Значение игры в развитии восприятия ребенка
Екатерина Пастухова
Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла Надежда Константиновна Крупская.
Она считала, что во время игры ребенок учится преодолевать трудности, у него развивается сообразительность, находчивость, инициатива.
Н. К. Крупская отмечает, что получение знаний возможно не только сидя над книгой, но и через игру, которая помогает детям познать жизнь и самих себя. С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы. Игра применяется, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
В работе Коломинской Я. Л. и Панько Е. А. говорится о том, что дидактическая игра построена на том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в интересной игровой форме. Целью дидактических игр является содействие формированию познавательной активности ребёнка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.
Дидактическаяигра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу.
В исследованиях Сорокиной А. И. показано, что основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интересней для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. Детей необходимо учить игровым действиям. Игровые действия не всегда подразумевают практические внешние действия, когда нужно что – то сравнить, рассмотреть. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.
Сорокина А. И. указывает на то, что дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношения детей. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду».
По мнению Сорокиной А. И. руководство дидактическимииграми включает следующее:
а) отбор и продумывание программного содержания, конкретное определение дидактических задач, определение места и роди игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи с другими формами обучения;
б) проектирование игры, определение игровых действий, правил и результата игры;
в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы.
По мнению Усовой А. П. дидактическая игра является наиболее популярным средством обучения детей дошкольного возраста. В процессе дидактической игры ребёнок самостоятельно получает знания. Взрослому остается только следить за ходом игру и вносить необходимые поправки. В лучшем случае взрослый может действовать на одном уровне с играющими детьми, т. е. в рамках правил игры и игровых действий.
По мнению Е. И. Удальцовой необходимо иметь разнообразные дидактические игры. Но это не означает, что их должно быть очень много, так как большое количество игр и игрушек рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Введение новых игр должно осуществляться постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
По мнению Сорокиной А. И. для развития интереса к дидактической игре у старших дошкольников нужно включать более сложные интеллектуально – волевые задачи. Практическая деятельность детейстановится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.
Игра должна быть интересной, умной, а не бездумным развлечением. Если игра слишком развлекательная, то она утрачивает способность быть формой обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
В работе Сорокиной А. И. говорится о том, что дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних выступают отчетливее одни, а в других иные.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации по видам до сих пор нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по оформлению математических представлений и др.Иногда игры соотносят с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно – печатные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Удальцова Е. И. считает, что для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
Для каждого периода развития характерны свои особенности развития восприятия. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер. Все свойства предмета, например, величина, цвет, форма, вкус – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В среднем дошкольном возрастеребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения.В процессе активного познания ребенок знакомится разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах. Ребенок способен различать предметы по определенным признакам, выявлять между предметами и явлениями связи и отношения. У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему эталонов, которая сформировалась ранее, благодаря практическим действиям с предметами. Процесс восприятия на данном этапе протекает во внутреннем плане. Ребенок мысленно способен расчленить видимый предмет на части и затем объединить их в единое целое. Он даже мысленно может переворачивать предметы, прикладывать, измерять их. Такие сложные действия помогают целостно воспринимать предмет. Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходства.
Васильева М. А. считает, что дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.
Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Это способствует активизации, имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. [8, с. 78]
Итак, к концу дошкольного возраста у ребенка должно быть хорошо развито восприятие.С ним тесно связаны другие психические процессы: мышление, память, внимание, речь, воображение. Если в дошкольном возрасте ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним психические процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.
Развитие восприятия в педагогическом процессе может осуществляться различными средствами.В качестве них могут выступать различные виды деятельности: лепка, рисование, чтение художественных произведений и другие. Наиболее эффективным средством развития восприятия в старшем дошкольном возрасте выступают логические дидактические игры. В процессе решения игровых задач у детей формируется наблюдательность, причем это происходит непреднамеренно, в интересной, занимательной для ребенка игровой форме. В играх дети сравнивают чем похожи, и чем отличаются предметы и почему; учатся классифицировать предметы по определенному признаку.
Игры, стимулирующие развитие восприятия, могут быть использованы на занятиях, в свободной деятельности, на прогулке.
Источник
Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Роль игры в психическом развитии ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.
Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.
Воспитательное значение игрушек:
– это обязательный спутник детских игр;
– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,
– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;
– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;
– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;
– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.
Требования к игрушкам:
– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
– иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
– должны быть безопасными и гигиеничными;
– развивать познавательные интересы, активизировать общение;
– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;
– пробуждать творческое воображение, изобретательность.
Какие бывают игрушки.
В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.
Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.
Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Источник