Значение игры в развитии ребенка

Значение игры в развитии ребенка thumbnail

Екатерина Михальчёнок
Значение игры в развитии ребенка-дошкольника

Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут…».

А. И. Горький

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т. к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Игра – отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра – всегда импровизация. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка.

Значение экспериментирования в развитии ребенка
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Консультация для родителей «Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка»
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Литературная гостиная «Значение чтения в развитии ребенка»
Литературная гостиная на тему: “Значение чтения в развитии ребенка”‘ Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли.

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника. Корхова Юлия Александровна – воспитатель Структурное подразделение детский.

Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка
Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Источник

Автор: Агбалян Валентина Васильевна

«Значение игры в развитии и воспитании ребенка»

    История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом чуде света – игре. Игра дело серьезное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учили человеческим отношениям.

    Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще. Это – творчество детей во всем. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно творчество позволяет ребенку обживать, наполнять окружающий мир своими желаниями.

Читайте также:  Развитие мотивации достижения успехов у ребенка

Всякая игра имеет неоценимое’ значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя какую – то определенную роль животного или человека определенной профессии, ребенок создает особую действительность, в которой он является значимым лицом. Рядом с реальной действительностью ребенок строит воображаемый мир. В этом случае развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей и персонажей, координировать их, проигрывать определенную ситуацию.

Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, беря на себя роль других персонажей, дошкольник способен преодолевать все трудности в своем развитии.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это школа общения для ребенка.

Воспитание детей раннего и дошкольного возраста представляет собой единый процесс. Содержание и методы его изменяются в соответствии с возросшими психическими и физическими возможностями детей. За первые годы ребенок проходит большой и сложный путь развития. В этот период в игре дети учатся договариваться друг с другом о совместных действиях, о распределении ролей, подбору игрушек.

Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Игра, придуманная самими детьми, – это отражение жизни. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он – не настоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей. Детям свойственно в играх проявлять свою выдумку, фантазию, аналитические способности.

Воспитание детей в игре – это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр – это быт, семья, школа, праздники. Мальчики обычно играют в «войну», девочки – в «дочки- матери». Наблюдая за детьми во время игры, можно судить о взаимоотношениях в их семье. Изображая работу родителей, дети учатся подметать и пылесосить пол, стирают кукольное белье. В каждой игре есть своя изюминка, которая определяет ее педагогическое значение, её содержание, закрепляет интерес к новым знаниям.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка очень велико. Дети подражают героям книг, воплощающих действия в игре.

Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строят сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение.

Все игры для детей разрабатываются с учетом игрового материала и правил игры. Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, педагогом ставится цель игры, которая включает в свою очередь два аспекта:

1)    воспитательный, т.е. чему игра может научить ребенка;

2)    познавательный, который подразумевает объем информации и форму ее подачи.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не просто как передача навыков, а как развитие способностей ребенка. Игровой материал также является необходимым атрибутом: он нужен для продуктивного обучения и развития детей.

В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т.д. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре, чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанными с жизненными ситуациями.

Читайте также:  Отличия детский сад от центра развития ребенка

   Игра развивает  и  радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается его воображение,  фантазия, следовательно, создается почва для  формирования инициативной, пытливой личности.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка.  Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в  работе, когда вырастет. Поэтому воспитание  будущего деятеля происходит прежде всего в игре. 

comments powered by HyperComments

Источник

Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что – либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по – настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.

Читайте также:  Детский сайт для развития ребенка 2 лет

Виды игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры». Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные, хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления. 

Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. 

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И. Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. 

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку “выйти” из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно.

Заключение

Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия.

Источник