Значение кгн в развитии ребенка раннего возраста
Любовь Белькова
Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
“Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка“.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.
Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, карандаш и. т. д.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, т. о., развивается и его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Формирование КГН – это основной компонент ЗОЖ, неотъемлемая часть культуры поведения будущей личности. Необходимо раннее обучение и формирование привычек ЗОЖ через развитие у детей потребности к чистоте и аккуратности, адекватному поведению.
Формирование КГН – форма всестороннего развития личности ребенка раннего возраста.
Развивает:
• общую и мелкую моторику
• зрение и слух
• внимание и мышление
• речевые функции
Формирует:
• этнические понятия
• нравственные качества
• волевые качества
• поведенческие навыки
Активизирует:
• предметную деятельность
• познавательную потребность
• установление причинно-следственных связей через мыслительную активность
• использование полученных навыков в игре
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Ранний возраст – самый эффективный период для начального формирования КГН.
Необходим комплексный подход к формированию КГН – как основы здорового образа жизни
Задачи:
1.Формирование у детей КГН через:
-гигиенические навыки
-навыки опрятности
-навыки одевания и раздевания
-навыки приема пищи
-навыки адекватного поведения
2. Создание условий
3. Этапы формирования навыков самообслуживания
4. Средства, способствующие усвоению навыков
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп.С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
«Оденемся сами».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
«Давай причешемся сами».
Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Позднее удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому,что он аккуратный: “Я хороший, потому что всё делаю правильно!”
Для привития этих знаний, умений и навыков в нашем ДОУ широко используется устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, уговорушки, способствующее эмоциональному восприятию обучения культурно-гигиеническим навыкам, чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», прослушивание аудио сказок, поговорок на тему КГН, помогающей в формировании и осознании адекватного поведения, рассматривание сюжетных картинок, создается соответствующая развивающая среда, которая является толчком для того, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, имела целенаправленное воздействие на формирование этих навыков у ребенка.
Формирование привычек ЗОЖ – процесс длительный, кропотливый, требует огромного терпения. Педагог должен личным примером прививать детям полезные навыки. Взрослый должен требовать от ребенка выполнения того, что сам повседневно делает;
-постоянно одобрять похвалой малейшие проявления самостоятельности у детей;
-радоваться его успехам;
-поддерживать его;
-дать почувствовать ребенку уверенность в себе, в своих возможностях.
Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительный эмоциональный тон, эмоциональное удовлетворение. Ведь если деятельность сопровождается положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехам, ребенок стремиться их повторить.
Важно помнить – у малыша есть свои вкусы и привычки, все навыки формировать постепенно. Обучение быстрее и легче проходит в игре.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Воспитатель, помощник воспитателя, родители должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Необходимо избегать необоснованного поторапливания и одергивания детей; публичного осуждения малыша за неумение; излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания; затягивания этих процессов.
Если взрослые всегда спешат на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия,то очень скоро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В процессе работы я планирую создать видео журнал «Мои достижения и успехи». В этом видео журнале планирую запечатлеть наши с детками успехи по формированию КГН (от начала до конца года) и продемонстрировать их родителям на итоговом родительском собрании.
В приёмной оформлен уголок “К Сведению родителей”, где содержатся советы и рекомендации для родителей по вопросу формирования КГН у детей раннего возраста. Родители оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям, выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Источник
Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт непросто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: “Застегните”, “Завяжите”, “Оденьте”.
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе ,сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал
внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит хороший, не нравится, значит плохой.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия “хорошо”, “плохо”. Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: “Я хороший, потому что всё делаю правильно!”
Дети3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребёнок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, “уже поели”, то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: “Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?”. Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнении единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание
Источник
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.
Задачи:
– Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания.
– Побуждать детей к самостоятельности.
– Оснастить предметно – развивающую среду учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
– Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно -гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Актуальность:
Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём) занимают большую часть времени бодрствования.
Период раннего детства – благоприятный период для формирования культурно – гигиенических навыков . Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети в этом возрасте понимают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно – гигиенических навыков. Освоение бытовых процессов позволяют детям раннего возраста удовлетворять потребность в самостоятельности. Навык – это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющие действие, и комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает . Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно – гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно – гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале , приходит к пониманию некоторых изменений , происходящих в нем самом в ходе бытового процесса : лицо из грязного превратилось в чистое , волосы ииз растрепанных стали красиво причесанными . Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки , замечает неполадки в одежде просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Формирование культурно гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки итд. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится . Малыш складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.
В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например не мешать другим во время еды, есть спокойно , не отвлекаясь ; не выходить из – за стола до окончания еды; спокойно подождать , пока подадут следующее блюдо; говорит «спасибо» после еды . Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит : не сложил одежду перед сном – она помялась ,стала некрасивой . В основном освоение правил происходит входе приучения , когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность . Ребенок видит, что полотенце было сухим , а когда вытерли руки , оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на ее взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно – следственные связи.
Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, кто-то стал значительно опрятней и т. д.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали
В режимных процессах, в совместной деятельности детей и взрослого мы формируем следующие умения:
Умываться, мыть руки
Приём пищи
Правила проведения и последовательность одевания и раздевания.
Пользоваться расчёской
Использовать зеркало
Пользоваться носовым платком
Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
С целью облегчения процесса освоения культурно-гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс не только наиболее доступным, но также интересным и привлекательным для ребенка раннего возраста. И делать это необходимо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом, очень важным является учёт возрастных особенностей детей 3-го года жизни, а именно, стремление к самостоятельности.
Так же следует учитывать тот факт, что дети третьего года жизни, овладевая новыми навыками, довольно часто превращают собственные действия в игру. Отсюда можно сказать, что самым эффективным способом усвоения новых навыков является – игра.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры- инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
С целью развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, целесообразно проводить такие виды игр:
• Навык одевания и раздевания
Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей» (Знакомство с раздевалкой, дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», «Чья картинка», игра «Уложим куклу спать», игра «Такие разные носочки», дидактическая игра «Кукла Маша идёт на прогулку», игра «Поможем кукле раздеться», дидактические игры «Застёжки и шнурки» ,«Волшебные пуговки», игра «Каждая ножка – в свой домик»и т. д.
• Навык культуры еды
Игровая ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» – визит куклы на обед, полдник, ужин; игра «Кукла ждет гостей», игра «Накормим куклу обедом», игра «Семья» и т. д.
• Навык пользования носовым платком
Игра “Кукла заболела”, упражнение “Носики-курносики”, игра «Платочек для куклы Оли», игра «Чудесный платочек» и т. д.
• Навык мытья рук
Игра «Умоем куклу Машу», игра «Покажи чистые ладошки», упражнение «Мыльные перчатки», упражнение «Сделаем лодочки», дидактические игры: «Причешем куклу Машу» ,«Купание куклы» и т. д.
Главным критерием отбора игр является доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры должны проводиться в небольшом временном интервале.
Особое внимание следует уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход.
Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно
сопровождать любые действия малыша
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает детям разнообразные сведения: о назначении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:
1.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
2.«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»
3.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила личной гигиены, то окружающие будут проявлять к ним уважение и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Источник