Значение экологических игр для развития ребенка
Зоя Васильева
Значение экологических игр для развития ребенка
Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский.
В наши дни экологическое образование и воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности и развития экологической культуры. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Большая работа проводится по экологическому образованию и воспитанию как в нашем дошкольном образовательном учреждении, так и семьях наших воспитанников.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому так же широко использую в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Экологическая игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней более эффективно.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду я строю на игровой основе, с большим включением разных видов игр о природе, включаю экологические игры во все режимные моменты, насыщая игрой всю жизнедеятельность детей в группе.
Значение экологических игр для развития ребенка очень велико. Экологические игры помогают воспитывать у детей интерес к природе.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, заданную взрослым. Экологические игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям и многообразию.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания помогают знакомить ребенка с окружающим вокруг миром, сформировать систему социальных ценностей,ориентированных на бережное отношение к природе:
• Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли (игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто спрятался?», «Птицы у кормушки»)
• С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе (игра «Помоги лесным жителям»)
• Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы (игры «На лесной полянке», «Как себя вести в лесу»)
Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (игра «Времена года», сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (игра «Кто где живет?»).
Так же в процессе экологических игр у детей развиваетсясвязная речь и обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности (игра «Угадай, что за растение?»).
Отмечу, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (игра «Собери шишки в корзину», сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).
В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).
Экологические игры способствуют так же физическому развитию, у детей совершенствуются такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.
В своей работе с детьми я использую экологические игры с правилами. Это дидактические словесные игры, дидактические игры с природными материалами (песком, снегом, каштанами, шишками, листьями и др.).
В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно – печатные игры, различные лото, разрезные картинки. Использую так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, работу с детьми в данном направлении сочетаю с работой с семьей, используя разные формы взаимодействия с ними. Родительские собрания в форме развлечений, игр, мастер – классов, игр – тренингов. Организую консультации и беседы экологического содержания: «Прогулки с детьми», «Экологические игры», «Домашняя экология», «Зеленая аптечка» и др., направленные на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, развивающих экологических игр. Родители воспитанников активно включаются в экологическое образование – участвуют в экологических мероприятиях: выставках поделок из природного и бросового материала, природоохранной акции «Посади дерево и сохрани его!», экологическихконкурсах различного уровня: Республиканский творческий конкурс для дошкольников и младших школьников «Синичкин день», Республиканский творческий конкурс «С любовью к животным», посвященный Всемирному дню животных, совместных походах и экскурсиях в ближайший лес и парк. Родители привлекались к изготовлению кормушек и скворечников и
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Литература:
1. Вакуленко Ю. А.Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
2. Николаев С. Н. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО. Николаева С. Н. // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5.
3. Газина О. Играя, познаем природу / О. Газина// Дошкольное воспитание. 2006. – № 7.
4. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
Источник
МДОУ №31 д.с. «Теремок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Воспитателя МДОУ №31 «Теремок»
Лукаш Юлии Павловны
по проблеме:
«Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольников»
г.Гуково
«Значение игр в экологическом воспитании детей»
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки.
Каждый день несет ребенку массу новых впечатлений, и, хотя ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его (хотя бы понарошку) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение.
Неотъемлемой частью в данном процессе является игра. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находиться в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» ребенка в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические занятия, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Экологические игры бывают:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой?
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие педагоги – А.С.Макаренко, Е.И.Тихеева, Р.И.Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста исследователей на проблему разработки и широкого применения в процессе обучения дидактических игр, цель которых – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.
В игре, более чем в каком-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
С помощью игры решаются различные учебные задачи:
- формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
- формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
- формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
- совершенствование нравственно-экологического воспитания;
- формирование навыков умственной деятельности детей;
- научить детей слушать и понимать обращаемую к ним речь;
- умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Также игра может быть формой
- организации обучения;
- методом закрепления знаний;
- средством воспитания нравственно-волевых качеств;
- коллективистских качеств.
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают “открытия”, узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:
- Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.
- В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде. Обеспечить квалификационное педагогическое управление игрой. Разработать систему диагностики игровой и познавательной деятельности.
Предполагаемый результат
- заботливое отношение к природе;
- способность делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- умение правильно взаимодействовать с природой;
- формирование умения делать элементарные умозаключения;
- расширение кругозора способствует интеллектуальному развитию;
- создание дружеских отношений в игре;
- умение играть по собственному замыслу;
- логически мыслить, принимать быстрее решения, работать в коллективе;
- повышение самооценки.
Источник
Казакова А.М., воспитатель речевой группы
ГБДОУ детский сад №31 Калининского района
Санкт-Петербурга
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются нравственно – экологические основы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
– расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
– развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
– бережное отношение к своему здоровью.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода средство познания ребёнком действительности.
Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой – нибудь другой игры. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает. Познание природы требует учета специфики живого организма и поэтому накладывает много запретов, ограничивает практическую деятельность ребенка. Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры. Существуют разные виды экологических игр характерных для детского возраста:
– дидактические игры;
– подвижные;
– сюжетно – ролевые,
– творческие;
– интеллектуальные;
– игры – путешествия;
– игры – эксперименты;
– самостоятельные игры.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играть. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т.д.), картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные.
Примеры дидактических игр: «Когда это бывает?», «Прочитай письмо из леса», «Животные», «Кто спрятался в лесу», «Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «Четвертый лишний», «Приготовь лекарство», «Воздух, земля, вода» (с мячом), «Назови перелетных птиц», «Путешествие капельки по временам года», «Птицы», «Умей различать природные явления» и много других; словесные: «Где были мы не скажем, а что делали, покажем», и другие; настольно – печатные: разрезные картинки, лото- «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные» и т.д.
Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры характеризуются следующими особенностями:
– игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;
– игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок;
– игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Лес».
Цель игры: дать первоначальное представление о лесе; вызвать интерес к лесу, воспитывать бережное отношение к растениям.
Также можно организовать следующие сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Ферма», «На птичьем дворе» и другие.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки», «Лиса и куры», «Заяц», «Змейка» и т.д.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми в парке, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.
Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. В процессе игр – путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль – экскурсовода, заведующего фермой и т.д.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем известно, что дошкольников называют «почемучками». Поэтому особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры – эксперименты.
В связи с активным распространением видеотехники, компьютеров дошкольники стали меньше играть самостоятельно. Наблюдения показали, что даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т.д.) содержание. Самостоятельная игра детей дошкольного возраста требует особого внимания и создания необходимых условий.
Каждый воспитатель выбирает те виды игр, которые ему больше всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться на знания детей. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Мы играем с детьми, учим их игровым действиям и выполнению правил игры. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в игре сюжету, должен быстро сообразить, как поступить в сложившейся ситуации. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им – ребенок учится играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому в играх целесообразно применять наглядный материал, придумывать интересные игровые моменты.
Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда можно достичь хороших результатов.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка сами, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Источник