о том, что происходит сейчас дома. В крестьянских домах всегда было работы невпроворот, поэтому перечисляли дела, которыми будут заниматься члены семьи, после того как малыш уснет.
Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Бабушка — коров доить,
Дедушка — дрова рубить,
Братец — печку растоплять,
А я Катеньку качать, аа – а, аа- а…
В них рассказывается о том, что малыш увидит в своих сновидениях. О добрых сказочных героях, о полетах и путешествиях, о возможности увидеть все, о чем он мечтает.
В сказке можно покататься на луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы…
В зависимости от веры родителей тексты подобных напевов были разными. Схожи в одном – все они были наполнены просьбами о том, чтобы их любимые малыши росли здоровыми, сильными, крепко спали и были послушными.
Успения Мать,
Уложи младенца спать
На тесовую кровать…
Мимо ангелы летели,
Сына крылышком задели,
Сына крылышком задели,
Сыну спать дольше велели…
Образы в колыбельных песнях
Вне зависимости от места проживания, языка, цвета кожи и верований, в народных колыбельных песнях присутствуют схожие образы и персонажи.
- Довольно часто в них пелось о различных предметах быта, которые окружали ребенка в доме, объяснялось их назначение и применение. Повседневная работа членов семьи и праздники также были темой для колыбельных.
- Еще в этих песнях рассказывалось об окружающем мире: о звездах, луне и солнце, ветре и дожде, цветах и деревьях. В них воспевалась красота и сила природы.
- Постоянными героями колыбельных были домашние животные, среди которых особо выделялся кот. Его усыпляющее урчание и тепло благотворно действовало на ребенка, его проказы и шалости были темой для песен, сами эти животные считались оберегами от сил зла. Не менее популярными в колыбельных напевах были петушки и курочки, собачки, коровки, овечки и лошадки.
- Нередко можно встретить в текстах этих песен и представителей дикой природы. Это медведи и волки, лисы и зайцы, птицы и даже лягушки. В основном о них пелось как о защитниках и покровителях, охраняющий здоровый сон ребенка.
- Есть колыбельные, в которых главными героями выступают страшные сказочные герои – Мамай, Бабай. Считалось, что страшилка перед сном отпугивает плохие сны и болезни, поэтому если ребенок часто плакал во сне или заболел, то такие напевы были одним из проверенных народных средств от подобных недугов.
- Дрема и Угомон – сказочные герои, которыми пугали непослушных малышей, не желающих засыпать. В таких колыбельных песнях пелось о том, что эти персонажи обязательно забирают таких вредных ребятишек и никогда не отпускают.
- В зависимости от вероисповедания родителей в колыбельных песнях разных народов часто присутствовали религиозные образы, которые знакомили малышей с немаловажной частью семейного уклада.
Колыбельные разных народов мира
Во всем мире миллионы матерей, отцов, бабушек и дедушек укладывают спать своих детей с помощью умиротворяющего ритуала пения и раскачивания младенца.
Этот обычай существует во всех культурах, начиная с самых ранних дней человечества – кажется, он проистекает из фундаментальной, глубоко человеческой потребности сопровождать самых маленьких, когда они засыпают, чтобы дать им чувство безопасности и принадлежности к своему роду.
Есть много сходств между колыбельными разных народов, но также много контрастов между отдельными регионами и континентами. В течение некоторого времени русские матери пели свои «баю, баюшки, баю», а южноафриканские бабушки и дедушки усыпляли малышей под «тула баба».
Далее я немного расскажу вам о колыбельных разных народов мира, а вы сможете бесплатно послушать эти песенки онлайн.
Русские народные колыбельные песни
В них встречается очень много персонажей-животных, например: кот, волк, заяц, птицы и другие. Также присутствуют сказочные образы Дрёмы, Бабайки и т.д. В связи с поголовной воцерковленностью в то время, часто в колыбельных можно было услышать слова мольбы к Богу, ангелам и святым.
Русские колыбельные песни были наполнены любовью, заботой и надеждой на то, что ребенок вырастет здоровым, сильным и счастливым. В крестьянских семьях няня или мама во время укачивания ребенка в люльке почти всегда одновременно занималась рукоделием.
В спокойные русские напевы вкладывалась любовь и мудрость поколений, которая воспитывала в малышах доброту и уважение к старшим. Подрастая, ребята сами становились нянями и, перенимая семейные традиции, исполняли своим младшим братьям и сестрам знакомые с детства напевы.
Украинские и белорусские народные колыбельные песни
Напевы украинских и белорусских колыбельных очень схожи с русскими. Даже смысл текста песен может быть понятен без перевода из-за схожести языка. Они такие же протяжные, нежные и певучие.
Украинская колыбельная называется «колисовка», а белорусская – «колыханка». В их основе использовались воспитательные образы. Они рассказывали о мужестве, решительности и стойкости мужчин, о красоте, чистоте и трудолюбии женщин.
