Значение игры в развитии речи ребенка раннего возраста

Татьяна Лузгина
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста

«Игра — это огромное светлое пятно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений и понятий об окружающем

мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Учитывая актуальность данной проблемы,цель моего доклада:

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста.

Цель предопределила следующие задачи:

Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка

– Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами

– Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры.

– Расширение активного и пассивного словаря

– создавать условия для речевого развития детей раннего возраста.

Дидактическиеигры классифицируются на три основные группы: словесные, настольно-печатные и игры с предметами.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики, так как речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Большое значение уделяю работе по развитию мелкой моторики, используя пальчиковые игры. Для этого я ежедневно провожу игры с пением, стихами или дидактические игры со звукоподражанием, которые дают возможность ненавязчиво, а в интересной для ребёнка форме тренировать речевой аппарат. В таких играх участвует вся группа («Каравай», «Два весёлых гуся», «У медведя во бору»). Данные дидактические игры, по моему мнению, очень полезны для развития слухового внимания малышей.

Большое значение для развития речи имеют игры, которые содержат диалоги («Далеко-далеко», «Гуси-гуси»). Положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.

С целью формирования диалогической речи я применяю такой методический прием, связанный с разговором, как приём словесных поручений. Особенно велико значение этого приёма в освоении речевого этикета.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры разнообразные по видам: лото, домино, парные картинки, разрезанные картинки. При использовании настольно-печатных игр большое влияние на развитие речи детей оказывает отгадывание и загадывание загадок. Загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами русского языка.малыши играя в разные настольно-печатные игры: лото, домино, парные картинки, закрепляют знания о предметах, их названии, классификации, устанавливают взаимосвязь между предметами и составлением целого из частей

Игры с предметами.

При использовании дидактических игр с предметами, по большей части, используются игрушки. Играя с ними, ребёнок производит разнообразные изменения места, положения, действия, называет качество, цвет, форму. В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова, усваивая морфологические элементы языка.

Помимо перечисленных игр,в своей работе я применяю игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» «Мчится поезд» и др.

Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того использую народные, дидактические, хороводные игры с действиями. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зайка серенький сидит».

Игры- инсценировки. Для этих игр использую дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.

Активно применяю в соей работе упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно».

Для развития артикуляционного аппарата мною широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок. Приобщение детей к художественной литературе имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей

Активно применяю пальчиковые игры: развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики.

Свою работу по речевому развитию провожу также и с родителями в виде консультаций, индивидуальных бесед, папок-передвижек, анкетирования, выступлений на родительских собраниях.

Родители в свою очередь активно оказывают помощь в изготовлении поделок для центра речевого развития.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей.

Таким образом можно сделать вывод :систематическая работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище. Постараюсь столь же плодотворно трудиться в заданном направлении.

Читайте также:  Тесты на развитие у ребенка мышление

Спасибо за внимание!

Источник

Использование игр в развитии речи детей раннего возраста.

Я работаю на ясельной группе около 10 лет, за это время я достаточно изучила этот возраст. Заниматься, общаться с малышами в этот возрастной период очень интересно. Но мне кажется, что дети раннего возраста усваивают новые знания в игре значительно успешнее, чем на успешных занятиях.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Я заметила, что в этом возрасте дети пытаются действовать как взрослые. Но в тоже время они нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Мне очень нравится наблюдать за детьми: они внимательно слушают объяснение и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами ( Что это? Как? Зачем? Где? ). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Они начинают активно общаться  со сверстниками и взрослыми. Очень интересно слушать рассказы детей: они рассказывают о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые распространенные предложения. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Поэтому я всегда рекомендую родителям больше общаться со своими детьми. Подробно отвечать на их вопросы.

Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать самостоятельные выводы, но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки. Например, когда я показывала детям картинку с изображением черепахи Женя (2.5 года) – сказал мне, что «Это паркет». Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателями. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют», «Это растет на грядке. Морковочка это»). Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять просты словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но целые фразы, рифмовки. Хочу отметить, что речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений его ко взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу взрослый. Всегда советую родителям учить детей обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, смотреть.

