Значение игры в развитии и воспитании ребенка консультация для родителей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Консультация для родителей
«Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель:
Носкова Ирина Мурадовна
п.г.т. Излучинск 2017 г.
«Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.
Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.
Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.
- Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
- Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1, 5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
- Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
- Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
- И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
Источник
Консультация для родителей
«Значение игры в жизни и развитии ребёнка»
Что может быть интереснее и важнее для ребёнка? Конечно же, игра.
Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идёт в детский сад. С помощью игры развивается внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом:
- В игре ребёнок выражает свои чувства, эмоции, мысли.
- Через игру познаёт окружающий мир.
- В игре ребёнок учится общаться со сверстниками и познавать себя.
- В игре развивается способность к воображению.
- В игре ребёнок имитирует действия взрослого.
- В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре ребёнок развивается духовно.
Игра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у ребёнка подражательные действия: он «читает», говорит по телефону, играет на кухне с посудой – словом, делает то, что постоянно видит перед собой.
По мере взросления, игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой – об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.
Рекомендации для родителей.
- Не оставайтесь зрителем детских игр, играйте вместе с детьми.
- Создавайте в игре непринуждённую, естественную обстановку.
- Не навязывайте свой сюжет игры, то, что ему неинтересно.
- Играя с ребёнком, не показывайте своё превосходство. Так он быстро потеряет интерес к игре.
- Игра всегда должна быть поучительной.
- Пусть о том, как правильно вести себя в каких – либо ситуациях, ребёнок узнает от кукольных персонажей.
- Умейте заканчивать игру безболезненно для ребёнка. Лучше всего это сделать от лица игрового персонажа: «Саша, я так устал и проголодался. Пойдём, вымоем руки – и за стол. А потом мы …»
- Важно научить ребёнка всегда убирать игрушки после игр. Для этого можно также подключить кукольный персонаж. Можно придумать игровую ситуацию, которая заставила бы ребёнка убрать игрушки на место.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Он должен быть осознанным и продуманным.
Какую игрушку нужно купить ребёнку, чтобы от неё были польза и радость?
- Приобретая игрушку ребёнку, учитывайте уже имеющиеся у него игрушки.
- Покупайте игрушки по возрасту или слегка «на вырост».
- Игрушки должны быть яркими, безопасными для его возраста.
- Игрушка должна учить и развивать ребёнка.
- А вот чего никогда нельзя делать – так это обещать купить игрушку за хорошее поведение.
- Не водите ребёнка слишком часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ваш ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только тогда, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
И помните, что у каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страхи: страх одиночества и страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой – игрушкой.
Ограничьте число игрушек, так как их изобилие ничего не даст ребёнку в плане развития. Внимательно посмотрите, с какими игрушками ваш ребёнок давно не играет, и уберите их незаметно. В младшем возрасте он даже не заметит этого. С появлением новых игрушек каждый раз убирайте что-то из старых. По истечении времени, старые, давно забытые игрушки, можно дать ребёнку. И вы увидите, как ваш малыш обрадуется им, ведь для него они снова станут новыми.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 53» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Консультация для родителей
«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Составила: Нургалеева Р. К.
воспитатель Д/с № 53
Нижнекамск 2013 год
Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
В игре ребёнок обучается:
Эмоционально вживаться, “врастать” в сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
Не-е-е… Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.
Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…
А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение?
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно “приготовить” кукле “яичницу”, палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: “Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать”, или напомните “водителю”, что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения “понарошку”, “как будто”, “по правде”. Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, “понарошку”. Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Ситуация для анализа.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:
Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
И пить вино это плохо, добавляет Женя.
Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Ребенок 4 – 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются много темные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре “дочки-матери” куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4 – 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: “Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым”. Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Источник