Армянские и грузинские народные колыбельные песни
Эти песни протяжные и очень мелодичные. Однако это не просто успокаивающие мелодии – в них воспеваются героические подвиги предков, рассказывается о чести и достоинстве, храбрости и силе духа. Причем колыбельные песни по этой теме пелись для мальчиков.
Девочкам часто пели о материнстве и супружестве, мире и уюте в доме. Воспевалась женская красота и житейская мудрость. Уже с младенчества детей приучали почитать и хранить традиции своего народа.
Английские народные колыбельные песни
В отличие от мелодий кавказских народов, в английских колыбельных песнях не пелось об истории народа, о боевых сражениях и победах, не прославлялись подвиги героев. В них так же, как и в русских напевах, часто использовались образы разных животных.
В них пелось о родительской любви и заботе. Добрые сказочные существа были частыми персонажами мелодичных английских колыбельных песен.
Венгерские народные колыбельные песни
Венгерские народные колыбельные песни наполнены целыми сказочными историями о волшебных существах и природе. В них часто пелось об уснувшем небе, звездах и луне.
В лиричных и напевных мелодиях венгерских колыбельных можно было услышать истории о лесных животных, уснувших пастушках и их многочисленных стадах, рассказы о сказочных снах.
Польза колыбельных песен для малыша
О чём бы ни пелось в колыбельной песни, главным всегда был успокаивающий эффект. Проводилось целое исследование на тему влияния колыбельной песни на ребенка и родителей, в ходе которого был выявлен и доказан ряд положительных терапевтических эффектов. В частности:
- дети, вне зависимости от пола, одинаково восприимчивы к колыбельным песням;
- колыбельные песни укрепляют иммунную систему. Учеными доказано, что дети, которым поют перед сном, меньше подвержены вирусным заболеваниям;
- как и детей, так и самих родителей, колыбельная успокаивает и расслабляет;
- голос мамы или папы придает ребенку уверенность и доверие к окружающему миру;
- спокойные и нежные напевы колыбельной песни укрепляют нервную систему и развивают головной мозг.
Повторюсь, что это не пустые слова, а доказанные учеными из разных стран факты! Польза народных колыбельных песен для малыша очевидна.
Возрастные рекомендации
Ребенку до трех лет важно, чтобы родители сопровождали колыбельные песни простыми, понятными словами – это помогает малышу освоить речь. Народный фольклор идеально подходит для этих целей.
С трех лет возможно использование в качестве колыбельных не только песни, но и записи инструментальных спокойных мелодий.
Детям старшего возраста можно включать записи колыбельных исполненных голосом других исполнителей, главное, в этом возрасте присутствие родителей рядом.
Колыбельные песни очень важны в жизни маленького человека. Они не только успокаивают его, но и очень сближают с родителями.
Вывод
Многочисленные народные колыбельные песни не дают нам возможности отказаться от их исполнения своим малышам. Ведь сегодня любой человек может найти для себя ту самую колыбельную, которая будет передавать частичку любви вашему ребенку с помощью магии слов и волшебного, плавного напева.
И совет папам — не стоит стесняться своего голоса, даже если кажется, что вам «медведь на ухо наступил» – напевать своему ребёнку стоит однозначно! Поверьте, ребенку не так важно, как вы поёте, намного важнее просто слышать ваш успокаивающий голос!
Эта заметка, как и все другие на моем онлайн-дневнике, создана благодаря моему участию в проекте «Одна семья».
Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы относитесь к народным колыбельным песням? Какие вы знаете? Желаю вам семейного благополучия и удачи вам во всех делах! С уважением, Соколов Павел.
Источник
Людмила Андреева
Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста
«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила
музыкальный руководитель
«Болоховский центр образования №1»Андреева Л И
“Песня матери – главная песня в мире;
начало всех человеческих песен“.
Расул Гамзатов
Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.
Мелодия – это душа музыки.
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.
Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.
Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.
Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.
И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.
Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку, в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).
Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю», возникли от устаревшего глагола «баять» (т. е. «говорить», «рассказывать»).
Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т. е. монотонная.
Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.
В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.
На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…
А Вы поёте колыбельные своим детям?
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.
Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.
Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.
Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.
Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна.Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка – лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).
Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные: Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.
Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.
Тексты колыбельных песен.
«Не ложись на бочок»
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
Тебя схватит за бочок,
И утащит во лесок –
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
«У кота ли у кота».
У кота ли у кота колыбелька золота,
У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего есть помягше его.
У кота ли у кота изголовье высоко,
У дитяти моего есть повыше его.
У кота ли у кота одеяльце шелково,
У дитяти моего есть получше его,
Да покраше его, да помягше его,
Да почище его.
«Спи, сыночек мой».
Спи, сыночек мой, усни,
Люли – люшеньки – люли.
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В полях цветушки взрастут.
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли – люшеньки – люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Источник