Значение изобразительной деятельности для сенсорного развития ребенка
Консультация для родителей
“Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста”
Зцарина Е.И., воспитатель
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. На момент рождения анализаторы ребенка достаточно сформированы, но они еще не способны к полноценной работе. В новом для себя мире ребенок знакомится с различными явлениями и свойствами объектов окружающего мира. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого.
Изобразительная деятельность является уникальным средством по формированию эстетических качеств, развитию способностей и творческого потенциала дошкольников. Рисованием ребенок может начать заниматься даже раньше, чем научится ходить. Возникает и формируется первоначальное освоение действий с изобразительным материалом, то есть ребенок начинает впервые «играть с художественным материалом». Наиболее успешно сенсорные способности формируются в продуктивной деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать. Задача воспитателя — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.
Успешное овладение изобразительной деятельностью способствует развитию сенсорных эталонов. Формируются представления:
– о предметах и явлениях;
– о свойствах и качествах предмета;
– об их форме и величине;
– положении в пространстве.
Занимаясь продуктивными видами деятельности, такими, как: рисование, лепка, аппликация, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы познавательное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с раннего возраста – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Стимулирующим развитие сенсорных способностей может быть изобразительная деятельность. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие сенсорных способностей у ребенка.
Известно, что сенсорные способности ребенка складываются из таких познавательных процессов, как ощущения и восприятие.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью.
Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами.
В первую очередь, детей раннего возраста нужно научить изображению несложных предметов окружающего мира.
Так как у детей еще очень мал жизненный опыт, нет запаса представлений о предметах, дети не умеют выделять их свойства. Важно развивать у детей восприятие предмета в целом, а затем выделению тех свойств, передача которых даст возможность изобразить предмет (форма, величина, цвет, а позднее и строение предмета). На основе восприятия у детей образуются представления, которые и направляют процесс изображения.
Также при проведении занятий по изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации.
Таким образом, изобразительная деятельность оказывает огромное значение на сенсорное развитие ребенка- дошкольника.
В заключении я хочу сказать, что развивать сенсорные способности ребенка средствами изобразительной деятельности нужно начинать с самого раннего возраста. Важно помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета,
Посмотрите, какие интересные рисунки получаются с помощью техники “Отпечатки поролоном”, где дети познают и цвет и форму, таким образом закрепляются сенсорные эталоны.
В своей работе я руководствуюсь принципом: “Лучше дать больше, чем меньше”.
Консультация для родителей
“Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста”
Зцарина Е.И., воспитатель
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. На момент рождения анализаторы ребенка достаточно сформированы, но они еще не способны к полноценной работе. В новом для себя мире ребенок знакомится с различными явлениями и свойствами объектов окружающего мира. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого.
Изобразительная деятельность является уникальным средством по формированию эстетических качеств, развитию способностей и творческого потенциала дошкольников. Рисованием ребенок может начать заниматься даже раньше, чем научится ходить. Возникает и формируется первоначальное освоение действий с изобразительным материалом, то есть ребенок начинает впервые «играть с художественным материалом». Наиболее успешно сенсорные способности формируются в продуктивной деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать. Задача воспитателя — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.
Успешное овладение изобразительной деятельностью способствует развитию сенсорных эталонов. Формируются представления:
– о предметах и явлениях;
– о свойствах и качествах предмета;
– об их форме и величине;
– положении в пространстве.
Занимаясь продуктивными видами деятельности, такими, как: рисование, лепка, аппликация, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы познавательное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с раннего возраста – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Стимулирующим развитие сенсорных способностей может быть изобразительная деятельность. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие сенсорных способностей у ребенка.
Известно, что сенсорные способности ребенка складываются из таких познавательных процессов, как ощущения и восприятие.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью.
Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами.
В первую очередь, детей раннего возраста нужно научить изображению несложных предметов окружающего мира.
Так как у детей еще очень мал жизненный опыт, нет запаса представлений о предметах, дети не умеют выделять их свойства. Важно развивать у детей восприятие предмета в целом, а затем выделению тех свойств, передача которых даст возможность изобразить предмет (форма, величина, цвет, а позднее и строение предмета). На основе восприятия у детей образуются представления, которые и направляют процесс изображения.
Также при проведении занятий по изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации.
Таким образом, изобразительная деятельность оказывает огромное значение на сенсорное развитие ребенка- дошкольника.
В заключении я хочу сказать, что развивать сенсорные способности ребенка средствами изобразительной деятельности нужно начинать с самого раннего возраста. Важно помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета,
Посмотрите, какие интересные рисунки получаются с помощью техники “Отпечатки поролоном”, где дети познают и цвет и форму, таким образом закрепляются сенсорные эталоны.
В своей работе я руководствуюсь принципом: “Лучше дать больше, чем меньше”.
Источник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Левороссошанская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение Детский сад
Каширского муниципального района
Воронежской области
«Сенсорное воспитание дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью»
Воспитатель 1кв. категории
Терехова Елена Владимировна
с. Левая Россошь
2017 год
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребёнка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребёнок познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Дошкольный возраст уникален по своему значению для развития ребёнка. С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности – в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Совершенствуется сенсорное развитие. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
В научной литературе, посвящённой вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:
– обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,
– формировать эстетические чувства и представления,
– развивать образное мышление и воображение,
– учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В психолого-педагогической литературе сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Основная задача сенсорного воспитания дошкольников– своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.
На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.
Таким образом, для сенсорного воспитания дошкольников занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение.
Список использованной литературы:
- Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие студентов СПО [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 420 с.
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2014. – 96 с.
- Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студентов высш. школы и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Источник
Сенсорное воспитание дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребенок познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Дошкольный возраст уникален по своему значению для развития ребенка. С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности – в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Совершенствуется сенсорное развитие. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
В научной литературе, посвященной вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:
– обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,
– формировать эстетические чувства и представления,
– развивать образное мышление и воображение,
– учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В психолого-педагогической литературе сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Основная задача сенсорного воспитания дошкольников– своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.
На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.
Таким образом, для сенсорного воспитания дошкольников занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение.
Список использованной литературы:
Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие студентов СПО [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 420 с.
Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2014. – 96 с.
Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студентов высш. школы и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Источник