Значение исследования в развитии ребенка

Значение исследования в развитии ребенка thumbnail

Мирослава Ткач
Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С. Гин

«Детская поисково – исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся по мнению Савенкова А. И.:

– интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

– эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;

– волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л. С. Выготского, А. К. Дусавицкого, В. Н. Мясищева, Н. Г. Морозовой, А. И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;

– творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, ООД, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Основная организованная деятельность (ООД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.Для успешного взаимодействия необходимо:

–установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов,используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке и т. п.

3.По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка) ;

— групповые (5—10 детей) ;

— коллективные (вся группа) .

4.По причине их проведения:

— случайные. Специальной подготовки не требуют.

—запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

— поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

— систематические.

6.По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

— длительные (свыше 15 минут) .

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8.По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9.По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;

— решение экспериментальных задач.

11.По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

Структура эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира. В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.Их элементарность заключается:

Во – первых,в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В – третьих, они практически безопасны.

В – четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Источник

«Роль исследовательской деятельности в развитии

индивидуальных способностей учащихся»

Выполнила:

Фомина Ольга Владимировна-

учитель физики первой категории

МБОУ СШ №17

Контактный телефон:

8(83147)57-2-33

Адрес: 607260, Нижегородская область,

г.Арзамас, микрорайон Кирилловский,

улица Центральная дом4

е-mail:17school_arzamas@mail.ru

тел. 89200549268

Арзамас, 2017

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное “наращивание”.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников.

Профессия учителя по своей природе творческая. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более и более распространяются инновационные подходы к обучению.

Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Поэтому так много внимания уделяется исследовательской деятельности, заставляя учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить развитие индивидуальных способностей учащихся.

Исследовательская деятельность предоставляет новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника – тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы и позволяющей создать новые знания. В результате исследовательской деятельности учащиеся школы умеют

– самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;

– творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

– грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;

– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт – полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения. Особенно важно отметить, что в исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие мотивирует на обучение в целом, прививает интерес к собственному получению знаний.

Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.

  • Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

  • Существуют множество нетрадиционных уроков. Предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок-защита исследовательских проектов.

  • Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Формы организации исследовательской деятельности:

  • Факультативные занятия

  • Ученическое научно-исследовательское общество

  • Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях

  • Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:

  • Первый этап – учебно-исследовательская деятельность на уроке. Школьники выполняют поиск информации, делают доклады и готовят рефераты.

  • Второй этап – система дополнительного образования на дополнительных занятиях. Школьники знакомятся с методикой проведения исследований, познавательная деятельность учащихся активизируется.

  • Третий этап – научно-исследовательская деятельность. Участие в школьной научно-практической конференции, в городских, региональных, всероссийских конкурсах.

Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить учеников в их человеческой ценности.

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. Результаты исследований оформляется в виде реферата или творческого отчета с использованием рисунков, схем, фотографий.

Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в школе становится применение в работе новых информационных технологий. Влияние новых информационных технологий на организацию и содержание информационного обеспечения учебного процесса и исследовательской работы в школе является сегодня важнейшим условием ее поступательного развития. В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет ведет громадный потенциал образовательных услуг. Не менее важным в исследовательской работе является умение презентовать свой труд. Для этого активно используются учащимися возможности школьного кабинета информатики. Где ребята могут готовиться к выступлению. Каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать определенные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

         Предмет физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования.

  В последние годы в наших школах большую популярность приобретает научно-исследовательская деятельность учащихся. Организация и подготовка такого вида деятельности требует от учителя и учащихся огромных затрат времени, поиска и анализа большого количества источников. Но важен результат, когда ребенок осознает себя автором открытия, пусть небольшого, пусть уже давно известного.

         Выбор темы исследовательской работы связан не только с актуальностью данной проблемы, но и с интересами учащихся.  И здесь учитель должен стать достойным руководителем, опорой в развитии интересов своих подопечных.
         Приведу примеры отдельных работ , выполненных учащимися нашей школы под моим непосредственным руководством:

1.«Энергосбережение. Расчет эффективности и экономичности для школы №17 г.Арзамаса», работа на областной конкурс проектных работ «Экологическая мозаика», 1 место по городу

2. Мультимедийный продукт «Что такое энергосбережение?» Проектная работа по теме: «Расчеты по энергосбережению и возможный альтернативный источник энергии в школе №17 города Арзамаса» Мультимедийный продукт «Энегросбережение в освещении жилых домов», работы представленные на областной конкурс проектных работ по энергосбережению «Мало ВАТТов», 1 место по городу

3.В рамках участия во всероссийском проекте «Доброе дело», «Час без электричества» нами был составлен план мероприятий рассчитанный на целую неделю. Мы назвали эту акцию Неделя энергосбережения в МБОУ СШ №17

4.Участие в городской научно – практической конференции «Шаги в науку», с работой «Мой класс в цифрах и диаграммах», «Влияние веса школьного портфеля на ученика»

5. Ежегодное участие в региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, темы самые различные: «Использование альтернативных источников энергии для школы», «Эксперименты с мыльными растворами», «Современные вредные полезные гаджеты»

6. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся общеобразовательных организаций «Отечество» с темой «Карстовые озера и провалы нашего края», 1 место по городу

7. Организация и проведение Недели математики, информатики, физики.

8. Гагаринский урок .

Мои воспитанники за последнее 5 лет активно участвовали в работе научно-практических конференций разного уровня. Учащиеся расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.

Я думаю, что практика решения проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности – это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей по-прежнему сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника. Исследовательская деятельность прививает вкус к научной работе, влияет на выбор будущей профессии, формирует активную жизненную позицию будущего гражданина.

В ходе совместной деятельности поиска ответа на заявленную проблему происходит сплочение в одну творческую группу учителей и учеников, причем последние          приобретают неоценимый практический опыт сбора, обработки и презентации научной информации, опыт делового общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

При защите своих исследовательских работ учащиеся учатся отстаивать свои мнения, приводить аргументы, доказательства. И с каждым разом, выходя на аудиторию, шаг их становится тверже, появляется уверенность в голосе, вера в то, что они говорят. Наблюдая за их выступлением перед аудиторией, я вижу развитие личности. Ведь как сказал один из участников конференции: «Главное то, что я победил свой страх».

         И закончить хотелось словами русского педагога Вахтерова Василия Порфирьевича: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Литература

  1. Ахметшина Ф.А. Методологическая культура учителя6 научно-исследовательская работа в школе. – Казань, 2008. – 180с.

  2. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им.Ярослава Мудрого, 2000.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

Источник