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями. Со временем у ребенка появляется потребность выражать свои чувства и знания с помощью слов. Развитие речи происходит постепенно, начиная с года и заканчивая школьным возрастом. Развитие речи в раннем возрасте происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас. Общение с родителями постепенно переходит на более зрелый уровень. Если проследить развитие речи у малолетних детей, то можно наблюдать следующее:

Возраст 1-1,3 года.

Ребенок учится активно подражать взрослым, старается повторять за ними различные слова. В этот период развитие речи приобретает черты осмысленности: например, ребенок может назвать игрушку машиной, или предмет из которого он пьет – кружкой.

Возраст 1,5 года.

Развитие речи в этот период предоставляет собой достаточно сформированный запас слов, состоящий уже не только из существительных, но и из некоторых глаголов. Ребенок может называть не только конкретные предметы, но и предметы одного вида.

Возраст 2-2,5 лет.

В этом возрасте наблюдается разное расширение словарного запаса детей. При помощи слов он может выражать свои мысли, активно разговаривает с родителями, может задавать много вопросов. Раннее развитие детей в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и коротких простых  предложений. Этот возраст малышей называют возрастом «почемучек».

Возраст 3 года.

Развитие речи в этот возрастной период представляет собой завершение формирование начальных знаний и навыков, из которых впоследствии  начинается новый этап в развитии ребенка. В этом возрасте многие дети с помощью слов может рассказать могут рассказать обо всем, сто происходит вокруг него. Ребенок интересуется всем что происходит, и задает много вопросов взрослым.

Так поэтапно развивается речь детей в возрасте от 1до 3 лет.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

  – занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

  – необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

  – в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

  – нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

  – уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

Читайте также:  Наблюдение как метод исследования ребенка с нарушениями развития

  – длительность занятия должна составлять от 5-10 до 15-20 минут;

  – необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Хочу привести пример некоторых игр, которые имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха и дыхания, пассивной и активной речи. Они могут «разговорить ребенка», учат активно пользоваться речью в разных ситуациях.

«Что звучит?»

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры.

    Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малышей на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

    Когда дети научаться хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а вы постарайтесь определить на слух, какая погода на улице» или во время прогулки попросите ребенка : «Закрой глазки и постарайся угадать какие птички прилетели к нашей кормушке».

    Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и др.

                                «Пошуршим, постучим»

Цель. Развивать слуховое восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Ход игры.

    Игра проводится в помещении. Познакомьте детей с разными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее,  уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

    Когда дети научатся внимательно слушать звуки предметов, предложите им закрыть глаза (можно производить звук за ширмой или за спиной у детей) и угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Затем пусть дети назовут или покажут источник звука.

    Сначала нужно договариваться с детьми какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, имеющиеся в комнате. Когда дети научатся играть в эту игру, роль ведущего можно предложить кому-нибудь из них.

                               «Коробочки со звуками».

      Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

      Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

                               Ход занятия.

       Насыпьте в небольшие одинаковые коробочки разные крупы: горох, гречневую крупу, рисовую или манную. Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Сначала познакомьте детей с коробочками и со звуками, которые они издают. Обратите внимание малышей на то, что одни звуки похожи, а другие резко различаются. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к издаваемым звукам. Затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук.

         В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару – ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику- деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному. В следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

                                  «Лети, бабочка».

        Цель. Формировать длительный непрерывный ротовой выдох; развивать мышцы губ.

        Материалы. Яркие бумажные бабочки(2,3 штуки).

                                   Ход игры.

        Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длинной 20-40 см. Нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица, стоящего ребенка.

        Покажите детям бабочек и предложите поиграть с ними: «смотрите, какие красивые бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать».

        Подуй на бабочек: «Смотрите, полетели! Как живые! Теперь попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше?»

        Дети встают возле бабочек и дуют на них – можно дуть всем вместе или по очереди. Во время игры необходимо следить за тем, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи, дули на одном выдохе, недобирая воздух, не надували щеки, а губы слегка выдвигали вперед.

«Воздушный шар».

         Цель. Формировать сильный плавный ротовой выдох; развивать мышцы губ.

         Материалы. Воздушный шар на ниточке; шар, наполненный газом.

         Ход игры. Повесьте воздушный шар так, чтобы он висел на уровне лица ребенка. Подуйте на шар. Затем предложите ребенку подуть на шарик – чем выше взлетит шарик, тем лучше.

Читайте также:  Карта диагностики и развития способностей ребенка

         Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае ниточку шара нужно прочно прикрепить скотчем к полу так, чтобы он улетел вперед как можно дальше. Затем предложите детям выполнить это упражнение. Для того, чтобы малышам было интереснее, можно использовать шары, изображающие зверей или птиц.

                                   «Веселая песенка».

         Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

         Материалы. Кукла или матрешка.

         Ход игры. Предложите малышу спеть вместе с куклой веселую песенку: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «Ля-ля-ля!» Давайте споем вместе с Катей!»

          И герои и песенки в этой игре могут разные: «Па-па-па, на-на-на, та-та-та».

          Во время пения следите, чтобы дети на одном выдохе произносили подряд три слога. Постепенно можно научить малышей петь на одном выдохе более длинные песенки, состоящие из 6-9 слогов. Вовремя игры следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

                               «Собираемся на прогулку».

           Цель. Развивать понимание речи.

           Материалы. Предметы одежды и обуви.

           Ход игры. Все необходимые вещи заранее разложены на стульчике.

           Во время одевания комментируйте свои действия, называя предметы одежды и обуви: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая теплая кофточка. А что это на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. А где цветочек? Давай наденем кофточку…»

                              «Семейный альбом».

          Цель. Обогащать пассивный словарь детей (слова – название членов семьи)

          Материалы. Семейные фотографии с изображениями близких  ребенка.

          Ход игры. Вместе с ребенком рассмотрите семейные фотографии и попросите его найти, собственное изображение, показать маму, папу, бабушку, дедушку и др. родственников; дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы.  Говорите простыми фразами: «Покажи, где на фотографии мама, найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом рвал на даче?».

                               «Самолеты».

         Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого(повторение звука «у»).

         Ход игры. Прочитайте детям стихотворение:

                                                   По земле разбежался,

                                                   В небо поднялся!

                                                   Летит самолет

                                                   Прямо вперед.

        Предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели : «У-у-у!»».

         Расставив прямые руки в стороны, передвигайтесь по комнате, произнося звук «у», побуждайте детей повторять движение. Следите за тем, чтобы малыши не сталкивались друг с другом.

                                   «Петушок».

          Цель. Развивать активную речь детей.

          Материалы. Игрушечный петушок.

          Ходи игры. Покажите ребенку петушка и скажите: «Посмотри, к нам в гости пришел петушок. Вот какой у него яркий хвост. А это красивый гребешок. Где живет петушок – в деревне или в городе? Конечно, в деревне. Утром он встает раньше всех и начинает кукарекать: « Ку-ка-ре-ку!» Поднимайтесь! Просыпайтесь! А теперь послушайте потешку про петушка:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

         Через несколько дней, когда дети запомнят потешку, начинайте делать паузы в конце строки, побуждая их договаривать последнее слово.

         Постепенно игру можно усложнить, предлагая детям договаривать не отдельные слова, а целые строки.

Хочу дать совет всем родителям: больше общайтесь со своими детьми. Не отталкивайте их, если ребенок подошел к вам с вопросом. Подробно отвечайте на вопросы детей. Ведь для раннего возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками, взрослыми, выступает  как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Используемая литература:

Е.А.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста».

З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Источник